Внеклассное мероприятие по физике "Один дома"

Разделы: Физика


Цели:

  • Познакомить учащихся с опасностями, которые могут скрываться в привычных для них приборах и к чему может привести неосторожное обращение с ними.
  • С общими рекомендациями по безопасному использованию электроприборов в быту.
  • Правилами оказания помощь при поражении электротоком;
    способствовать расширению знаний о правилах безопасного обращения с электричеством;
    воспитывать у учащихся более внимательное отношение к электричеству.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Средства активизации познавательной деятельности учащихся: создание мультимедийной презентации и буклета о правилах безопасного обращения с электричеством.

Учитель: Действительно ли ваш дом – крепость?

"Мой дом – моя крепость!" – каждый из нас с гордостью скажет о своем жилье. Но взгляните на него с другой стороны – провода несут в себе электроэнергию, по трубам идет газ. Что уже и говорить о множестве аппаратуры в комнатах! Теперь дети, не умея читать и писать, иногда успешно "справляются" с видеомагнитофоном, телевизором или компьютером. Но каждый из этих предметов таит в себе скрытую опасность.

Все мы знаем, что с электричеством нужно обращаться осторожно. Однако в пределах родного дома, в уютной обстановке, в окружении привычных вещей мы порой легкомысленно забываем о бегущей по проводам опасности. А ведь последствия неправильного или неосторожного обращения с электроприборами могут быть очень плачевными.

Как ни странно, но причины несчастных случаев с электричеством в быту остаются практически неизменными на протяжении десятилетий – это нарушение правил эксплуатации или использование неисправных электроприборов, неосторожность и невнимательность при обращении с электричеством, попытки самостоятельной разборки и ремонта электроприборов.

Казалось бы, об этих причинах знают и помнят все, начиная с детсадовского возраста, но многие упорно не внемлют предупреждениям. С точки зрения психологии это понятно: в своей квартире человек ощущает себя в безопасности, бытовые приборы являются для него лишь частью комфортной обстановки, а привычка регулярного пользования ими ослабляет чувство осторожности.

Сегодня почти в каждом доме имеется не один десяток различных электрических устройств. Это осветительные приборы, телевизоры, холодильники, стиральные машины, утюги, электрочайники, обогреватели и т.п.

Давайте посмотрим, какие же опасности могут скрываться в этих привычных для нас приборах и к чему может привести неосторожное обращение с ними.

1-й ученик: Осветительные приборы. Как правило, стационарные осветительные приборы (люстры, потолочные и настенные светильники, бра) редко являются причинами электрических травм или пожара, поэтому для них основное правило – не оставлять на длительный срок включенными без присмотра и не располагать рядом горючие предметы во избежание их возгорания. Для переносных светильников потенциально опасным местом являются провода: нарушение их изоляции может привести к поражению электрическим током, а повреждение токоведущей жилы – к искрению и возгоранию.

2-й ученик: Радиоэлектронные приборы (телевизионные и радиоприемники, проигрыватели, усилители, компьютерная техника и т.п.).

При пользовании радиоэлектронными приборами необходимо строго соблюдать правила эксплуатации, указанные в документации к ним.

Например, телевизоры часто становятся причинами пожаров из-за несоблюдения условий их эксплуатации: ни в коем случае нельзя закрывать вентиляционные отверстия в корпусе прибора, допускать попадания внутрь корпуса жидкостей и металлических предметов, устанавливать телевизор в мебельную нишу, препятствующую свободному току воздуха и отводу тепла, оставлять телевизор включенным без присмотра.

Никогда не пытайтесь самостоятельно разбирать телевизор и другие радиоэлектронные приборы – во многих из них используются опасные для жизни уровни напряжения.

Нагревательные приборы (утюги, электрические чайники, электрообогреватели и т.п.)

3-й ученик: Электронагревательные приборы имеют большую потребляемую мощность, поэтому нельзя одновременно подключать несколько таких устройств к одной розетке: это может вызвать чрезмерный нагрев проводов, разрушение их изоляции, оплавление и возгорание розеток.

Необходимо также следить, чтобы шнур питания прибора не попадал на горячий нагревательный элемент, так как это может вызвать повреждение изоляции и короткое замыкание.

И, конечно, следует быть особо осторожным во избежание ожогов и возгорания окружающих предметов. Оставленные без присмотра нагревательные электроприборы – одна из самых частых причин пожаров.

