Управление временем и работа с личными целями

Разделы: Школьная психологическая служба


Только время принадлежит нам.
Береги время.

Сенека

Управление временем – важнейший деловой навык современного управленца, учителя, а так же любого специалиста. Его важность занимала умы многих великих людей – ученых, философов, монархов во все времена.
Есть много определений времени. В философии это– необратимоетечение изпрошлого, черезнастоящеевбудущее, внутри которого происходят все существующие процессы (факты).Наше же ощущение времени субъективно: оно может ускоряться, бежать слишком быстро или, наоборот, замедляться. Таким образом, знание собственного ощущения времени позволяет увидеть наши личностные особенности (или актуальное эмоциональное состояние), влияющие на планирование времени, такие как медлительность, постоянное откладывание или излишняя спешка.
Зная свои особенности и учитывая их, мы можем наметить стратегии не столько их преодоления, сколько превращения в наши достоинства, сильные стороны собственного подхода к управлению временем.
Успешному управлению временем также помогает четкая постановка целей и задач. Они могут быть личные и профессиональные, реальные и не очень, срочные и с отдаленной перспективой.
Выстраивание приоритетов в целях и задачах, ранжирование их по степени важности и срочности, пересмотр их актуальности позволяет оптимизировать рабочий день, личное время и добиваться больших результатов. Это позволяет каждому почувствовать себя успешным человеком, а при соблюдении намеченного плана еще и стать им. Эмоциональный комфорт – один из критериев разрешения существующих противоречий.
При разработке урока использовались современные методики психологии и коучинга, широко применяющиеся в сфере бизнеса, в тренинговых и обучающих программах.

Цель урока: способствовать личностному росту педагогов через развитие навыков рефлексии и самоанализа.

Задачи урока:

  • научить педагогов более эффективно использовать время;
  • способствовать психологической разгрузке педагогов;
  • повысить психологическую грамотность и уровень эмоционального интеллекта педагогов.

Необходимые материалы: бумага, ручки, секундомер.

Длительность: 45 минут.

ХОД УРОКА

Приветствие

Ведущий: В наши дни управлять временем – едва ли не важнейший деловой навык. Рабочие нагрузки и стрессовые ситуации давят все сильнее. Подавляющее число людей рано или поздно всерьез задумываются: как стать более эффективным? Как за меньшее количество времени успевать делать больше? Управлять нашим временем важно, прежде всего, потому, что время – это самый ценный капитал и самый дефицитный ресурс человека. Время похоже на здоровье – это и важнейшее богатство и одновременно самая большая проблема.
Многим знакома поговорка "Точность – вежливость королей". Однако мало кто знает ее продолжение. Полностью это высказывание звучит так: "Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей". Эта мысль принадлежит французскому монарху Людовику XIV. Точность, пунктуальность, умение обращаться со своим временем и уважать время других людей – эти качества всегда ценились в человеческом взаимодействии.
Есть много определений времени. В философии это – необратимое течение из прошлого, через настоящее и будущее, внутри которого происходят все существующие процессы (факты). Наше же ощущение времени субъективно, и сейчас мы узнаем каково оно.

Упражнение «1 минута»

Инструкция: По команде «Начали» закройте глаза и попытайтесь почувствовать, как идет время. Откройте глаза в тот момент, когда, по вашему мнению, истечет минута. Посмотрите на секундомер и запомните свой результат.
Упражнение заканчивается тогда, когда все участники открыли глаза.

Интерпретация:

Если в ваших ощущениях минута продлилась дольше, это указывает на внутреннюю тенденцию замедления в восприятии времени. Причиной этого могут быть, с одной стороны, усталость, утомление нервной системы, плохое настроение, а, с другой стороны, расслабленность, определенная медлительность.
Если в ваших ощущениях минута закончилась быстрее, чем на самом деле, это указывает на внутреннюю тенденцию ускорения времени. Причиной этого могут быть, как мобилизация сил, энергичность, хорошее настроение, так и спешка, ощущение нехватки времени и стремление успеть как можно больше.
Плюс/минус пять секунд от реальной минуты – это идеальный результат, это означает, что вы шагаете в ногу со временем, оптимально ощущаете и используете свое время.
Ведущий: Почувствовать значение и ценность времени помогают вопросы:
– Хватает ли вам времени?
– Что означает для вас время?
– