Метод научного исследования в работе с одаренными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Потребность в выявлении собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит и само общество.

В послании Федеральному собранию президент Российской Федерации Д.А. Медведев выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в которой определены пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей.

Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

  • Научно-методическая поддержка педагогов, работающих с данной категорией.
  • Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
  • Обеспечение условий для творческого становления детей.
  • Сотрудничество педагогов с общественностью в создании условий для развития природных задатков обучающихся.

В моей педагогической деятельности сложилась эффективная система работы с одаренными детьми. Основная концептуальная идея которой – создание образовательной среды, ориентированной на формирование ключевых компетентностей в процессе научно-исследовательской и творческой деятельности..

При этом я пытаюсь решать следующие задачи:

  • расширение и углубление знаний по истории города и области;
  • формирование умений и навыков общения и выступлений перед аудиторией;
  • мотивация ребенка на использование полученных знаний в научно-исследовательской деятельности;
  • применение метода научного исследования в поисково-краеведческой работе.

Считаю, что ценность метода научного исследования – это возможность обучающихся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться с методами научной и творческой работы, также он развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает шансы принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

С целью расширения пространства для самореализации личности ребенка, развития его одаренности и самоопределения мною разработана авторская программа «Историческое краеведение». Отличительной особенностью является то, что она предусматривает формирование исследовательских умений и навыков, это:

  • способность видеть проблемы;
  • способность задавать вопросы;
  • способность выдвигать гипотезы;
  • способность давать определение понятиям;
  • способность классифицировать умения и навыки наблюдения;
  • способность проведения экспериментов;
  • способность делать выводы и умозаключения;
  • способность в структурировании материала, работы с текстом;
  • способность доказывать и защищать свои идеи.

Обобщение опыта работы позволило сделать вывод, что структура системы представлена на нескольких уровнях:

  • организационно-управленческая – педагогический совет, методический совет, управляющий совет, кафедра и методическое объединение;
  • образовательная деятельность – реализация дополнительной образовательной программы;
  • работа педагога с одаренными детьми по индивидуальному плану.

На мой взгляд добиться полного понимания сущности исследования и методически правильного его выполнения можно только при наличии трех обязательных факторов:

  • предварительной подготовки юного исследователя по методике исследовательской деятельности;
  • качественного руководства работой воспитанника профессионально подготовленным педагогом-наставником;
  • проведения независимой квалифицированной экспертизы и оценки, как самой работы, так и ее зашиты.

Прежде чем охарактеризовать этапыработы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ученику и учителю, способных и желающих заниматься исследовательской деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. в начале предлагаю список доступных методов исследования:

  • подумать самостоятельно;
  • прочитать книги о том, что вы исследуете;
  • познакомиться с кино- и телефильмами;
  • найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;
  • спросить у других людей;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент.

В ходе написания каждой работы автор определяет алгоритм действий по выполнению научной работы:

  • выбор темы;
  • составление плана исследовательской деятельности;
  • изучение литературыпоизбранной теме;
  • работа с понятийным аппаратом;
  • знакомство с архивными материалами;
  • систематизация статей из книг, журналов, газет;
  • изучение соответствующего сайта в Интернете и литературы по данному вопросу;
  • опытно-экспериментальная деятельность.
  • проведение встреч, уроков мужества с участниками и свидетелями исторических событий, запись их рассказов;
  • краеведческие изыскания в архиве;
  • обработка и изучение собранных краеведческих материалов;
  • использование визуальных документов при подготовке сообщений.
  • анализ личных документов

Последовательность хода научного исследовании строится согласно отработанного алгоритма действий:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

Правила выбора темы

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  • Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
  • Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

4. Поиск информации: видыинформации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

Очень ценно, что юные исследователи находят темы исследований совсем близко, в окружающей жизни, например: «Высок и свят их подвиг незабвенный» (о жизни и деятельности Дворца пионеров в годы Великой Отечественной войны), «Забвению не подлежит» (о героях-сызранцах, участниках Сталинградской битвы), «На взлете прерванный полет» (о Герое России, курсанте школы юных космонавтов ДТДиМ, Кириллине Алексее), «Формирование и развитие городских и волостных библиотек на примере города Сызрани и Сызранского уезда в 1920-е годы».

Обучающиеся ежегодно участвуют в городской, окружной, межмуниципальной научно-практических конференциях, Российском заочном конкурсе «Юность, наука, культура.» г. Обнинск, Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку», «Научный потенциал – XXI веку», Фестивале «От малой родины – до гражданина России» и добиваются побед.

Для многих юных исследователей первая успешная попытка самостоятельных научных работ стала определяющей в выборе профессии.

В период с 2010 по 2012 год более половины обучающихся научного общества стали участниками мероприятий различного уровня. Большинство заслужили звания лауреатов. Приведенные данные, на мой взгляд, иллюстрируют процесс активного включения в исследовательскую работу все большего количества ребят. повышается качество выполненных научно-исследовательских работ и проектов. А значит, каждый, кто пришел к нам, сделал первый шаг к своему будущему, может быть к своей мечте, нашел то, что ему интересно, нашел новых друзей-единомышленников.

Анализируя результативность работы в технологии научно-исследовательского метода и учебного исследования, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; метод научного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; способствует профессиональному росту педагога, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать ребенка, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями обучающихся.

Список использованной литературы:

  1. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  2. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  3. Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.– М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
  4. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А.В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.
  5. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998.

Сопроводительный текст к презентации – Приложение.