Тема: | Морфологические признаки имен прилагательных. (4 часа) Презентация. Слайд 1 | |||||||||||||||||||||||||||||
Цели: | Сформировать представление об имени
прилагательном как части речи. Ввести алгоритм морфологического разбора имени прилагательного. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Части речи, признаки имени прилагательного,
непостоянные признаки имени прилагательного, постоянные признаки имени
прилагательного, имя прилагательное как член предложения,
морфологический разбор имени прилагательного. Второстепенные члены предложения, главные члены предложения, имя прилагательное, имя существительное, качественные имена прилагательные, непостоянные признаки, однокоренные слова, относительные имена прилагательные, постоянные признаки, притяжательные имена прилагательные, разряд, словосочетание, части речи. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные умения Проявлять; – интерес к изучению темы; |
Метапредметные умения Познавательные: – раскрывать значение выражений
“второстепенные члены предложения”, “главные члены предложения”, “имя
прилагательное”, “имя существительное”, “качественные имена
прилагательные”, “непостоянные признаки”, “однокоренные слова”,
“относительные имена прилагательные”, “постоянные признаки”,
“притяжательные имена прилагательные”, “разряд”, “словосочетание”,
“части речи” и использовать их в активном словаре; Регулятивные: – выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: – формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога,
используя известные термины;
|
Предметные умения – рассказывать алгоритм
морфологического разбора имени прилагательного; – определять и выделять графически имя прилагательное как член предложения. |
||||||||||||||||||||||||||||
Организация образовательного пространства |
||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||||||||||||||||||||||||||
Литературное чтение Тема – Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”. |
Информационный материал Иванов С.В. учебник "Русский язык" 4 класс (1 часть) С.В. Иванов “Комментарии к урокам”. Демонстрационный материал Карточки с названиями терминов и понятий. Карта с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного. Раздаточный материал Карточки с диагностическими заданиями. Интерактивный материал Электронная презентация. |
фронтальная индивидуальная – парная – групповая –
|
||||||||||||||||||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Самоопределение к деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | |||||||||||||||||||||||||||||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ричарда и Вани. |
Слайд 2
Однажды мама сказала Ричарду: – "У меня есть для тебя приятная новость. Осенью я отвезу тебя к бабушке в Россию. Ты в течение года будешь жить вместе с ней, ходить в школу со своим кузеном Ваней и продолжать изучать русский язык". Ричард очень обрадовался. Ричарда радушно приняли новые одноклассники. Они с радостью помогали ему преодолевать языковые трудности. На уроке русского языка учитель предложил выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города". Ричард попросил своего кузена помочь ему, но Ваня, к сожалению, не сумел это сделать. Ребята, почему Ваня не смог помочь своему брату выполнить задание учителя? Можете ли Вы помочь Ричарду выполнить задание учителя? Учащиеся высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представлять свою позицию. Есть ли у Вас желание научиться выполнять морфологический разбор имени прилагательного, чтобы помочь Ричарду и Ване? |
Личностные умения: – проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ричарду и Ване. |
||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Учебные задания на “знание” (З), “понимание” (П), “умение” (У) | Результат деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||
Блок А. Части речи |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: • Актуализировать знания об однокоренных словах и частях речи. • Актуализировать умение: – раскрывать значение выражения "однокоренные слова", "части речи" и
использовать их в активном словаре; |
Задание 1 (З) Слайд 3 Назовите значение выражения "однокоренные слова", "части речи". Назовите известные вам части речи. Назовите часть речи, которой является каждое слово: "подводный", "водомерка", "обезводить", "водица". Задание 2 (П) Слайд 4 Можно ли утверждать, что слова "подводный" и "водитель" являются однокоренными? Обоснуйте свой ответ. Можно ли утверждать, что слова "подводный" и "водомерка" являются одной частью речи? Обоснуйте свой ответ. Задание 3 (У) с самопроверкой Слайд 5 Определите часть речи, которой выражено каждое слово в предложении и обозначьте ее, используя известную вам форму сокращения. "Стоит ненастная осенняя погода". Задание 4 (У) с взаимопроверкой Слайд 6 Определите часть речи, которой выражены выделенные слова и обозначьте ее, используя известную вам форму сокращения. "Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно. Простой трактора произошел по простой причине: водовоз не подвез воды. Кто без кисти и белил крыши города белил? На то и печь, чтоб пироги в ней печь". Задание 5 (У) Слайд 7 Определите часть речи, которой выражено каждое слово во фрагменте сказки Л. Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес" и обозначьте ее, используя известную вам форму сокращения. "Выркалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове." *Задание №5 предлагается для выполнения хорошо подготовленным детям. |
Диагностические задания
Слайд 8 1. Определите часть речи каждого слова и напишите по группам: – имя существительное; Шелест, навредили, перевозка, улыбчивые, бездарный, потерпеть, говорливая. Слайд 9 2. Образуйте от данных слов однокоренные слова других частей речи и напишите в соответствующую строку таблицы.
