Технологическая карта темы "Морфологические признаки имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Тема: Морфологические признаки имен прилагательных. (4 часа) Презентация. Слайд 1
Цели: Сформировать представление об имени прилагательном как части речи.

Ввести алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия Части речи, признаки имени прилагательного, непостоянные признаки имени прилагательного, постоянные признаки имени прилагательного, имя прилагательное как член предложения, морфологический разбор имени прилагательного.

Второстепенные члены предложения, главные члены предложения, имя прилагательное, имя существительное, качественные имена прилагательные, непостоянные признаки, однокоренные слова, относительные имена прилагательные, постоянные признаки, притяжательные имена прилагательные, разряд, словосочетание, части речи.

Планируемый результат.

Личностные умения

Проявлять;

– интерес к изучению темы;
– желание помочь Ване и Ричарду;
– осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные:

– раскрывать значение выражений “второстепенные члены предложения”, “главные члены предложения”, “имя прилагательное”, “имя существительное”, “качественные имена прилагательные”, “непостоянные признаки”, “однокоренные слова”, “относительные имена прилагательные”, “постоянные признаки”, “притяжательные имена прилагательные”, “разряд”, “словосочетание”, “части речи” и использовать их в активном словаре;
– определять постоянные и непостоянные признаки имен прилагательных и обосновывать свое мнение;
– различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные и обосновывать свое мнение;
– определять член предложения, которым является имя прилагательное, и обосновывать свое мнение;
использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку;
– соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

– формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины;
– адекватно использовать речевые средства для представления результата
деятельности;
– осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению в рамках учебного диалога.

Предметные умения

– рассказывать алгоритм морфологического разбора имени прилагательного;
– определять и указывать постоянные и непостоянные признаки имен прилагательных, используя известную форму сокращения;
– выполнять морфологический разбор имени прилагательного, используя известный алгоритм;

– определять и выделять графически имя прилагательное как член предложения.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Литературное чтение

Тема – Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”.

Информационный материал

Иванов С.В. учебник "Русский язык" 4 класс (1 часть)

С.В. Иванов “Комментарии к урокам”.

Демонстрационный материал

Карточки с названиями терминов и понятий.

Карта с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного.

Раздаточный материал

Карточки с диагностическими заданиями.

Интерактивный материал

Электронная презентация.

фронтальная

индивидуальная –

парная –

групповая –

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности Ситуативное задание
• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ричарда и Вани.

Слайд 2

Однажды мама сказала Ричарду:

– "У меня есть для тебя приятная новость. Осенью я отвезу тебя к бабушке в Россию. Ты в течение года будешь жить вместе с ней, ходить в школу со своим кузеном Ваней и продолжать изучать русский язык". Ричард очень обрадовался.

Ричарда радушно приняли новые одноклассники. Они с радостью помогали ему преодолевать языковые трудности. На уроке русского языка учитель предложил выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города". Ричард попросил своего кузена помочь ему, но Ваня, к сожалению, не сумел это сделать.

Ребята, почему Ваня не смог помочь своему брату выполнить задание учителя?

Можете ли Вы помочь Ричарду выполнить задание учителя?

Учащиеся высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представлять свою позицию.

Есть ли у Вас желание научиться выполнять морфологический разбор имени прилагательного, чтобы помочь Ричарду и Ване?

Личностные умения:

– проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ричарду и Ване.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности Учебные задания на “знание” (З), “понимание” (П), “умение” (У) Результат деятельности

Блок А. Части речи

Цели:

• Актуализировать знания об однокоренных словах и частях речи.

• Актуализировать умение:

– раскрывать значение выражения "однокоренные слова", "части речи" и использовать их в активном словаре;
– определять однокоренные слова и обосновывать свое мнение;
– определять части речи и обосновывать свое мнение;
– рассказывать о частях речи и существенных признаках;
– определять части речи в предложении и обозначать их, используя известную форму сокращения;
– определять и образовывать однокоренные слова других частей речи;
– распределять слова по группам, используя знания о частях речи;
– определять и указывать части речи, используя известную форму сокращения;
– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку;
– формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
– согласовывать позиции и находить общее решение.

Задание 1 (З) Слайд 3

Назовите значение выражения "однокоренные слова", "части речи".

Назовите известные вам части речи.

Назовите часть речи, которой является каждое слово: "подводный", "водомерка", "обезводить", "водица".

Задание 2 (П) Слайд 4

Можно ли утверждать, что слова "подводный" и "водитель" являются однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

Можно ли утверждать, что слова "подводный" и "водомерка" являются одной частью речи? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 (У) с самопроверкой Слайд 5

Определите часть речи, которой выражено каждое слово в предложении и обозначьте ее, используя известную вам форму сокращения.

"Стоит ненастная осенняя погода".

Задание 4 (У) с взаимопроверкой Слайд 6

Определите часть речи, которой выражены выделенные слова и обозначьте ее, используя известную вам форму сокращения.

"Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

Простой трактора произошел по простой причине: водовоз не подвез воды.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

На то и печь, чтоб пироги в ней печь".

Задание 5 (У) Слайд 7

Определите часть речи, которой выражено каждое слово во фрагменте сказки Л. Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес" и обозначьте ее, используя известную вам форму сокращения.

"Выркалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове."

*Задание №5 предлагается для выполнения хорошо подготовленным детям.

Диагностические задания

Слайд 8

1. Определите часть речи каждого слова и напишите по группам:

– имя существительное;
– имя прилагательное;
– глагол.

Шелест, навредили, перевозка, улыбчивые, бездарный, потерпеть, говорливая.

Слайд 9

2. Образуйте от данных слов однокоренные слова других частей речи и напишите в соответствующую строку таблицы.

Сущ. Прил.  
  зимний  
радость    
    зеленеть
ночь    
  верный  
    завить

Познавательные умения:

– раскрывать значение выражения "однокоренные слова", "части речи" и использовать их в активном словаре;
– определять однокоренные слова и обосновывать свое мнение;
– определять части речи и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

– формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
– согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные умения:

– рассказывать о частях речи и существенных признаках;
– определять части речи в предложении и обозначать их, используя известную форму сокращения;
– определять и образовывать однокоренные слова других частей речи;
– распределять слова по группам, используя знания о частях речи.

Блок Б. Признаки имени прилагательного

Цели:

• Актуализировать знания:

– о словосочетании;
– о непостоянных признаках имени существительного;
– о постоянных и непостоянных признаках имени прилагательного.

• Актуализировать умения:

– определять зависимость непостоянных признаков имени прилагательного от имени существительного и обосновывать свое мнение;
– сопоставлять изменение признаков имени существительного с признаками имени прилагательного и обосновывать свое мнение;
– определять род, число, падеж имен существительных/ прилагательных и обосновывать свое мнение;
– определять род, число, падеж имен существительных/ прилагательных и обозначать их, используя известную форму сокращения;
– преобразовывать имена прилагательные по заданным критериям;
– изменять словосочетания по падежам;
– проводить исследование имени существительного и имени прилагательного и оформлять вывод, используя фразу-конструкт;
– формулировать и писать фразу-конструкт;
– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;
– формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

 

Задание 1 (З) Слайд 10

Назовите значение выражения "словосочетание", "имя существительное", "имя прилагательное", "падеж", "склонение", "постоянные признаки имени прилагательного", "непостоянные признаки имени прилагательного".

Назовите известные вам постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

Назовите известные вам признаки имени прилагательного.

Укажите признаки имен прилагательных в словах "резкие", "о холодном", "под яркой".

Задание 2 (П) Слайд 11

Можно ли утверждать, что род и число являются постоянными признаками имени прилагательного? Обоснуйте свое мнение, используя словосочетания "холодная земля", "холодными днями".

Задание 3 (П) Слайд 11

Можно ли определить род прилагательного "печальные"? Обоснуйте свой ответ.

