Методические рекомендации по проведению уроков, самостоятельных и контрольных работ при изучении темы "Векторы" в 8–9-х классах физико-математического профиля

Разделы: Математика


Тема “Векторы” - важный раздел школьного курса геометрии. В последние годы популяризируются векторные и векторно-координатные методы решения геометрических задач. Современный школьник хорошо понимает алгоритмический подход к решению задачи, учащемуся остаётся только выбрать нужный базис и (или) удобную систему координат. Даже слабый ученик может следовать известному шаблону и решить задачу. Эффективный способ обучения решению геометрических задач векторным методом основан на освоении учащимися решений базисных задач. В данной работе такие базисные задачи предложены в самостоятельных и контрольных работах.

В данном пособии приведены задания по теме “Векторы”. Эти задания ориентированы на учебник Л.С. Атанасяна “Геометрия 7-9”, однако их можно использовать и при другом методическом обеспечении. Пособие включает в себя подборку задач для решения на уроке с целью отработки и лучшего понимания учащимися изученного материала, комплект самостоятельных работ, а также контрольную работу.

Самостоятельные работы составлены в четырех вариантах эквивалентной сложности, которые удобно использовать для промежуточного контроля знаний учащихся, отработки практических навыков решения задач по теме “Векторы”. Контрольная работа представлена в четырех вариантах эквивалентного уровня сложности.

Как показывает практика, при использовании данного комплекта работ учащиеся лучше усваивают учебный материал.

Подборка задач для решения на уроке представлена в приложении 1, комплект самостоятельных работ - в приложении 2, контрольная работа – в приложении 3. Самостоятельные и контрольная работы рассчитаны на учащихся физико-математического профиля, однако, могут выборочно использоваться и для отдельных учащихся общеобразовательных классов. Самостоятельные работы рассчитаны на работу учащихся в течение 25-40 минут. Перед началом работы школьнику следует сообщить о выделенном на нее времени. Ограниченное время выполнения работы позволяет выработать у учащихся высокую технику решения заданий, что пригодится в дальнейшем на экзаменах, где на решение варианта отводится ограниченное время. Быстро решив типовые задачи, ученик сможет уделить достаточное время для решения более трудных задач.

Несомненно, успех проведения такого урока будет зависеть от владения учащимися теоретическими знаниями по теме, а, следовательно, учеников нужно мотивировать на хорошую домашнюю подготовку к занятию.

Литература

  1. Атанасян С. Л. Сборник задач по геометрии. Ч. 1. – М.: Жизнь и мысль, 2000.
  2. Готман Э. Г. Задачи по планиметрии и методы их решения: пособие для учащихся. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996.
  3. Зив Б. Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. – М. : Просвещение, 1996.
  4. Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С. Геометрия: Задачник к школьному курсу. – М.: АСТ-ПРЕСС: Магистр-S, 1998.
  5. Шарыгин И. Ф., Гордин Р. К. Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.