Познавательные умения: – раскрывать значение выражения "однокоренные слова", "части речи" и
использовать их в активном словаре; Регулятивные умения: – выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: – формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога,
используя термины; Предметные умения: – рассказывать о частях речи и существенных признаках; |
||||||||||||||||||||||||||||
Блок Б. Признаки имени прилагательного |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: • Актуализировать знания: – о словосочетании; • Актуализировать умения: – определять зависимость непостоянных признаков имени прилагательного
от имени существительного и обосновывать свое мнение;
|
Задание 1 (З) Слайд 10 Назовите значение выражения "словосочетание", "имя существительное", "имя прилагательное", "падеж", "склонение", "постоянные признаки имени прилагательного", "непостоянные признаки имени прилагательного". Назовите известные вам постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Назовите известные вам признаки имени прилагательного. Укажите признаки имен прилагательных в словах "резкие", "о холодном", "под яркой". Задание 2 (П) Слайд 11 Можно ли утверждать, что род и число являются постоянными признаками имени прилагательного? Обоснуйте свое мнение, используя словосочетания "холодная земля", "холодными днями". Задание 3 (П) Слайд 11 Можно ли определить род прилагательного "печальные"? Обоснуйте свой ответ. Задание 4 (У) с взаимопроверкой Слайды 12-15
Задание 5 (У) Слайд 16 Определите падеж каждого имени прилагательного и укажите его в скобках, используя известную форму сокращения. А) русскую землю (…) Задание 6 * (У) Слайд 17 Постройте цепочку из трех слов, изменяя поочередно один из признаков имени прилагательного "сильный": род, число, падеж. * (Преобразование имен прилагательных по заданным критериям: сильный (м.р.) – сильная (ж.р.) – сильные (мн.ч.) – о сильных (П.п.)) Задание 7 (У) Слайды 18-23 Проведите исследование имени существительного и прилагательного в каждом предложении и определите зависимость непостоянных признаков имени прилагательного от имени существительного.
Слайд 18 1. Определите имена существительные в каждом предложении. Напишите пары однокоренных имен существительных. (солнце – солнца, лучами – луч) Слайд 19 2. Определите непостоянные признаки каждой пары имен существительных и обозначьте их, используя известную форму сокращения. (солнце (ед.ч., И.п.) – солнца (ед.ч., Р.п.); лучами (мн.ч., Т.п.) – луч (ед.ч., И.п.)) Слайд 20 3. Определите имена прилагательные, которые связаны по смыслу с данными именами существительными, и напишите эти словосочетания. (яркое солнце – яркого солнца; теплыми лучами – теплый луч) Слайд 21 4. Определите непостоянные признаки имени прилагательного, которые изменились в каждом словосочетании, и обозначьте их, используя известную форму сокращения. (яркое (И.п.) солнце – яркого(Р.п.) солнца; теплыми (мн.ч., Т.п.) лучами – теплый (ед.ч., м.р., И.п.) луч) Слайд 22 5. Определите в каждом предложении оставшиеся словосочетания имя сущ. + имя прил. и выпишите их. (холодную землю – холодный снег) Слайд 23 6. Определите непостоянные признаки имени прилагательного, которые изменились в словосочетаниях " холодную землю", "холодный снег", и обозначьте их, используя известную форму сокращения. (холодную (ж.р.) землю – холодный (м.р.) снег) Задание 8 (У) Слайд 24 Составьте и напишите фразу-конструкт: "Имя прилагательное имеет непостоянные признаки: _____, _____, _____, потому что ______________ ________________________________." ("Имя прилагательное имеет непостоянные признаки: род, число, падеж , потому что зависит от имени существительного, с которым оно связано.") |
Диагностические задания Слайд 25 1. Определите число каждого имени прилагательного и напишите его в соответствующую строку: – ед.ч. – ……………. – мн.ч. – ……………… Ключевая, заморский, дырявые, богатое, трескучие, пришкольный, загородные, робкие. Слайд 26 2. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные другого рода и напишите в соответствующую строку таблицы.
