Педагогический процесс в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений

Разделы: Логопедия


Поступая в детский сад, ребенок проходит процесс адаптации. Изменение социальной среды сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Педагоги в силах сделать этот процесс максимум безболезненным. Одни дети входят в новые условия легко, а другие – тяжело. Важно организовать общение детей друг с другом. С этой целью хорошо организовывать подвижные и хороводные игры, которые в первый месяц превалируют над занятиями. Именно в играх можно лучше познакомиться с детьми. Поскольку детям предоставляется свобода действий, педагоги могут проводить наблюдения за детьми: уединяется ли ребенок, или группируется с другими детьми. Также в хороводах дети соединяются и знакомятся друг с другом. Среди детей, как правило, выявляется лидер, с которым все стремятся играть. А лидер зачастую начинает проявлять корысть (буду играть, если что-нибудь дашь или принесешь). В этом случае нужен обязательный контроль над лидером. Именно начиная с игр, учим детей правилам поведения. Дети должны приходить в группу и не бегать сломя голову, а самостоятельно придумывать игру, которой они займутся. Если в игре педагог использует волшебство, то нужно обязательно возвратить детей обратно в их образ, так как бывают очень впечатлительные дети, которые не могут выйти из предложенного состояния. Таким образом, организованные подвижные и хороводные игры помогают педагогам на первых неделях пребывания детей в речевой группе рассмотреть индивидуальности.

Утренний отрезок времени очень важен в речевой группе. Осуществляется постепенный приход детей в группу. Организуется дежурство детей по уголку природы, дежурство по подготовке к завтраку, используются различные поручения. Все это воспитатель должен хорошо использовать для активизации и развития словарного запаса детей логопатов, для развития грамматически правильной речи. Далее подходит время зарядки, как одной из форм работы по физическому воспитанию. На зарядке формируется стереотип в результате многократно повторяющихся действий, который благотворно воздействует на нервную систему речевых детей. Все упражнения в утренней гимнастике должны носить игровой характер. Обязательно в процессе зарядки нужно корригировать физиологическое дыхание (сила и продолжительность выдоха), а также и речевое дыхание (в сопровождении с речью). Если дети заторможенные, то используется быстрый темп движений и речи, а если же возбудимые, то медленный темп. Зарядка проводится с целью того, чтобы дети почувствовали себя бодрыми и могли успешно трудиться во всех видах деятельности. После зарядки дети посещают умывальную комнату. Умывание является благотворной почвой, на которой воспитатель развивает словарный запас детей, грамматический строй и фонетическую сторону речи. Все режимные моменты необходимо использовать для оздоровления речи. Следующий такой режимный момент – это прием пищи, используемый тоже для развития речи. Дети должны все видеть обязательно наглядно (пар, кастрюлю…). Опираясь на конкретные вкусовые качества, формируется словарный запас детей.

Далее следуют занятия, точнее сказать организованная деятельность. Обязательное условие занятий – насыщенность игровыми, занимательными приемами. Если на занятиях используется дидактическая кукла или другие игрушки, то необходимо дать детям эти игрушки потрогать и помунипулировать с ними. Проговаривание будет механическим, впустую, так как ребенок будет занят мыслями: дадут ли ему эту игрушку потрогать (поиграть) или нет. Занятия нужно проводить в едином сюжете – это непреложное требование для речевых детей. Контроль над правильностью речи детей должен быть постоянным: на всех занятиях и вне занятий, в свободной деятельности детей, а то у детей вырабатывается условный рефлекс на логопеда – будут говорить правильно в присутствии логопеда, а в других ситуациях, вне кабинета, будут говорить неправильно. Сформированные на занятия подгруппы детей непостоянны, варьируются. Поначалу подгруппы можно сформировать по принципу общего уровня развития детей. Или как вариант, в котором у одной подгруппы больше нарушена грамматика, а у другой лексика. Если в группе присутствуют очень сложные дети, то их можно вообще не брать ни в какую подгруппу, а позаниматься с ними в индивидуальной форме. Впоследствии если такие дети дойдут до соответствующего уровня развития, то их можно будет определить в одну из подгрупп. Время занятий подгрупп также постоянно меняется в целях эффективности усвоения речевого материала. Воспитатель для обозначения разных подгрупп может использовать карточки разного цвета. В зависимости от того какого цвета он поднимает карточку, такая подгруппа и идет к логопеду на занятие. Индивидуальная работа логопедом проводится ежедневно до обеда. Теперь о подборе учебного материала. Комплексной образовательной программой ДОУ заложен возрастной принцип подачи материала. Но для речевых детей он никак не подходит. В начале года, как бы хорошо не были подготовлены дети, занятия проводятся на облегченном материале. Учебный материал растягивается по времени. Если в массовой группе какая-либо тема изучается неделю, то в речевой группе срок изучения темы может быть продлен. Учебный материал распределяется по сложности во времени: на более сложный материал отводится больше времени. Изучение материала обязательно должно соответствовать уровню детей: если подгруппа слабая, значит, изучение растягивается во времени, а если сильная, то проходится более быстрыми темпами. Проведение занятий педагог осуществляет в основном сидя. Стоя можно проводить занятия лишь в том случае, если есть хотя бы небольшое расстояние между педагогом и столами, за которыми сидят дети. Проводить педагогу занятия сидя более эффективно, поскольку дети усваивают речь по подражанию на 80%.