Задание 4 (У) с взаимопроверкой Слайды 12-15

1. Подчеркните все имена прилагательные в форме ед.ч.:

А) спелое
Б) красивые
В) веселая
Г) высокие
Д) осенний

 

3. Подчеркните имена прилагательные, род которых не определяется:

А) глубокие
Б) великолепный
В) горячие
Г) трудные
Д) вкусная

 

2. Подчеркните все имена прилагательные в форме м.р.:

А) хрупкая
Б) легкий
В) доброе
Г) золотой
Д) прекрасные

4. Подчеркните все имена прилагательные в форме ед.ч., ж.р., Т.п.:

А) за высокими горами
Б) увлекательной поездкой
В) верным другом
Г) синей птицей
Д) домашнюю работу

Задание 5 (У) Слайд 16

Определите падеж каждого имени прилагательного и укажите его в скобках, используя известную форму сокращения.

А) русскую землю (…)
Б) на зеленом поле (…)
В) бледными красками (…)
Г) в багряном закате (…)
Д) для любимой бабушки (…)

Задание 6 * (У) Слайд 17

Постройте цепочку из трех слов, изменяя поочередно один из признаков имени прилагательного "сильный": род, число, падеж.

* (Преобразование имен прилагательных по заданным критериям:

сильный (м.р.) – сильная (ж.р.) – сильные (мн.ч.) – о сильных (П.п.))

Задание 7 (У) Слайды 18-23

Проведите исследование имени существительного и прилагательного в каждом предложении и определите зависимость непостоянных признаков имени прилагательного от имени существительного.

Яркое солнце греет холодную землю теплыми лучами. Теплый луч яркого солнца растопил холодный снег.

Слайд 18

1. Определите имена существительные в каждом предложении.

Напишите пары однокоренных имен существительных.

(солнце – солнца, лучами – луч)

Слайд 19

2. Определите непостоянные признаки каждой пары имен существительных и обозначьте их, используя известную форму сокращения.

(солнце (ед.ч., И.п.) – солнца (ед.ч., Р.п.); лучами (мн.ч., Т.п.) – луч (ед.ч., И.п.))

Слайд 20

3. Определите имена прилагательные, которые связаны по смыслу с данными именами существительными, и напишите эти словосочетания.

(яркое солнце – яркого солнца; теплыми лучами – теплый луч)

Слайд 21

4. Определите непостоянные признаки имени прилагательного, которые изменились в каждом словосочетании, и обозначьте их, используя известную форму сокращения.

(яркое (И.п.) солнце – яркого(Р.п.) солнца; теплыми (мн.ч., Т.п.) лучами – теплый (ед.ч., м.р., И.п.) луч)

Слайд 22

5. Определите в каждом предложении оставшиеся словосочетания имя сущ. + имя прил. и выпишите их.

(холодную землю – холодный снег)

Слайд 23

6. Определите непостоянные признаки имени прилагательного, которые изменились в словосочетаниях " холодную землю", "холодный снег", и обозначьте их, используя известную форму сокращения.

(холодную (ж.р.) землю – холодный (м.р.) снег)

Задание 8 (У) Слайд 24

Составьте и напишите фразу-конструкт: "Имя прилагательное имеет непостоянные признаки: _____, _____, _____, потому что ______________

________________________________."

("Имя прилагательное имеет непостоянные признаки: род, число, падеж , потому что зависит от имени существительного, с которым оно связано.")

Диагностические задания

Слайд 25

1. Определите число каждого имени прилагательного и напишите его в соответствующую строку:

– ед.ч. – …………….

– мн.ч. – ………………

Ключевая, заморский, дырявые, богатое, трескучие, пришкольный, загородные, робкие.

Слайд 26

2. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные другого рода и напишите в соответствующую строку таблицы.

м.р. ж.р. ср.р.
  хитрая  
синий    
    хмурое
железный    
  спелая  
    звонкое

Слайд 27-30

3. Просклоняйте по падежам словосочетания "резкая боль", "новые карандаши", "белый парус", "красивое платье" по падежам.

Познавательные умения:

– раскрывать значение выражений "имя существительное", "имя прилагательное", "словосочетание", "постоянные признаки", "непостоянные признаки".и использовать их в активном словаре;
– определять род, число, падеж имен существительных/ прилагательных и обосновывать свое мнение;
– определять зависимость непостоянных признаков имени прилагательного от имени существительного и обосновывать свое мнение;
– сопоставлять изменение признаков имени существительного с признаками имени прилагательного и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

– формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

– определять род, число, падеж имен существительных/ прилагательных и обозначать их, используя известную форму сокращения;
– преобразовывать имена прилагательные по заданным критериям;
– изменять словосочетания по падежам;
– проводить исследование имени существительного и имени прилагательного и оформлять вывод, используя фразу-конструкт;
– формулировать и писать фразу-конструкт.

Блок В. Непостоянные признаки имени прилагательного

Цели:

• Актуализировать знания о непостоянных признаках имен прилагательных.

• Актуализировать умения:

– определять род, число, падеж имен прилагательных;
– анализировать изменение признаков имен прилагательных и обосновывать свое мнение;
– рассказывать о непостоянных признаках имени прилагательного;
– определять и указывать непостоянные признаки имен прилагательных, используя известную форму сокращения;
– изменять род, число, падеж имен прилагательных;
– преобразовать имена прилагательные по заданным критериям;
– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;
– формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Задание 1 (З)

Назовите значение выражения "непостоянные признаки".

Назовите непостоянные признаки имен прилагательных.

Задание 2 (П) Слайд 31

Определите признак, который изменился в каждой паре имен прилагательных: "красивая – красивое", "умный – умные", "смелый – о смелых". Обоснуйте свое суждение.

Задание 3 (У) Учебник с.36 №3. с взаимопроверкой Слайд 32, 33

Спишите текст, поставив каждое прилагательное в нужную форму. Обозначьте непостоянные признаки имен прилагательных, используя известную вам форму сокращения.

"Пробегая по (влажный, лесной) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и (ясный) небо, и (далекий) окрестность, не пропуская к нему ни (ясный) лучи солнца, ни (шаловливый) ветерок.

Ручеек не знал, что сначала надо набраться силы под (лесной) тенью и тогда можно выбежать на (открытый) равнину, но уже не (слабый) ручейком, а (могучий) рекой."

Диагностические задания

Слайд 34

1. Образуйте однокоренные имена прилагательные, учитывая признаки, указанные в скобках, и запишите их:

грустный – ... (ср.р., ед.ч., Р.п.)

мудрый – ... (ж.р., ед.ч., Т.п.)

воздушный – ... (мн.ч., Д.п.)

скользкий – ... (м.р., ед.ч., П.п.)

Слайд 35

2. Выпишите из текста все имена прилагательные, определите и обозначьте непостоянные признаки каждого.

"Весной.

Весна. Стоят чудесные деньки. Бегут ручьи. Пышным ковром лежит мох. По зеленой траве прыгают шустрые воробьи. Стриж строит уютное гнездышко. Зайчик бежит к ручью. Ручей дает чистую воду людям и животным."

Познавательные умения:

– раскрыть значение выражения "непостоянные признаки имени прилагательного" и использовать его в активном словаре;
– определять род, число, падеж имен прилагательных и обосновывать свое мнение;
– анализировать изменение признаков имен прилагательных и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

– формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

– рассказывать о непостоянных признаках имени прилагательного;
– определять и указывать непостоянные признаки имен прилагательных, используя известную форму сокращения;
– изменять род, число, падеж имен прилагательных;
– преобразовать имена прилагательные по заданным критериям.

Блок Г. Постоянные признаки имени прилагательного

Цели:

• Актуализировать знания:

– о словосочетании;
– о постоянных признаках имени прилагательного;
– о разряде имен прилагательных;
– о качественных, относительных, притяжательных именах прилагательных.