Слайд 27-30 3. Просклоняйте по падежам словосочетания "резкая боль", "новые карандаши", "белый парус", "красивое платье" по падежам. Познавательные умения: – раскрывать значение выражений "имя существительное", "имя
прилагательное", "словосочетание", "постоянные признаки", "непостоянные
признаки".и использовать их в активном словаре; Регулятивные умения: – выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: – формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины. Предметные умения: – определять род, число, падеж имен существительных/ прилагательных и
обозначать их, используя известную форму сокращения; |
||||||||||||||||||||||||||||
Блок В. Непостоянные признаки имени прилагательного |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: • Актуализировать знания о непостоянных признаках имен прилагательных. • Актуализировать умения: – определять род, число, падеж имен прилагательных; |
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения "непостоянные признаки". Назовите непостоянные признаки имен прилагательных. Задание 2 (П) Слайд 31 Определите признак, который изменился в каждой паре имен прилагательных: "красивая – красивое", "умный – умные", "смелый – о смелых". Обоснуйте свое суждение. Задание 3 (У) Учебник с.36 №3. с взаимопроверкой Слайд 32, 33 Спишите текст, поставив каждое прилагательное в нужную форму. Обозначьте непостоянные признаки имен прилагательных, используя известную вам форму сокращения. "Пробегая по (влажный, лесной) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и (ясный) небо, и (далекий) окрестность, не пропуская к нему ни (ясный) лучи солнца, ни (шаловливый) ветерок. Ручеек не знал, что сначала надо набраться силы под (лесной) тенью и тогда можно выбежать на (открытый) равнину, но уже не (слабый) ручейком, а (могучий) рекой." |
Диагностические задания Слайд 34 1. Образуйте однокоренные имена прилагательные, учитывая признаки, указанные в скобках, и запишите их: грустный – ... (ср.р., ед.ч., Р.п.) мудрый – ... (ж.р., ед.ч., Т.п.) воздушный – ... (мн.ч., Д.п.) скользкий – ... (м.р., ед.ч., П.п.) Слайд 35 2. Выпишите из текста все имена прилагательные, определите и обозначьте непостоянные признаки каждого. "Весной. Весна. Стоят чудесные деньки. Бегут ручьи. Пышным ковром лежит мох. По зеленой траве прыгают шустрые воробьи. Стриж строит уютное гнездышко. Зайчик бежит к ручью. Ручей дает чистую воду людям и животным." Познавательные умения: – раскрыть значение выражения "непостоянные признаки имени
прилагательного" и использовать его в активном словаре; Регулятивные умения: – выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: – формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины. Предметные умения: – рассказывать о непостоянных признаках имени прилагательного; |
||||||||||||||||||||||||||||
Блок Г. Постоянные признаки имени прилагательного |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели:
• Актуализировать знания: – о словосочетании; • Актуализировать умения: – различать качественные, относительные и притяжательные
прилагательные и обосновывать свое мнение; |
Задание 1 (З)
Назовите значение выражений: "словосочетание", "постоянные признаки", "разряд", "качественные имена прилагательные", "относительные имена прилагательные", "притяжательные имена прилагательные", используя пример. Задание 2 (З) с взаимопроверкой Слайд 36 Выделите графически каждую группу прилагательных: "Летний", "быстрый", "лисья", "ловкий", "волчий", "стеклянный", "бумажный", "московский", "глубокая". Расскажите способы определения имен прилагательных: качественных, относительных, притяжательных. *Информация для учителей, работающих по другому УМК: Качественные прилагательные называют качество, свойство предмета. Имя прилагательное считается качественным, если у него есть хотя бы один из признаков: – может иметь степень сравнения (умный – умнее, умнейший, самый умный, более умный); – может иметь краткую форму (умный – умен); – может иметь антонимическую пару (тихий – громкий). Относительные прилагательные называют постоянный признак предметов и явлений, природное свойство, которое количественно не меняется и выражается через отношение к чему-либо: материалу (картонный), времени (осенний, утренний), действию (стиральная), месту (кухонный), предмету (книжная), явлению(туманный) и т.