Остановлюсь на использовании наглядности при проведении занятий. Лучше, конечно же, чтобы наглядность была естественной (натуральные объекты), чтобы у ребенка была возможность объекты пощупать, потрогать. Если нет возможности показывать натуральные объекты, то можно использовать предметные и сюжетные картинки, которые максимально приближены к норме, а в противном случае у детей будут неправильно сформированы представления. Стилизованные картинки можно использовать как загадки, сюрпризные моменты только в том случае, если есть уверенность, что у ребенка сформированы правильные представления о том или ином объекте. Если на занятии используются игрушки, то в них должно быть как можно больше изображения натуральных предметов (розовый мишка и синее яблоко не подойдут). Размер наглядных пособий для массовых групп определяется возрастом детей: чем младше ребенок, тем крупнее пособие, а чем старше, тем и пособие меньше. Что же касается занятий с речевыми детьми, то все пособия должны быть крупными для любой работы: будь то подгрупповая или индивидуальная. Маленькие картинки могут использоваться для автоматизации звуков, если они приклеены на карточки одинакового размера. Наглядность в речевой группе должна быть максимальной, в отличие от массовых групп, где занятия могут быть и без наглядности, поскольку у детей с нарушениями речи снижена работоспособность и неустойчивое внимание, а наглядность помогает их поддерживать. Очень хорошо помогает поддерживать интерес детей использование на занятиях сюрпризных приемов (например, Незнайка вам прислал письмо и т. д.). Педагогам, работающим на речевых группах, нужно стараться использовать как можно больше волшебства на занятиях (например, на ковре – самолете мы сейчас доберемся до Африки и т. д.). Это также поддерживает интерес детей. Среди наглядности важное место занимают поделки, сделанные собственными руками детей. Помимо наглядности большое значение имеет использование на занятиях технических средств обучения (ТСО). Хорошо записывать на магнитофон речь детей, чтобы они могли послушать свою речь со стороны. Можно использовать диапроекторы. Самое современное средство ТСО – это компьютер, возможности которого не имеют границ. Говоря о занятиях, хочется обозначить их продолжительность: в старшей группе она составляет 25 минут, в подготовительной – 30 минут, а в целом исходя из возможностей детей. В конце коррекционного курса полезно проводить занятия неформально, с большим количеством игровых приемов. Такие занятия детям не в тягость, а наоборот. Логопед выступает в качестве наблюдателя, слыша спонтанную речь детей, может сделать выводы о недоделках в своей работе. Речевая нагрузка на занятиях разная. Бывает, что педагог на занятиях говорит больше детей. Все слова педагога входят у детей в пассивный словарь, и им легче будет впоследствии воспользоваться ими. Задавать детям вопросы на занятиях нужно лаконично, точно, четко. Для удержания внимания и работоспособности на занятиях помимо наглядности необходимо использовать физкультминутки, физпаузы. Назвать их четкое количество сложно. Проводить физпауз нужно столько, сколько понадобится для снятия у детей напряжения, отвлечения, то есть исходя из нужд детей. Физкультминутки проводятся не только для удержания внимания и работоспособности, снятия у детей напряжения, но и для коррекции общей и мелкой моторики, а также для активизации мыслительных процессов, в случае если занятие не очень насыщенно мыслительной деятельностью (скажу овощ – вы присядьте, а если фрукт – вы поднимитесь и т. д.). Минимальное количество физкультминуток – две: первая проводится после первой части занятия, а вторая после основной части занятия перед закреплением. Любая физкультминутка обязательно должна вписываться в сюжет занятия.

На занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, обучение всегда должно быть проблемным. Перед детьми ставится задача, а они должны ее решить. Логопед для себя тоже должен знать – что нового дает занятие по сравнению с предыдущим. Цель работы с речевыми детьми и на занятиях и в жизни – активизировать и обогатить словарный запас, поэтому все новые понятия используются не только на занятиях, но и в играх (например, в игре “Магазин” баклажан в овощном отделе.). Постоянно нужно стараться создавать ситуации, приближенные к жизни, а в игре это наиболее эффективно. Весь педагогический процесс в речевой группе и логопедическая работа должны быть в единстве.

Если говорить о прогулке в речевой группе, то она, по возможности, должна быть длинной и каждодневной, так как на детей ложится большая нагрузка. Логопед совместно с воспитателем планирует прогулку. На любом этапе работы с детьми необходимо, чтобы прогулка соответствовала периоду коррекционной работы. На прогулке обязательно должны быть подвижные игры, которые воспитатель планирует совместно с логопедом, особенно на первом этапе, так как нужно учитывать моторные возможности детей. Необходимо сплачивать детский коллектив и разряжать обстановку. Для сплочения детского коллектива на первом начальном этапе нужно проводить безречевые игры, далее переходить к речевым играм. Обязательно на прогулке проводятся две подвижные игры: одна вначале, другая в конце. В конце прогулки подвижная игра должна быть спокойной, чтобы дети смогли плавно перейти к последующим режимным моментам: обеду и сну. Прогулка в речевой группе должна иметь познавательный момент: дети вместе с воспитателем наблюдают за изменениями в природе. На прогулке также ведется работа над звукопроизношением (создание образов звуков: шуршат листочки под ногами ш-ш-ш-ш…). Можно отменить одно занятие в группе, тем самым увеличив прогулку, и провести, например, экскурсию. Педагогам обязательно нужно знать цели экскурсии. Учитывая особенности внимания и восприятия речевых детей, на экскурсии должен быть только один объект. Большая часть прогулки – это свободная деятельность детей. На прогулке можно использовать различные игрушки, но они обязательно должны стимулировать речь детей, активизировать словарь. Прогулка в речевой группе, как и в массовой, несет оздоровительный момент. Одежда детей должна давать им возможность свободно двигаться, не стеснять их движений. Нельзя кутать детей на прогулку, одежда должна быть легкой, тем самым взрослые осуществляют закаливание детей, что особенно важно в речевой группе. Закаленные дети меньше болеют, следовательно, меньше пропускают занятий и имеют больше шансов в положительной коррекционной динамике. Моменты одевания на прогулку и раздевания с прогулки педагоги могут использовать для автоматизации звуков, для совершенствования грамматического строя, а также для активизации и обогащения словарного запаса.

В заключении хочется остановиться на особенностях игры в группе для детей с ТНР. В речевой группе игровых уголков должен быть максимум по всем лексическим темам программы. Эти уголки должны быть максимально развернутые, с крупными размерами атрибутов. Педагоги изучают на занятиях какую-либо тему, а затем уже вводится игровой уголок в деятельность детей (например, тема “Профессии”, а игровые уголки “Больница”, “Магазин” и т.д.). Речевые дети не умеют играть, этому их нужно научить. На первом этапе педагог-зачинщик, организатор берет на себя главную роль в игре, помогает детям выполнять их роли. Если игра проводится в группе, то она с игрушками и муляжами. Если же игра проводится в кабинете логопеда, тогда на уровне картинок. На втором этапе педагог берет на себя второстепенную роль, но по-прежнему руководит, “дирижирует” игрой. И наконец, на третьем этапе педагог полностью отстраняется от игры, принимая роль наблюдателя. Оценивается то, как дети играли, а не как говорили.

Особым образом организованный педагогический процесс – это самое главное в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.