• Актуализировать умения:

– различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные и обосновывать свое мнение;
– рассказывать о способах определения разряда имени прилагательного;
– определять и обозначать разряд имен прилагательных, используя известную форму сокращения;
– распределять слова по группам, используя знания о постоянных признаках имен прилагательных;
– формулировать вывод о постоянных признаках имени прилагательного, используя фразу-конструкт;
– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;
– осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Назовите значение выражений: "словосочетание", "постоянные признаки", "разряд", "качественные имена прилагательные", "относительные имена прилагательные", "притяжательные имена прилагательные", используя пример.

Задание 2 (З) с взаимопроверкой Слайд 36

Выделите графически каждую группу прилагательных:
– синим цветом – качественные;
– зеленым цветом – относительные;
– красным цветом – притяжательные.

"Летний", "быстрый", "лисья", "ловкий", "волчий", "стеклянный", "бумажный", "московский", "глубокая".

Расскажите способы определения имен прилагательных: качественных, относительных, притяжательных.

*Информация для учителей, работающих по другому УМК:

Качественные прилагательные называют качество, свойство предмета.

Имя прилагательное считается качественным, если у него есть хотя бы один из признаков:

– может иметь степень сравнения (умный – умнее, умнейший, самый умный, более умный);

– может иметь краткую форму (умный – умен);

– может иметь антонимическую пару (тихий – громкий).

Относительные прилагательные называют постоянный признак предметов и явлений, природное свойство, которое количественно не меняется и выражается через отношение к чему-либо: материалу (картонный), времени (осенний, утренний), действию (стиральная), месту (кухонный), предмету (книжная), явлению(туманный) и т.д. Относительные прилагательные образуются от имен существительных (лес – лесной), глаголов (лечить – лечебный) и наречий (бегло говорить – беглая речь).

Притяжательные прилагательные называют признак, обозначающий принадлежность какому-то лицу или животному и образуются от имен существительных. Например, рыбий хвост, мамин халат.

Задание 3 (П)

Можно ли утверждать, что в словосочетании "хорошее настроение" прилагательное является относительным? Обоснуйте свой ответ, используя известные примеры.

Можно ли утверждать, что в словосочетании "лисья нора" прилагательное является качественным? Обоснуйте свой ответ, используя известные примеры.

Верно ли, что относительное прилагательное "бумажный" может быть качественным? Обоснуйте свой ответ.

Задание 4 (У) с взаимопроверкой Слайды 37, 38

Определите разряд прилагательного в каждом словосочетании и напишите его в соответствующую группу:

– качественные прилагательные – …………….

– относительные прилагательные – …………….

– притяжательные прилагательные.

Резиновые сапоги, дождливая осень, охотничья лодка, яркая звезда, летний ветер, медвежья берлога, сильный снегопад.

Допишите свой вариант словосочетания с прилагательным в каждую группу.

Задание 5 (У) Слайд 39

Определите в данном тексте разряд прилагательного и обозначьте его, используя известную сокращенную форму.

На охоту

Был чудесный осенний день. Охотники отправились на охоту. Дорога шла сосновым лесом. Последний луч заходящего солнца золотил края облаков. Еще слышна птичья перекличка. Вот солнце скрылось за горизонтом. По лесной дороге охотники выехали на узкую тропинку.

Вдруг резкий ветер закачал ветки деревьев. Скоро показалась рыбачья хижина. Путники решили там заночевать.

Задание 6 (У) Слайд 40

Составьте и напишите вывод, используя карточку-подсказку:

Постоянным признаком имени прилагательного является _______________ , который указывает на качество предмета, выраженное в большей или меньшей степени, у ____________ прилагательных (например: ___________), на относительность предмета к чему-либо у ______________ прилагательных (например: _______________), на принадлежность живому существу у _________________ прилагательных (например: ________________).

(Постоянным признаком имени прилагательного является разряд, который указывает на качество предмета, выраженное в большей или меньшей степени, у качественных прилагательных (например: хитрый -хитрее), на относительность предмета к чему-либо у относительных прилагательных (например: березовая аллея), на принадлежность живому существу у притяжательных прилагательных (например: беличий хвост).)