4-й ученик: Электроинструменты. При использовании электроинструмента осторожность работающего направлена, в первую очередь, на опасность получения механических травм от движущихся или режущих частей устройства.

Однако стоит помнить, что опасность поражения электрическим током от этого не становится меньше. Чаще всего имеют место различные повреждения изоляции провода электроинструмента, ведущие к электротравмам.

Нельзя использовать электроинструмент на улице во время дождя, тумана, снегопада. Бывают также случаи повреждения электроинструментом скрытой проводки под напряжением, например, при сверлении отверстий в стенах.

Учитель: А теперь несколько общих рекомендаций по безопасному использованию электроприборов в быту.

  1. Своеобразным “слабым местом” многих электроприборов является сетевой шнур. Из-за частых изгибов со временем возможен надлом или обрыв токоведущей жилы, что ведет к искрению, нагреву и, возможно, возгоранию изоляции провода.
    Чаще всего такое повреждение возникает в месте крепления шнура к вилке. Не тяните за шнур, чтобы вытащить вилку из розетки.
    Необходимо также следить за исправностью изоляции сетевого шнура, так как любое прикосновение к оголенному проводу может иметь серьезные последствия. Никогда не пользуйтесь электроприборами с поврежденной изоляцией провода.
  2. Ремонт электрических приборов должен выполнять только квалифицированный специалист. Сняв кожух электроприбора, вы уже подвергаете себя смертельной опасности, так как во многих устройствах даже после их отключения от сети некоторое время сохраняется электрический заряд на конденсаторах, а при наличии в приборе высоковольтных элементов схем (например, в телевизорах, ЭЛТ-мониторах) получить электрический удар можно, лишь приблизив руку на опасное расстояние к такому участку схемы.
  3. Вентиляционные отверстия электроприборов – зона повышенного внимания. Не допускайте попадания через них жидкостей или металлических предметов внутрь прибора.
    Для этого никогда не ставьте на телевизор, монитор, проигрыватель вазы с цветами, не разрешайте детям бросать что-либо внутрь корпуса через отверстия, не кладите на поверхность электроприборов мелкие металлические вещи (скрепки, булавки, ключи и т.п.). В то же время нельзя чем-либо закрывать вентиляционные отверстия во избежание возгорания прибора.
  4. Никогда не пользуйтесь электроприборами в ванной или под душем – влажная кожа и заземляющее свойство металлической ванной не оставят вам счастливого шанса в случае падения прибора в воду или наличия повреждений в его изоляции. Также не пользуйтесь электроприборами с питанием от электросети на улице во время дождя, снегопада или тумана.
  5. Не оставляйте электроприборы включенными без присмотра. Это касается также и устройств, которые могут функционировать в так называемом “дежурном режиме”, практически не потребляя электроэнергии, но остаются подключенными к сети для выполнения некоторых своих функций (телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальные центры, DVD-проигрыватели, компьютеры и т.п.). Посмотрите в руководство по эксплуатации – как правило, не разрешается оставлять прибор в дежурном режиме более 1–2 суток.
  6. Пригласите специалистов для проверки состояния электропроводки и электрических приборов в вашей квартире. Обратите внимание на обязательное наличие заземления корпусов электроприборов. Можно также установить устройство защитного отключения (УЗО) – специальный автомат, отключающий подачу электротока в случае прикосновения человека к токоведущим частям защищаемой электросети.
  7. Разъясняйте младшим правила пользования электроприборами, для маленьких детей и домашних животных ограничьте возможность нежелательного контакта с электричеством: закройте розетки специальными заглушками, не оставляйте в розетке вилку шнура питания, даже если электроприбор выключен.
    Выполнение этих простых правил послужит гарантом безопасности для вас и ваших близких.

Учитель: А сколько трагедий происходит, когда дети спокойно хватаются за оголенные провода, тянут их в рот, где они замыкаются, запихивают в розетку пальцы, булавки, гвозди!

Удар электрическим током может быть коротким и не опасным для жизни, но может представлять и смертельную опасность. Именно такую угрозу несут в себе поражения нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, или, как констатируют врачи, общие изменения организма.

Говоря об электротравме, опаснейшим считается ток такой силы, который может

вызывать фибрилляцию сердца (то есть, несинхронные подергивания мышечных волокон сердца). Действие тока также вызывает спазм мышц всего тела, и поэтому человек не может самостоятельно оторваться от источника тока.

