Тема урока: "Я пишу письмо"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: эпистолярный жанр, письмо, корреспонденция, деловое и личное письмо, общение, правила переписки, принадлежности для письма


Тема: Я пишу письмо.

Цели:

  • Познакомить с эпистолярным жанром общения, с правилами и вежливыми формами переписки.
  • Развивать письменную речь, стремление общаться письменно.
  • Воспитывать внимание к близким людям.

1. Введение в тему:

– Какие средства общения между людьми вы знаете?

Сегодня мы поговорим о ещё одном способе общения, которым люди пользуются очень  давно. А о каком попробуйте угадать:

Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка,
Очень к вам хотело,
Ехало, летело,
По морю плыло,
Наконец пришло.

– Для чего люди пишут письма друг другу?

Сейчас письма вытеснили телефон, компьютер, факс. Но не следует забывать: письма друзьям, родным, знакомым – прекрасный способ общения, можно рассказать о себе, о событиях важных или забавных, о своих переживаниях, мыслях, мечтах.

– Как вы думаете, сколько  значений имеет слово письмо?

Справка: ПИСЬМО

1) написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь;

2) умение писать;

3) система графических знаков для передачи, запечатления речи;

4) манера художественного изображения

Словарь Ожегова

– Какое из значений слова подходит к нашей теме урока?

Письма бывают деловые и личные.

– Как вы думаете, почему письмо назвали деловым?

Деловые письма обычно пишут взрослые. Но и у детей есть “деловые” темы: например, письмо-заказ на книгу, которую ты хочешь приобрести. В старших классах вы будете говорить о деловом письме, будете учиться его составлять. Сегодня же мы поговорим о письмах дружеских, семейных, т.е. личных.

2. Работа по теме:

Рассказ мальчика “Как я написал письмо другу” – упражнение 1

Дорогой Саша!

Ты помнишь, как мы впервые встретились летом на озере Щучьем, где был наш летний лагерь? Я никогда не забуду! Как там было интересно! Как красиво было кругом!

Это – начало моего письма. Далее я вспоминал рыбную ловлю, купание, прогулки в сосновый лес за малиной, земляникой и черникой…

– О чем пишет мальчик своему другу?

Каждый пишет о своём. Ведь у каждого были свои радости, и знакомства были разные: у кого-то в лагере у озера, у другого на реке, в лесу; кто-то путешествовал – был в горах, в чужих краях, за границей, может быть, в семье друзей или у родственников.

Правила современной переписки.

Современные формы и правила переписки сложились более 150 лет тому назад. Пришли они к нам из Англии. Давайте с ними попробуем разобраться.

– Кто писал сам или получал письма?

– Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?

Правило 1: полученное письмо может распечатать только адресат. Нельзя читать чужие письма!

– Будем ли отвечать на полученное письмо?

Правило 2: невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения.

– Какие письменные принадлежности нужно приготовить?

Правило 3: бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.

Правило 4: в письмах обычно бывают такие части:

– обращение – вежливое, внимательное, доброжелательное;

– рассказ о себе, о жизни, о каких-то событиях;

– вопросы к другу или близкому человеку – к тому, кому письмо адресовано;

– добрые пожелания (в праздничных письмах – поздравления)

Практическая работа:

– упражнение 2: Привет, Юлька! Здравствуйте, мои дорогие! Уважаемый Александр Иванович! Ну, пока! До свидания. Обнимаю вас.

– Прочитайте, как обращаются и как прощаются в письмах. Можете ли вы определить, к кому обращены письма – к ровесникам или взрослым?

– Что помогло догадаться?

– Как ты обратишься и как будешь прощаться в письме, если оно адресовано: учителю; другу или подруге; родителям; инопланетянину?

– упражнение 3: Здравствуй, Петр!

Твоё письмо получено и прочитано мною. На поставленные тобой вопросы отвечаю: В данный момент прохожу обучение в четвёртом классе. Успеваемость удовлетворительная, в связи с чем лишён удовольствия находиться на улице. Возможность нашей встречи следующим летом будет зависеть от воли моих родителей.

Прощай. Александр.

– Прочитайте письмо Саши к своему другу. Представьте, что такое письмо прислали вам. Интересно ли читать его?

– Стоит ли друзьям так общаться друг с другом?

– Как можно исправить Сашино письмо, чтобы его было интересно читать?

– упражнение 4: Здравствуй, Анечка!

Я так по тебе соскучилась! Спасибо за письмо. Я его читала и перечитывала. Пишешь ты очень интересно. Я тоже расскажу тебе, чем я занимаюсь. Сейчас я уже во втором классе музыкальной школы. Выучила арпеджио, только иногда ошибаюсь на бемолях. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность. Я выучила фугу. Буду играть её на концерте. Мне купили новое платье. В нём я буду выступать.

 До свидания. Пиши. Настя.

– Настя занимается в музыкальной школе, играет на фортепиано. А её подруга Аня музыкой не занимается. Как вы думаете, о чём забыла Настя, когда писала письмо Ане?

Когда пишешь письмо, помни, что не все увлекаются тем же, чем и ты. Поэтому старайся не использовать в письмах слова, значения которых твой адресат может не знать.

3. Самостоятельная работа с последующей проверкой:

– Попробуйте написать письмо другу или подруге о своём маленьком четвероногом или пернатом друге.

4. Знакомство с письмами известных людей.

Письма М. Горького к сыну

Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю твою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, – легка и приятна была бы твоя жизнь.

Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.

Милый мой сынище и дружище!

За письмо – спасибо, ждал я его от тебя лет 600 и очень рад, что, наконец, ты раскачался, на старости лет, потрудился и написал.

И пишешь недурно – толково, ясно. Только вот твоё мнение насчёт учителей не очень мудро, ну, да это не беда! Я верю, что, когда ты будешь старше, заговоришь о людях иначе, получше. Знаешь, почему некоторые люди плохи? Потому что их злят, право, только поэтому. Если начать над тобой смеяться каждый день, так ты и сам через месяц будешь злющий, как волк, не правда ли? И если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, – попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне.

Учись, дружище, это сначала немножко трудно, а потом – сам не оторвёшься, так хорошо, и легко, и приятно, – будешь узнавать, как люди жили, живут и как думают жить…

Письмо поэта Сергея Есенина

Дорогой друг!

Спешу уведомить тебя, что письмо я твоё  получил, благодарю, а за поздравление – спасибо.

Ты сожалеешь о том, что не смог со мною проститься. Я тоже очень сожалею, что не пришлось нам в последний раз поговорить, но что делать… Я поспешил убраться из этого ада, потому что боялся за свою башку…

Митьку я застал дома. Книг у меня мало, и все прочитаны. Взял у Митьки, осталось прочитать восемь. Ходил удить и поймал 33 штуки. Дай мне, пожалуйста, адрес какой-либо газеты и посоветуй, куда посылать стихи. Некоторые уничтожил, другие переправил. “Наступление весны” уничтожил. Друг, посоветуй, куда. Я моментально отошлю.

Остаюсь любящий тебя друг Есенин.

5. Знакомство с другими видами корреспонденции:

– Что, кроме письма, можно получить по почте?

– Для чего нужны открытки?

Заменить письма, поздравления может визитная карточка. На ней печатаются фамилия, имя, отчество, должность. От руки пишут: с наилучшими пожеланиями.

И посылают адресату вместе с цветами или подарком.

Заботьтесь о близких, пишите им почаще.

6. Подведение итогов:

– Для чего же нужно писать письма?

Письма относятся к эпистолярному жанру, он был очень популярен 18-19 веках. Романы в письмах мы встретим у Пушкина, Достоевского, Чехова.