Понятие о частях речи. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи:

  • Дидактическая: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с частями речи.
  • Предметные: учить распознавать и определять части речи русского языка
  • Метапредметные:
  • познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
  • личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Рамзаева. Учебник “Русский язык 3 класс”. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Дидактические материалы к урокам обучения грамоте О.В.Жиренко. Л.Л.Обухова. Москва “ВАКО”, 2011.
  3. Рогожникова Р.П. “Сводный словарь современной русской лексики”. – М.: “Русский язык”,1991.
  4. Сборник “Формирование информационных умений младших школьников”. – С-Пб, 2011.
  5. компьютерная презентация.
  6. раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные: на уроке ученик получит знания о частях речи родного языка, научится их распознавать и отличать друг от друга.

Метапредметные

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения поставленной задачи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать критерии; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно передайте пожелание удачи.

Проверка готовности рабочего места к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу удачи.

Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде карточек со словами и листы-заготовки для заполнения.

Этап мотивации и целеполагания.

Организация фронтальной работы

Слайд 1 и 2 (Приложение 1, презентация)

   
– Сейчас у нас январь месяц. Что вы знаете о нем и можете рассказать?

– Объясните смысл написанной поговорки.

Дети рассуждают на эту тему, опираясь на свой жизненный опыт.

Учащиеся объясняют, что в январе сильная стужа и можно отморозить себе нос, поэтому так и говорят в народе.

Учитель использует мультимедийный

комплекс, для показа презентации.

– Только ли в народной мудрости говорится о зиме. Где еще встречается эта тема? Дети приводят примеры того, что писатели, художники, поэту в своих произведениях всегда отображали эту тему.  
Слайд 3–9 (презентация)

– Сегодня познакомимся с творчеством одаренного художника И.Э.Грабаря, который мастерски рисовал зимние пейзажи.

Дети смотрят презентацию, где представлены картины и знакомятся с биографией художника.  
– Давайте обратим внимание на последнюю картину “Зимний день” и опишем ее. Используйте словарные слова. Учащиеся составляют устные рассказы. Зачитывают выборочно тексты-описания.  
– Давайте сделаем фонетический разбор слова январь. Разбор записывается учениками в тетради.  
– Вы употребили много слов при работе над картиной. Из них составили предложения и в дальнейшем тексты.   < Рисунок 1>
– По каким признакам отличались слова друг от друга? На какие группы они разделены? Зачем делить их на группы? Давайте поставим перед собой цель ответить на уроке на этот вопрос. Дети анализируют выборочные слова, определяют, что они отвечают на разные вопросы. Обозначают предметы, действия, признаки и т.д. Деление на группы требуется для удобства.  
– Сформулируйте тему. Как назовем группы слов, у которых есть общие признаки? Определяют тему урока “Части речи” Тема урока записывается на доске

Этап актуализации знаний

Организация фронтальной работы

– Каким источником информации можно воспользоваться, чтобы определить часть речи?

Учащиеся приводят примеры: учебная литература, взрослые, статья в интернете, словарь, одноклассники, собственные наблюдения.  
– К сожалению, словарь не всегда есть под рукой, значит необходимо знать правило. Его можно получить в готовом виде из перечисленных источников, а можно самостоятельно попробовать сделать открытие на основе наблюдений.    
– Выберете, по какому пути вы сегодня пойдете: найдете правило в учебнике или будете наблюдать за словами и составите правило самостоятельно. Планируют учебные действия.  

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического материала

Организация самостоятельной работы учащихся.    
– Те, кто выбрал учебник, могут его открыть и работать с раздаточным материалом – сводными таблицами о частях речи.   Дети самостоятельно выбирают поиск информации и способ работы.

< Рисунок 1>

– Те, кто будет работать, ведя наблюдение, воспользуйтесь памяткой на стр.4. Прочитайте предложенные слова на доске. Свои наблюдения тоже запишите в сводную таблицу о частях речи.

