Потребность в выявлении собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит и само общество.
В послании Федеральному собранию президент Российской Федерации Д.А. Медведев выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в которой определены пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей.
Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
- Научно-методическая поддержка педагогов, работающих с данной категорией.
- Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
- Обеспечение условий для творческого становления детей.
- Сотрудничество педагогов с общественностью в создании условий для развития природных задатков обучающихся.
В моей педагогической деятельности сложилась эффективная система работы с одаренными детьми. Основная концептуальная идея которой – создание образовательной среды, ориентированной на формирование ключевых компетентностей в процессе научно-исследовательской и творческой деятельности..
При этом я пытаюсь решать следующие задачи:
- расширение и углубление знаний по истории города и области;
- формирование умений и навыков общения и выступлений перед аудиторией;
- мотивация ребенка на использование полученных знаний в научно-исследовательской деятельности;
- применение метода научного исследования в поисково-краеведческой работе.
Считаю, что ценность метода научного исследования – это возможность обучающихся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться с методами научной и творческой работы, также он развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает шансы принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
С целью расширения пространства для самореализации личности ребенка, развития его одаренности и самоопределения мною разработана авторская программа «Историческое краеведение». Отличительной особенностью является то, что она предусматривает формирование исследовательских умений и навыков, это:
- способность видеть проблемы;
- способность задавать вопросы;
- способность выдвигать гипотезы;
- способность давать определение понятиям;
- способность классифицировать умения и навыки наблюдения;
- способность проведения экспериментов;
- способность делать выводы и умозаключения;
- способность в структурировании материала, работы с текстом;
- способность доказывать и защищать свои идеи.
Обобщение опыта работы позволило сделать вывод, что структура системы представлена на нескольких уровнях:
- организационно-управленческая – педагогический совет, методический совет, управляющий совет, кафедра и методическое объединение;
- образовательная деятельность – реализация дополнительной образовательной программы;
- работа педагога с одаренными детьми по индивидуальному плану.
На мой взгляд добиться полного понимания сущности исследования и методически правильного его выполнения можно только при наличии трех обязательных факторов:
- предварительной подготовки юного исследователя по методике исследовательской деятельности;
- качественного руководства работой воспитанника профессионально подготовленным педагогом-наставником;
- проведения независимой квалифицированной экспертизы и оценки, как самой работы, так и ее зашиты.
Прежде чем охарактеризовать этапыработы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ученику и учителю, способных и желающих заниматься исследовательской деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. в начале предлагаю список доступных методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что вы исследуете;
- познакомиться с кино- и телефильмами;
- найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
В ходе написания каждой работы автор определяет алгоритм действий по выполнению научной работы:
- выбор темы;
- составление плана исследовательской деятельности;
- изучение литературыпоизбранной теме;
- работа с понятийным аппаратом;
- знакомство с архивными материалами;
- систематизация статей из книг, журналов, газет;
- изучение соответствующего сайта в Интернете и литературы по данному вопросу;
- опытно-экспериментальная деятельность.
- проведение встреч, уроков мужества с участниками и свидетелями исторических событий, запись их рассказов;
- краеведческие изыскания в архиве;
- обработка и изучение собранных краеведческих материалов;
- использование визуальных документов при подготовке сообщений.
- анализ личных документов
Последовательность хода научного исследовании строится согласно отработанного алгоритма действий:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
Правила выбора темы
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
- Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
- Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.
4. Поиск информации: видыинформации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.
Очень ценно, что юные исследователи находят темы исследований совсем близко, в окружающей жизни, например: «Высок и свят их подвиг незабвенный» (о жизни и деятельности Дворца пионеров в годы Великой Отечественной войны), «Забвению не подлежит» (о героях-сызранцах, участниках Сталинградской битвы), «На взлете прерванный полет» (о Герое России, курсанте школы юных космонавтов ДТДиМ, Кириллине Алексее), «Формирование и развитие городских и волостных библиотек на примере города Сызрани и Сызранского уезда в 1920-е годы».
Обучающиеся ежегодно участвуют в городской, окружной, межмуниципальной научно-практических конференциях, Российском заочном конкурсе «Юность, наука, культура.» г. Обнинск, Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку», «Научный потенциал – XXI веку», Фестивале «От малой родины – до гражданина России» и добиваются побед.
Для многих юных исследователей первая успешная попытка самостоятельных научных работ стала определяющей в выборе профессии.
В период с 2010 по 2012 год более половины обучающихся научного общества стали участниками мероприятий различного уровня. Большинство заслужили звания лауреатов. Приведенные данные, на мой взгляд, иллюстрируют процесс активного включения в исследовательскую работу все большего количества ребят. повышается качество выполненных научно-исследовательских работ и проектов. А значит, каждый, кто пришел к нам, сделал первый шаг к своему будущему, может быть к своей мечте, нашел то, что ему интересно, нашел новых друзей-единомышленников.
Анализируя результативность работы в технологии научно-исследовательского метода и учебного исследования, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; метод научного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; способствует профессиональному росту педагога, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать ребенка, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями обучающихся.
Список использованной литературы:
- Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
- Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
- Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.– М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
- Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А.В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998.
Сопроводительный текст к презентации – Приложение.