Диагностические задания

Слайд 41

1. Определите постоянный признак каждого имени прилагательного и напишите его в соответствующую группу:

– относительные:

– притяжательные:

"Большой, заячий, настенный, кирпичный, узкий, рыбий, апельсиновый, острый, папин, осенний."

Слайд 42

2. Спишите текст, определите качественные имена прилагательные, и обозначьте их, используя известную сокращенную форму.

"Протянулся через дорогу и скрылся в темном ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьется вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на елку."

Познавательные умения:

– раскрывать значение выражения: "словосочетание", "постоянные признаки", "разряд", "качественные имена прилагательные", "относительные имена прилагательные", "притяжательные имена прилагательные",

и использовать в активном словаре;

– различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью;

– выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Коммуникативные умения:

– осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

– рассказывать о способах определения разряда имени прилагательного;

– определять и обозначать разряд имен прилагательных, используя известную форму сокращения;

– распределять слова по группам, используя знания о постоянных признаках имен прилагательных;

– формулировать вывод о постоянных признаках имени прилагательного, используя фразу-конструкт.

Блок Д. Имя прилагательное как член предложения

Цели:

• Актуализировать знания о главных и второстепенных членах предложения.

• Актуализировать умения:

– определять член предложения, которым является имя прилагательное, и обосновывать свое мнение;
– рассказывать о роли имени прилагательного в предложении;
– определять член предложения, которым является имя прилагательное;
– выделять имя прилагательное графически как член предложения;
– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;
– формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Задание 1 (З) Слайд 43

Назовите значение выражения "главные члены предложения", "второстепенные члены предложения".

Назовите главные и второстепенные члены в предложении: "Над бурной рекой склонялись ветви ивы".

Задание 2 (З)

Назовите части речи, которыми может быть выражено сказуемое.

Задание 3 (З) Слайд 44

Назовите предложения, в которых прилагательное является определением.

"Погода на улице пасмурная.

По осеннему небу мчаться кучевые облака.

Сильный дождь срывает листья с деревьев.

Ветер необычайно силен".

Задание 4 (П) Слайд 45

Можно ли утверждать, что в предложении "Волшебную палочку положили в коробку" имя прилагательное является сказуемым? Обоснуйте свой ответ.

Верно ли, что в предложении "Моя сестра красивая" прилагательное является определением? Обоснуйте свой ответ.

Задание 5 (У) с взаимопроверкой Слайд 46

Спишите текст, определите, каким членом предложения является каждое имя прилагательное, и выделите его графически как член предложения.

"Зимой на севере.

Тяжело зимой людям и животным на крайнем севере. Зима там длинная. Сильная метель заносит все дороги. Людей и груз везут на собаках лайках. Эти собаки очень дружны. Им тоже трудно зимой. В густую шерсть собак попадает снег. Между пальцами лап намерзают острые льдинки и мешают бежать. Но собаки помогают людям. Это верные друзья."

Диагностические задания

Слайд 47

1. Спишите каждое предложение и выделите графически имена прилагательные как члены предложения.

"Летним днем мы шли по сосновому лесу. В небе яркое солнце."

Слайд 47

2. Определите схему, соответствующую структуре данного предложения и укажите стрелочкой.

"Море сегодня спокойное."

Познавательные умения:

– раскрывать значение выражения "главные члены предложения", "второстепенные члены предложения" и использовать их в активном словаре;
– определять член предложения, которым является имя прилагательное, и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

– формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

– рассказывать о роли имени прилагательного в предложении;
– определять член предложения, которым является имя прилагательное;
– выделять имя прилагательное графически как член предложения.

Блок Е. Морфологический разбор имени прилагательного

Цели:

• Актуализировать знания:

– о постоянных и непостоянных признаках имени прилагательного;
– об однокоренных словах;
– о морфологическом разборе имени существительного.

• Актуализировать умения:

– определять постоянные и непостоянные признаки имен прилагательных и обосновывать свое мнение;
– определять имя прилагательное по заданной характеристике и обосновывать свое мнение.

