Цели и задачи:
- Дидактическая
развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
- познавательные:
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
- Рамзаева. Учебник “Русский язык 3 класс”. – М.: Просвещение, 2006.
- Дидактические материалы к урокам обучения грамоте О.В.Жиренко. Л.Л.Обухова. Москва “ВАКО”, 2011.
- Рогожникова Р.П. “Сводный словарь современной русской лексики”. – М.: “Русский язык”,1991.
- Сборник “Формирование информационных умений младших школьников”. – С-Пб, 2011.
- компьютерная презентация.
- раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные: на уроке ученик получит знания о частях речи родного языка, научится их распознавать и отличать друг от друга.
Метапредметные
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения поставленной задачи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать критерии; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | ||||||||
Организационный момент |
||||||||||
Организация проверки рабочего места
учащихся.
Создание положительного эмоционального настроя в классе. – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно передайте пожелание удачи. |
Проверка готовности рабочего места
к уроку. Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу удачи. |
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде карточек со словами и листы-заготовки для заполнения. | ||||||||
Этап мотивации и целеполагания. |
||||||||||
Организация фронтальной работы Слайд 1 и 2 (Приложение 1, презентация) |
||||||||||
– Сейчас у нас январь месяц. Что вы
знаете о нем и можете рассказать? – Объясните смысл написанной поговорки. |
Дети рассуждают на эту тему,
опираясь на свой жизненный опыт. Учащиеся объясняют, что в январе сильная стужа и можно отморозить себе нос, поэтому так и говорят в народе. |
Учитель использует мультимедийный
комплекс, для показа презентации. |
||||||||
– Только ли в народной мудрости говорится о зиме. Где еще встречается эта тема? | Дети приводят примеры того, что писатели, художники, поэту в своих произведениях всегда отображали эту тему. | |||||||||
Слайд 3–9 (презентация) – Сегодня познакомимся с творчеством одаренного художника И.Э.Грабаря, который мастерски рисовал зимние пейзажи. |
Дети смотрят презентацию, где представлены картины и знакомятся с биографией художника. | |||||||||
– Давайте обратим внимание на последнюю картину “Зимний день” и опишем ее. Используйте словарные слова. | Учащиеся составляют устные рассказы. Зачитывают выборочно тексты-описания. | |||||||||
– Давайте сделаем фонетический разбор слова январь. | Разбор записывается учениками в тетради. | |||||||||
– Вы употребили много слов при работе над картиной. Из них составили предложения и в дальнейшем тексты. | < Рисунок 1> | |||||||||
– По каким признакам отличались слова друг от друга? На какие группы они разделены? Зачем делить их на группы? Давайте поставим перед собой цель ответить на уроке на этот вопрос. | Дети анализируют выборочные слова, определяют, что они отвечают на разные вопросы. Обозначают предметы, действия, признаки и т.д. Деление на группы требуется для удобства. | |||||||||
– Сформулируйте тему. Как назовем группы слов, у которых есть общие признаки? | Определяют тему урока “Части речи” | Тема урока записывается на доске | ||||||||
Этап актуализации знаний |
||||||||||
Организация фронтальной работы – Каким источником информации можно воспользоваться, чтобы определить часть речи? |
Учащиеся приводят примеры: учебная литература, взрослые, статья в интернете, словарь, одноклассники, собственные наблюдения. | |||||||||
– К сожалению, словарь не всегда есть под рукой, значит необходимо знать правило. Его можно получить в готовом виде из перечисленных источников, а можно самостоятельно попробовать сделать открытие на основе наблюдений. | ||||||||||
– Выберете, по какому пути вы сегодня пойдете: найдете правило в учебнике или будете наблюдать за словами и составите правило самостоятельно. | Планируют учебные действия. | |||||||||
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического материала |
