В настоящее время актуальной проблемой общества является духовно-нравственное воспитание. Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в образовательных учреждениях стояла перед педагогами всегда. Материальные ценности стали доминирующими над нравственными. Поэтому у детей искаженны представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушия.
Немецкий философ И.Гёте подчёркивал, что "Главное условие нравственности -желание стать нравственным".Это выражение можно считать девизом педагогической деятельности в воспитательном направлении.
Нравственное воспитание школьников одна из важных задач нашего общества. Именно в младшем школьном возрасте оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому. В школьные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием детей.
Одним из приоритетных направлений в работе является духовно-нравственное воспитание детей. Задача учителя донести до сознания своих обучающихся, что они являются носителями русской народной культуры, хранителями православных традиций. Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на основе приобщения, как взрослых, так и детей к первоначальным понятиям о необходимости следовать лучшим традициям, своего народа.
В своей работе мы опираемся на цели духовно-нравственного воспитания, сформированные Ш.А.Амонашвили: "В душе и сердце ребёнка должны быть поселены светлые и образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремлённость к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия".
Главным условием реализации темы "Календарно-обрядовые праздники и традиции в духовно-нравственном воспитании "является естественное "вхождение" в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу тематического доминирования воспитательно-образовательных целей.
Единственно правильный путь, позволяющий решить эту проблему, состоит в применении методов и средств, способствующих в решении таких воспитательных задач:
1. Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на художественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.
2. Развитие активности, творческого потенциала, нравственных начал у школьника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
3. Совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников.
4. Соприкосновение воспитанника с высоко нравственными идеалами общечеловеческих ценностей.
Разрешить возникшие задачи может организованный процесс обучения.
Организуя работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию, мы проводили обучение детей поэтапно.
Учитывая возрастные особенности детей, в качестве приоритетных задач выделили следующие:
1) Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.
2) Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.
3) Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой".
4) Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными и др.).
Учитывая, что у детей формируются навыки, нравственные умения и привычки, мы руководствовались следующими методами и приёмами нравственного воспитания у детей:
1. Этические беседы по всем проявлениям нравственных качеств.
2. Созданме специальных ситуаций, где обучающиеся должны себя положительно проявить.
3. Практическое общение детей между собой и со взрослыми в специально разыгранных сценках.
4. Чтение художественных произведений с последующим обсуждением.
При выборе литературы ориентировались на следующие критерии:
- положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра;
- духовное начало и сюжеты, утверждающие христианские добродетели: любовь, доброту, милосердие, послушание, сосредоточение;
- отсутствие психической агрессии, что сейчас имеет место в детской литературе.
В содержание занятий включались разнообразные игры, потому что народные праздники всегда связаны с игрой. Поддерживать интерес к играм в течение длительного времени мне помогали загадки, стихотворения, сказки. Мы отбирали те произведения, тексты которые ярко, образно отражают содержание. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают сообразительности, вниманию.
Для того, чтобы знания детей были более глубокими и прочными много внимания уделяем предварительной работе, где знакомили детей с тем, какое участие принимали дети в традиционных праздниках раньше. Дети впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность.
Подчинённые ритму природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраняемая в веках, должна быть передана детям.
Планируя работу с детьми, в первую очередь мы изучали достижения и недостатки нравственного воспитания каждого ученика приходится начинать с азов, руководствуясь следующими положениями:
1. Эмоционально-осознанные отношения и поведение со сверстниками, взрослыми на основе уже известных норм и правил.
2. Проявление инициативы с целью их реализации(ребёнок хочет сделать что-то приятное, полезное для другого) .
3. Способность преодолевать трудности.
4. Умение достаточно верно оценивать поведение товарищей.
5. Устойчивость поведения в разных условиях (в школе, дома, гостя).
Третий год - самый ответственный этап работы. Основными задачами были следующие:
1. Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.
2. Стимулировать развитие морально-этических качеств, правильной самооценки и стремление совершать положительные дела и поступки.
3. Помочь детям учиться видеть достоинство своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти к ним).
В нашей работе мы использовали разнообразие форм работы с детьми - это посещение храмов, музеев, целевые прогулки, экскурсии, встречи и беседы со священниками, проведение праздников(Святки, Рождество, Масленница и т. д),организация выставок, детских рисунков.
В результате такой многогранной деятельности у детей развивается самостоятельность мышления, формируется умение анализировать увиденное и услышанное. Так постепенно развиваются нравственные представления о мире.
Анализ проведённой работы показал, что представление ребят о календарных праздниках, их обрядах и традициях значительно обогатились.
Русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Все мы с интересом узнавали порядок размещения за гостевым столом, за семейным, усваивали традиции русского стола, узнавали историю национальных блюд, кухонной утвари.
Анализируя свою работу, мы видим существенные изменения нравственного облика детей. Именно ежедневные беседы, занятия помогли детям привить любовь к традиционным праздникам, развить понимание названий праздников, усвоить им высокогуманные нравственные принципы, а также прививать высокие нравственные качества.
Работая по теме "Календарно-обрядовые праздники и их традиции в духовно-нравственном воспитании", можно сделать вывод, что эта работа эффективно помогает найти детям гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формирует умение понять другого человека, принять его таким, каким он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство собственного достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Используемая литература.
- Щуркова Н.Е. Организация духовной деятельности школьников. Петрозаводск,1993
- Игумен Георгий (Шестун) Православная Школа.-Москва:Издательство"Воскресная школа", 2004
- Я иду на урок в начальную школу:Основы православной культуры:Книга для учителя.-М.:Издательство "Первое сентября",2001
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников - М.Начальная школа-2005
- Матвеева Л.И. Развитие школьника как субьекта учебной деятельности и нравственного поведения.-Ленинград 1989
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург:Детство-Пресс,1998
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков:Фолио,1996
- Свирская Л.Ю. "Необязательные рекомендации ".- М.;Просвещение, 2000
- Детский православный календарь на 1996год.-М:Издательство"Благо" 1995