Чаще всего наблюдаются случаи поражения "бытовым" электрическим током переменного напряжения от 110 до 220в. Тяжелые электротравмы от воздействия тока больше 1000в случаются значительно реже. При этом в результате шока и омертвения тканей, возникает угроза повреждения головного мозга, сердца и почек. Вообще, последствия электротравмы зависят от силы, длительности действия и пути прохождения тока через организм. При поражении молнией возникает особенная опасность необратимых изменений головного мозга и сердца.

В месте входа и выхода тока образуются соответствующие знаки, которые располагаются преимущественно на пальцах, кистях, во рту (на языке) и представляют собой местные повреждения тканей, даже омертвение.

5-й ученик.

Электрические ожоги

Это особенный вид повреждения тканей направленным потоком электронов, который возникает в местах контакта и на пути распространения электрического тока. Если при термическом ожоге причинный фактор своей высокой температурой действует на ткани, нагревая их извне, то электроожог образуется в результате превращения электрической энергии в тепловую в самих тканях.

Известно из физики, что электрический ток низкого напряжения распространяется по пути наименьшего сопротивления, то есть по тканям, которые владеют хорошей электропроводимостью, чаще в следующем порядке: нервная, сосудистая, мышечная системы, кожа, жировая клетчатка, сухожилия и кости. При низковольтных поражениях площадь электроожога, как правило, не превышает 1% поверхности тела, хотя клинические проявления общего действия тока развиваются практически у половины травмированных детей.

Ток высокого напряжения распространяется в организме по кратчайшему пути, вызывая значительно более тяжелые усложненные поражения. Площадь высоковольтных ожогов составляет от 0,51 до 20–30% поверхности тела, при них часто развивается ожоговая болезнь, характерные сопутствующие и комбинированные поражения, повреждения магистральных сосудов с некрозом мышечных тканей, которые требуют иногда ампутации конечности.

Даже если поражение электротоком незначительно, обязательно обратитесь к педиатру, потому что все электротравмы требуют тщательного, хотя бы 24-часового наблюдения. Это необходимо для обследования сердца, дыхательной и других систем организма

6-й ученик.

Как правильно оказать помощь?

Прежде всего, изолируйте пострадавшего от источника тока, но безопасными методами. По возможности, выключите электроэнергию в помещении. Если это сделать невозможно, попробуйте оттянуть пострадавшего от источника, взяв за сухую одежду, сухой ковер или с помощью сухой деревянной палки. Причем браться нужно за те участки, которые не прилегают к телу ребенка. Оказывая помощь, не используйте мокрых или металлических предметов, станьте на сухой коврик или даже стопку газет, которые не проводят ток.

Если пострадавший получил электрический ожог, снимите с него одежду, если она легко снимается. Облейте обожженный участок прохладной водой из-под крана, пока не стихнет боль.

К обожженным участкам тела, которые нельзя надолго окунуть в воду (например, лицо), приложите мокрую ткань. Осторожно оботрите пострадавшего.

Если ожог продолжает приносить пострадавшему боль, наложите на обожженный участок чистую сухую повязку из не ворсистого материала.

Если у пострадавшего обожжены кисти или ступни, разделите пальцы прокладками из ткани или марли, а затем наложите неплотную чистую повязку.

Чего делать нельзя

Не прикасайтесь к пострадавшему голыми руками, пока он находится в контакте с источником электрического тока. Если у пострадавшего есть ожоги, не снимайте омертвевшую кожу и не раскрывайте волдыри. Не прикладывайте к ожогу лед, масло, мази, лекарства, не применяйте вату или лейкопластырь

7-й ученик:

За чем нужно следить

Проверьте, нет ли у пострадавшего признаков шока. Если пострадавший жалуется на головокружение, теряет сознание, а кожа его становится бледной, холодной и влажной, если дыхание приобретает поверхностный и ускоренный характер, а пульс становится слабым и частым, значит, что у ребенка наступил травматический шок. Немедленно вызывайте "скорую помощь". А для предотвращения повреждения жизненно важных органов начинайте действовать самостоятельно.

Если пострадавший в сознании и не имеет сопутствующих травм головы или грудной клетки (полученных, например, при падении), поднимите его ножки на 20-30 см выше уровня головы.