||||||||||
Организация самостоятельной работы учащихся. | ||||||||||
– Те, кто выбрал учебник, могут его открыть и работать с раздаточным материалом – сводными таблицами о частях речи. | Дети самостоятельно выбирают поиск
информации и способ работы. < Рисунок 1> |
|||||||||
– Те, кто будет работать, ведя
наблюдение, воспользуйтесь памяткой на стр.4. Прочитайте
предложенные слова на доске. Свои наблюдения тоже запишите в сводную
таблицу о частях речи. По желанию можно объединиться с кем– либо. – Можно начинать работу. |
Учащиеся анализируют, наблюдают, сравнивают, планируют свою работу, делают выводы. Приходят в выводу, что на доске представлены не все части речи, их в русском языке гораздо больше. | Слова для наблюдений написаны на
доске:
1 .солнце 2. светит 3. яркое 4. высоко 5.семь |
||||||||
Организация выступлений учащихся – Кто хочет рассказать о своих наблюдениях? |
Презентация результатов
самостоятельной работы (варианты работы учащихся) Одна группа или ученик выступает, а задача остальных – дополнить ответ. |
|||||||||
Организация самостоятельной работы. – Проверим наши наблюдения по учебнику. Прочитайте правило, отметьте галочкой – информацию, которая сейчас не прозвучала. – Как теперь мы сформулируем правило? |
Ученики используют учебник по русскому языку. | |||||||||
Этап первичного закрепления |
||||||||||
Организация самостоятельной работы – Работаем в парах. |
||||||||||
Используем сводные таблицы.
Возьмите слова из конвертов и разложите их в столбики, в зависимости
от того какие это части речи, для определения частей речи смотрите в
сводную таблицу. Какие действия необходимо выполнить, чтобы, не ошибиться в выборе слов? |
Учащиеся взаимодействуют друг с другом, контролируют правильность выбора. Если пара готова, то учащиеся поднимают руки “домиком”. | Ученики используют конверты, в
которых находятся карточки со словами. < Рисунок 2> |
||||||||
– Проговорите о своих действиях соседу. Кто хвалит своего соседа и за что? | Оценивают деятельность друг друга. | |||||||||
Этап встраивания нового материала в систему знаний |
||||||||||
Организация фронтальной работы – Работа по словообразованию. Игра “Аукцион слов” Прочитайте, корень-слово, которое написано на доске. Подберите однокоренные слова, являющиеся разными частями речи. Организация самостоятельной работы. |
Дети называют однокоренные слова: мороз – морозит, заморозок, морозный, морозец и т.д. | Родственные слова записываются на доске и в тетради. | ||||||||
– Сейчас вам надо самим выполнить
упражнение № 369 стр.4. если будут затруднения можно пользоваться
сводной информационной таблицей. – Предлагаю вам логическую задачу. Академик Лев Владимирович Щерба, большой специалист по общему языкознанию, задавал своим студентам похожие задачи по определению частей речи. |
Дети самостоятельно работают с учебником, выполняют упражнение. | Ученики используют учебник русского
языка. Показ портрета академика < Рисунок2.> |
||||||||
Посмотрим, может и мы с вами, справимся с аналогичным заданием. Прочитайте предложение, попробуйте определить какие тут части речи и объясните, как вы это делали. | Дети читают предложение.
Подставляют вопросы к словам, смотрят на связь слов в предложении, определяют части речи, высказывают свои мнения. |
Запись предложения на доске. | ||||||||
Этап подведения итогов. Рефлексия. |
||||||||||
– Предлагаю вам дома
потренироваться в определении частей речи. – Выберите домашнее задание: |
||||||||||
А) упр.№ 370 стр.5 Б) из словаря в конце учебника выписать по 5 слов разных частей речи Организация индивидуальной работы |
Самостоятельно выбирают домашнее задание | лучше сделать (удивиться, научиться, запомнить, повторить, узнать или захотеть.) | ||||||||
– Оцените собственную работу на
уроке, продолжите предложения:
“Я сегодня удивился…”, – Свои высказывания запишите на листочек. |
Учащиеся анализируют свою учебную деятельность. | Метод рефлексии: “Шесть Я” Можно предложить прокомментировать свои записи. Затем на доске прикрепить свои высказывания, распределив их по группам и посмотреть, что на уроке удалось |