• Научить:

– рассказывать алгоритм морфологического разбора имени прилагательного;
– выполнять морфологический разбор имени прилагательного, используя алгоритм;
– определять и исправлять ошибки в морфологическом разборе имени прилагательного;
– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;
– согласовывать свое мнение с партнером для принятия общего решения в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З) Слайд 48

Назовите значение выражения "постоянные признаки имени прилагательного", "непостоянные признаки имени прилагательного".

Назовите признаки начальной формы имен прилагательных.

Назовите имена прилагательные, которые имеют начальную форму: "туманное", "березовый", "овсяная", "малиновое", "хмурый", "семейный", "красная".

Задание 2 (З)

Назовите значение выражения "однокоренные слова", "морфологический разбор".

Назовите постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.

Сообщение учителя Слайд 49

Алгоритм выполнения морфологического разбора

имени прилагательного

Чтобы выполнить морфологический разбор имени прилагательного,

надо:

1. Определить часть речи.
2. Написать слово в начальной форме.
3. Определить постоянный признак: (качеств., относит., притяжат.)
4. Определить непостоянные признаки: род, число, падеж.
5. Определить член предложения, которым является имя прилагательное.

Слайд 50

Например:

На днях я прочитал интересную книгу.

1. Интересную – имя прилагательное.
2. Н.ф.– интересный.
3. Пост. призн.: качеств.
4. Непост. призн.: ед.ч., ж.р., В.п.
5. Интересную (книгу) – определение.

Задание 3 (З) Учебник с.40.

Расскажите алгоритм выполнения морфологического разбора имени прилагательного, используя текст предложения "Осенью потянулись птицы в дальние страны."

Задание 4 (П)

Верно ли, что морфологический разбор имени прилагательного выполняется без определения его непостоянных признаков? Обоснуйте свой ответ.

Задание 5 (П) с взаимопроверкой Слайд 51

Верно ли выполнен морфологический разбор имени прилагательного в предложении "На ночлег туристы остановились в горной местности"?

(В) горной – имя прилагательное.

Н.ф. – горный.

Непост. признаки: ед. ч., ср. р., И.п.

Пост. признаки: относительное.

(В) горной (местности) – дополнение.

Обоснуйте свой ответ.

Задание 6 (У) с самопроверкой Слайд 52

Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные и напишите каждое в начальной форме.

Звезда, дождь, ярость, воробей, вкус, местность.

Задание 7 (У) с взаимопроверкой Слайд 53

Определите имя прилагательное в предложении "В лесу стоял запах сухих листьев", и выполните его морфологический разбор, используя известный алгоритм.

Задание 8 (У) Учебник с.40 №3. Слайд 54

Определите в тексте слово, которое соответствует характеристике: имя прилагательное, качественное, В. п., ед. ч., ж. р. и выпишите его.

"В спокойное озеро смотрится ясное небо. Лес забирается на склоны сопок, цепляется за дикую землю. Он завоевывает огромный край, крутые скалы, гранитные утесы".

Задание 9 (У) Учебник с.40 №3. Слайд 55

Определите в тексте относительное прилагательное и выполните его морфологический разбор, используя известный алгоритм.

Диагностические задания

Слайд 56-58

Определите прилагательные в предложении "В лесной чаще среди желтых листьев мелькнул беличий хвост" и выполните морфологический разбор каждого слова, используя известный алгоритм.

Познавательные умения:

– раскрывать значение понятий: "постоянные признаки", "непостоянные признаки", "однокоренные слова", "морфологический разбор" и использовать их в активном словаре;
– определять постоянные и непостоянные признаки имен прилагательных и обосновывать свое мнение;
– определять имя прилагательное по заданной характеристике и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Коммуникативные умения:

– согласовывать свое мнение с партнером для принятия общего решения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

– рассказывать алгоритм морфологического разбора имени прилагательного;
– выполнять морфологический разбор имени прилагательного, используя алгоритм;
– определять и исправлять ошибки в морфологическом разборе имени прилагательного.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели:

установить степень усвоения темы:

– различать части речи;
– образовывать однокоренные имена прилагательные по заданным грамматическим признакам;
– определять постоянные и непостоянные признаки имен прилагательных;
– определять и выделять графически имя прилагательное как член предложения;
– выполнять морфологический разбор имени прилагательного;
– проверять выполнение задания и вносить корректировку;
– планировать свои действия в соответствии с целью.