По желанию можно объединиться с кем– либо.

– Можно начинать работу.

Учащиеся анализируют, наблюдают, сравнивают, планируют свою работу, делают выводы. Приходят в выводу, что на доске представлены не все части речи, их в русском языке гораздо больше. Слова для наблюдений написаны на доске:

1 .солнце
облако
ветер

2. светит
плывет
завывает

3. яркое
белое
сильный

4. высоко
быстро
далеко

5.семь
пятьдесят
четвертый

Организация выступлений учащихся

– Кто хочет рассказать о своих наблюдениях?

Презентация результатов самостоятельной работы (варианты работы учащихся)

Одна группа или ученик выступает, а задача остальных – дополнить ответ.

 
Организация самостоятельной работы.

– Проверим наши наблюдения по учебнику. Прочитайте правило, отметьте галочкой – информацию, которая сейчас не прозвучала.

– Как теперь мы сформулируем правило?

  Ученики используют учебник по русскому языку.

Этап первичного закрепления

Организация самостоятельной работы

– Работаем в парах.

   
Используем сводные таблицы. Возьмите слова из конвертов и разложите их в столбики, в зависимости от того какие это части речи, для определения частей речи смотрите в сводную таблицу.

Какие действия необходимо выполнить, чтобы, не ошибиться в выборе слов?

Учащиеся взаимодействуют друг с другом, контролируют правильность выбора. Если пара готова, то учащиеся поднимают руки “домиком”. Ученики используют конверты, в которых находятся карточки со словами.

< Рисунок 2>

– Проговорите о своих действиях соседу. Кто хвалит своего соседа и за что? Оценивают деятельность друг друга.  

Этап встраивания нового материала в систему знаний

Организация фронтальной работы

– Работа по словообразованию. Игра “Аукцион слов”

Прочитайте, корень-слово, которое написано на доске. Подберите однокоренные слова, являющиеся разными частями речи.

Организация самостоятельной работы.

Дети называют однокоренные слова: мороз – морозит, заморозок, морозный, морозец и т.д. Родственные слова записываются на доске и в тетради.
– Сейчас вам надо самим выполнить упражнение № 369 стр.4. если будут затруднения можно пользоваться сводной информационной таблицей.

– Предлагаю вам логическую задачу.

Академик Лев Владимирович Щерба, большой специалист по общему языкознанию, задавал своим студентам похожие задачи по определению частей речи.

Дети самостоятельно работают с учебником, выполняют упражнение. Ученики используют учебник русского языка.

Показ портрета академика

< Рисунок2.>

Посмотрим, может и мы с вами, справимся с аналогичным заданием. Прочитайте предложение, попробуйте определить какие тут части речи и объясните, как вы это делали. Дети читают предложение.
гл. сущ. пр. сущ.
Сяпала калуша по напушке.

Подставляют вопросы к словам, смотрят на связь слов в предложении, определяют части речи, высказывают свои мнения.

Запись предложения на доске.

Этап подведения итогов. Рефлексия.

– Предлагаю вам дома потренироваться в определении частей речи.

– Выберите домашнее задание:

   
А) упр.№ 370 стр.5

Б) из словаря в конце учебника выписать по 5 слов разных частей речи

Организация индивидуальной работы

Самостоятельно выбирают домашнее задание лучше сделать (удивиться, научиться, запомнить, повторить, узнать или захотеть.)
– Оцените собственную работу на уроке, продолжите предложения:

“Я сегодня удивился…”,
“Я сегодня научился …”,
“Я сегодня запомнил”,
“Я сегодня повторил…”,
“Я сегодня узнал…”,
“Я сегодня захотел…”.

– Свои высказывания запишите на листочек.

Учащиеся анализируют свою учебную деятельность. Метод рефлексии:

“Шесть Я”

Можно предложить прокомментировать свои записи. Затем на доске прикрепить свои высказывания, распределив их по группам и посмотреть, что на уроке удалось