В случае наличия симптомов описанных травм, напротив, поднимите выше головку ребенка. Чтобы сохранить тепло, накройте т пострадавшего теплым одеялом и ожидайте врача, не забывая следить за дыханием и пульсом пострадавшего.

Если вы видите, что дыхание у пострадавшего отсутствует, и пульс не определяется, это свидетельствует о возникновении остановки сердца и дыхания. Если вы немедленно не поможете, пострадавший может погибнуть. Поэтому сразу же приступайте к оказанию неотложной помощи.

Прежде всего, выясните еще раз, в сознании ли пострадавший . Для этого потрите его по спинке, осторожно подергайте, позовите. Если пострадавший не реагирует, то, хорошо удерживая рукой головку и шею, не сгибая спины, положите его на твердую поверхность лицом вверх и разденьте, чтобы получить доступ к грудной клетке.

Чтобы освободить дыхательные пути от языка, который мог запасть, выведите вперед нижнюю челюсть, откройте рот и разогните головку назад. Рот пострадавшего должен оставаться открытым.

Дальше наклонитесь ухом ко рту и еще раз убедитесь, что пострадавший не дышит. Внимательно присмотритесь к грудной клетке – двигается она с дыханием или нет? Оценивать наличие самостоятельного дыхания нужно не дольше 5 секунд. Если дыхание отсутствует – начинайте искусственное дыхание.

Большим и указательным пальцами зажмите пострадавшему нос и плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте неглубокий вдох и выполните два осторожных вдувания воздуха длительностью по 1 секунде каждое.

Если грудная клетка во время проведения искусственного дыхания не начинает двигаться, измените положение головы пострадавшего , разогните назад ее сильнее и сделайте еще 2 вдувания воздуха.

В дальнейшем бригада "скорой помощи" продолжит необходимые неотложные мероприятия. Но вы – со своей стороны уже сделали очень много!

8-й ученик:

Когда электричество становится опасным?

Опасным для человека считается уровень напряжения от 25 вольт и выше.

Чтобы этого не произошло, в повседневной жизни необходимо соблюдать ряд общих правил безопасного обращения с электричеством:

На улице

– не подключайтесь самостоятельно к электрической сети. Пригласите специалистов;
– не прикасайтесь к провисшим, оборванным, лежащим на земле проводам линий электропередачи и не приближайтесь к ним на расстояние ближе 8 метров;
– оборванный провод может находиться и на мокром после грозы дереве.

Опасно подходить близко к такому дереву

– нельзя играть под воздушными линиями электропередач, открывать двери трансформаторных будок и распределительных устройств, забираться на опоры, крыши домов и строений, поблизости с которыми проходят электрические провода;
– не стройте бани и сараи, не храните дрова и сено под воздушными линиями электропередачи.

И дома

– не чините электропроводку самостоятельно, пригласите электрика;
– не прикасайтесь одновременно к электроприборам (выключателям, розеткам, патронам) и заземлённым металлическим предметам (батареям отопления, водопроводным и газовым трубам);
– не заполняйте водой из водопроводного крана включённые в электрическую сеть кофейники, чайники;
– прежде чем приступить к ремонту электроприборов, отключите напряжение;
– решили заменить лампу – отключите выключатель;
– не пользуйтесь электроприборами в ванной;
– чтобы обезопасить себя, закройте розетки специальными заглушками;
– не оставляйте в розетке вилку шнура питания, даже если электроприбор выключен;
– не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра;
– не включайте в одну розетку несколько электроприборов;
– соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем – шнур к сети.

Отключение прибора производится в обратном порядке:

– не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками;
помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;
– об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголенных и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.

Учитель: Теперь мы знаем, что с электричеством нужно обращаться осторожно. Однако в пределах родного дома, в уютной обстановке, в окружении привычных вещей мы порой легкомысленно забываем о бегущей по проводам опасности. А ведь последствия неправильного или неосторожного обращения с электроприборами могут быть очень плачевными. Чтобы этого не произошло, в повседневной жизни необходимо соблюдать правила безопасного обращения с электричеством, как дома, так и на улице.

Всем ученикам раздаются буклеты.

Приложение – Физические явления в поэтических произведениях русских поэтов.
Приложение 1 – Презентация.

Приложение 2 – Буклет.
Приложение 3 – Презентация.