Слайд 59

1. Определите часть речи, которой является каждое слово, и соотнесите с ее названием стрелочкой.

осторожность
старый имя существительное
сторожить
стареть имя прилагательное
сторожевой
старость глагол
Сторожка

Слайд 60

2. От имени существительного образуйте однокоренное имя прилагательное по заданным грамматическим признакам:

весна – ... дню (ед.ч., м.р., Д.п.)
солнце – ... погоды (ед.ч., ж.р., Р.п.)
туман – ... вечерах (мн.ч., П.п.)
дорога – ... приключением (ед.ч., ср.р., Т.п.)
земля – ... окопы (мн.ч., В.п.)

Слайд 61

3. Напишите к каждому имени существительному одно имя прилагательное, учитывая признаки, указанные в скобках:

халат – ... (притяжательное)
платье – ... (качественное)
костюм – ... (относительное)

Слайд 62-65

4. Спишите предложение "Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору" и выделите графически каждое имя прилагательное как член предложения.

Выполните морфологический разбор каждого прилагательного, используя известный алгоритм.

Регулятивные умения:

– проверять выполнение задания и вносить корректировку;
– планировать свои действия в соответствии с целью.

Предметные умения:

– различать части речи;
– образовывать однокоренные имена прилагательные по заданным грамматическим признакам;
– определять постоянные и непостоянные признаки имен прилагательных;
– определять и выделять графически имя прилагательное как член предложения;
– выполнять морфологический разбор имени прилагательного используя известный алгоритм.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности Варианты заданий Результат деятельности
• Стимулировать интерес к изучению темы и желание помочь Ване и Ричарду.

• Научить:

– ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
– использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания;
– планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;
– выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;
– представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

– планирование деятельности;
– выполнение задания;
– представление результатов деятельности.

Информативный вариант Слайд 66

Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города", используя материал, предложенный учителем.

1. Ночного – имя ___________.
2. Н.ф. (м.р., ед.ч.) – ______________.
3. Пост. признаки: ___________________ (качеств, относит., притяжат.)
4. Непост. признаки: _____ч., _____р., _____п.
5. Ночного (города) – _______________.

Импровизационный вариант Слайд 67

Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города", используя предложенный план:

1. Часть речи.
2. Начальная форма имени прилагательного.
3. Постоянные признаки:
4. Непостоянные признаки:
5. Член предложения.

Эвристический вариант Слайд 68

Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении о Санкт-Петербурге, которое вы составили самостоятельно.

Личностные умения:

– проявлять интерес к изучению темы;
– проявлять желание помочь Ване и Ричарду.

Познавательные умения:

– выбирать вариант выполнения задания;
– использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:

– выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

– адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

– выполнять и оформлять морфологический разбор имени прилагательного.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
Научить учащихся:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат учебной деятельности.

I. Самоанализ Слайд 69

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного, для того чтобы ……

2. Чтобы выполнить морфологический разбор имени прилагательного, нужно ………….

II. Самооценка Слайд 70

Закончите предложение:

Я................................ (очень, не очень) доволен(льна) выполнением морфологического разбора имени прилагательного, который сделал(а) ........................................ (самостоятельно, с помощью...), потому что выполнил(а) работу ......................................... (правильно, неправильно) и ............................................... (красиво, некрасиво).

Личностные умения:

– проявлять осознание собственной успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

– соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
– оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности
Цели темы:

Сформировать представление об имени прилагательном как части речи.

Ввести алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:
– проявлять желание помочь Ричарду и Ване.

Познавательные умения:
использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:
выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:
– формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:
– выполнять морфологический разбор имени прилагательного, используя известный алгоритм.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.