д. Относительные прилагательные образуются от имен существительных (лес – лесной), глаголов (лечить – лечебный) и наречий (бегло говорить – беглая речь). Притяжательные прилагательные называют признак, обозначающий принадлежность какому-то лицу или животному и образуются от имен существительных. Например, рыбий хвост, мамин халат. Задание 3 (П) Можно ли утверждать, что в словосочетании "хорошее настроение" прилагательное является относительным? Обоснуйте свой ответ, используя известные примеры. Можно ли утверждать, что в словосочетании "лисья нора" прилагательное является качественным? Обоснуйте свой ответ, используя известные примеры. Верно ли, что относительное прилагательное "бумажный" может быть качественным? Обоснуйте свой ответ. Задание 4 (У) с взаимопроверкой Слайды 37, 38 Определите разряд прилагательного в каждом словосочетании и напишите его в соответствующую группу: – качественные прилагательные – ……………. – относительные прилагательные – ……………. – притяжательные прилагательные. Резиновые сапоги, дождливая осень, охотничья лодка, яркая звезда, летний ветер, медвежья берлога, сильный снегопад. Допишите свой вариант словосочетания с прилагательным в каждую группу. Задание 5 (У) Слайд 39 Определите в данном тексте разряд прилагательного и обозначьте его, используя известную сокращенную форму. На охоту Был чудесный осенний день. Охотники отправились на охоту. Дорога шла сосновым лесом. Последний луч заходящего солнца золотил края облаков. Еще слышна птичья перекличка. Вот солнце скрылось за горизонтом. По лесной дороге охотники выехали на узкую тропинку. Вдруг резкий ветер закачал ветки деревьев. Скоро показалась рыбачья хижина. Путники решили там заночевать. Задание 6 (У) Слайд 40 Составьте и напишите вывод, используя карточку-подсказку: Постоянным признаком имени прилагательного является _______________ , который указывает на качество предмета, выраженное в большей или меньшей степени, у ____________ прилагательных (например: ___________), на относительность предмета к чему-либо у ______________ прилагательных (например: _______________), на принадлежность живому существу у _________________ прилагательных (например: ________________). (Постоянным признаком имени прилагательного является разряд, который указывает на качество предмета, выраженное в большей или меньшей степени, у качественных прилагательных (например: хитрый -хитрее), на относительность предмета к чему-либо у относительных прилагательных (например: березовая аллея), на принадлежность живому существу у притяжательных прилагательных (например: беличий хвост).) |
Диагностические задания Слайд 41 1. Определите постоянный признак каждого имени прилагательного и напишите его в соответствующую группу: – относительные: – притяжательные: "Большой, заячий, настенный, кирпичный, узкий, рыбий, апельсиновый, острый, папин, осенний." Слайд 42 2. Спишите текст, определите качественные имена прилагательные, и обозначьте их, используя известную сокращенную форму. "Протянулся через дорогу и скрылся в темном ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьется вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на елку." Познавательные умения: – раскрывать значение выражения: "словосочетание", "постоянные признаки", "разряд", "качественные имена прилагательные", "относительные имена прилагательные", "притяжательные имена прилагательные", и использовать в активном словаре; – различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: – выполнять учебное задание в соответствии с целью; – выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы. Коммуникативные умения: – осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению в рамках учебного диалога. Предметные умения: – рассказывать о способах определения разряда имени прилагательного; – определять и обозначать разряд имен прилагательных, используя известную форму сокращения; – распределять слова по группам, используя знания о постоянных признаках имен прилагательных; – формулировать вывод о постоянных признаках имени прилагательного, используя фразу-конструкт. |
||||||||||||||||||||||||||||
Блок Д. Имя прилагательное как член предложения |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: • Актуализировать знания о главных и второстепенных членах предложения. • Актуализировать умения: – определять член предложения, которым является имя прилагательное, и
обосновывать свое мнение; |
Задание 1 (З) Слайд 43 Назовите значение выражения "главные члены предложения", "второстепенные члены предложения". Назовите главные и второстепенные члены в предложении: "Над бурной рекой склонялись ветви ивы". Задание 2 (З) Назовите части речи, которыми может быть выражено сказуемое. Задание 3 (З) Слайд 44 Назовите предложения, в которых прилагательное является определением. "Погода на улице пасмурная. По осеннему небу мчаться кучевые облака. Сильный дождь срывает листья с деревьев. Ветер необычайно силен". Задание 4 (П) Слайд 45 Можно ли утверждать, что в предложении "Волшебную палочку положили в коробку" имя прилагательное является сказуемым? Обоснуйте свой ответ. Верно ли, что в предложении "Моя сестра красивая" прилагательное является определением? Обоснуйте свой ответ. Задание 5 (У) с взаимопроверкой Слайд 46 Спишите текст, определите, каким членом предложения является каждое имя прилагательное, и выделите его графически как член предложения. "Зимой на севере. Тяжело зимой людям и животным на крайнем севере. Зима там длинная. Сильная метель заносит все дороги. Людей и груз везут на собаках лайках. Эти собаки очень дружны. Им тоже трудно зимой. В густую шерсть собак попадает снег. Между пальцами лап намерзают острые льдинки и мешают бежать. Но собаки помогают людям. Это верные друзья." |
Диагностические задания Слайд 47 1. Спишите каждое предложение и выделите графически имена прилагательные как члены предложения. "Летним днем мы шли по сосновому лесу. В небе яркое солнце." Слайд 47 2. Определите схему, соответствующую структуре данного предложения и укажите стрелочкой. "Море сегодня спокойное." Познавательные умения: – раскрывать значение выражения "главные члены предложения",
"второстепенные члены предложения" и использовать их в активном словаре; Регулятивные умения: – выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: – формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины. Предметные умения: – рассказывать о роли имени прилагательного в предложении; |
||||||||||||||||||||||||||||
Блок Е. Морфологический разбор имени прилагательного |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели:
• Актуализировать знания: – о постоянных и непостоянных признаках имени прилагательного; • Актуализировать умения: – определять постоянные и непостоянные признаки имен прилагательных и
обосновывать свое мнение; • Научить: – рассказывать алгоритм морфологического разбора имени
прилагательного; |
Задание 1 (З) Слайд 48 Назовите значение выражения "постоянные признаки имени прилагательного", "непостоянные признаки имени прилагательного". Назовите признаки начальной формы имен прилагательных. Назовите имена прилагательные, которые имеют начальную форму: "туманное", "березовый", "овсяная", "малиновое", "хмурый", "семейный", "красная". Задание 2 (З) Назовите значение выражения "однокоренные слова", "морфологический разбор". Назовите постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного. Сообщение учителя Слайд 49 Алгоритм выполнения морфологического разбора имени прилагательного Чтобы выполнить морфологический разбор имени прилагательного, надо: 1. Определить часть речи. Слайд 50 Например: На днях я прочитал интересную книгу. 1. Интересную – имя прилагательное. Задание 3 (З) Учебник с.40. Расскажите алгоритм выполнения морфологического разбора имени прилагательного, используя текст предложения "Осенью потянулись птицы в дальние страны." Задание 4 (П) Верно ли, что морфологический разбор имени прилагательного выполняется без определения его непостоянных признаков? Обоснуйте свой ответ. Задание 5 (П) с взаимопроверкой Слайд 51 Верно ли выполнен морфологический разбор имени прилагательного в предложении "На ночлег туристы остановились в горной местности"? (В) горной – имя прилагательное. Н.ф. – горный. Непост. признаки: ед. ч., ср. р., И.п. Пост. признаки: относительное. (В) горной (местности) – дополнение. Обоснуйте свой ответ. Задание 6 (У) с самопроверкой Слайд 52 Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные и напишите каждое в начальной форме. Звезда, дождь, ярость, воробей, вкус, местность. Задание 7 (У) с взаимопроверкой Слайд 53 Определите имя прилагательное в предложении "В лесу стоял запах сухих листьев", и выполните его морфологический разбор, используя известный алгоритм. Задание 8 (У) Учебник с.40 №3. Слайд 54 Определите в тексте слово, которое соответствует характеристике: имя прилагательное, качественное, В. п., ед. ч., ж. р. и выпишите его. "В спокойное озеро смотрится ясное небо. Лес забирается на склоны сопок, цепляется за дикую землю. Он завоевывает огромный край, крутые скалы, гранитные утесы". Задание 9 (У) Учебник с.40 №3. Слайд 55 Определите в тексте относительное прилагательное и выполните его морфологический разбор, используя известный алгоритм. |
Диагностические задания Слайд 56-58 Определите прилагательные в предложении "В лесной чаще среди желтых листьев мелькнул беличий хвост" и выполните морфологический разбор каждого слова, используя известный алгоритм. Познавательные умения: – раскрывать значение понятий: "постоянные признаки", "непостоянные
признаки", "однокоренные слова", "морфологический разбор" и использовать
их в активном словаре; Регулятивные умения: – выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: – согласовывать свое мнение с партнером для принятия общего решения в рамках учебного диалога. Предметные умения: – рассказывать алгоритм морфологического разбора имени
прилагательного; |
||||||||||||||||||||||||||||
Блок К. Диагностика качества освоения темы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: установить степень усвоения темы: – различать части речи; |
Слайд 59 1. Определите часть речи, которой является каждое слово, и соотнесите с ее названием стрелочкой. осторожность Слайд 60 2. От имени существительного образуйте однокоренное имя прилагательное по заданным грамматическим признакам: весна – ... дню (ед.ч., м.р., Д.п.) Слайд 61 3. Напишите к каждому имени существительному одно имя прилагательное, учитывая признаки, указанные в скобках: халат – ... (притяжательное) Слайд 62-65 4. Спишите предложение "Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору" и выделите графически каждое имя прилагательное как член предложения. Выполните морфологический разбор каждого прилагательного, используя известный алгоритм. |
Регулятивные умения: – проверять выполнение задания и
вносить корректировку; Предметные умения: – различать части речи; |
||||||||||||||||||||||||||||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Варианты заданий | Результат деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||
• Стимулировать интерес к изучению темы и
желание помочь Ване и Ричарду. • Научить: – ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; |
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности
включает:
Информативный вариант Слайд 66 Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города", используя материал, предложенный учителем. 1. Ночного – имя ___________. Импровизационный вариант Слайд 67 Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города", используя предложенный план: 1. Часть речи. Эвристический вариант Слайд 68 Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении о Санкт-Петербурге, которое вы составили самостоятельно. |
Личностные умения:
– проявлять интерес к изучению темы; Познавательные умения: – выбирать вариант выполнения задания; Регулятивные умения: – выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные умения: – адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: – выполнять и оформлять морфологический разбор имени прилагательного. |
||||||||||||||||||||||||||||
IV этап. Рефлексивная деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||
Научить учащихся:
• соотносить полученный результат с поставленной целью; • оценивать результат учебной деятельности. |
I. Самоанализ Слайд 69 Закончите предложения: 1. Мне важно уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного, для того чтобы …… 2. Чтобы выполнить морфологический разбор имени прилагательного, нужно …………. II. Самооценка Слайд 70 Закончите предложение: Я................................ (очень, не очень) доволен(льна) выполнением морфологического разбора имени прилагательного, который сделал(а) ........................................ (самостоятельно, с помощью...), потому что выполнил(а) работу ......................................... (правильно, неправильно) и ............................................... (красиво, некрасиво). |
Личностные умения: – проявлять осознание собственной успешности при изучении темы. Регулятивные умения: – соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; |
||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||
Цели темы: Сформировать представление об имени прилагательном как части речи. Ввести алгоритм морфологического разбора имени прилагательного. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения Личностные умения: Познавательные умения: Регулятивные умения: Коммуникативные умения: Предметные умения: |
*Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
Технологическая карта темы "Морфологические признаки имен прилагательных"
- Виноградова Виктория Анатольевна, учитель начальной школы
- Есина Ирина Владимировна, учитель начальных классов
- Свирид Майя Павловна, учитель начальных классов
- Стильбанс Наталья Валерьевна, учитель
- Черных Светлана Олеговна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа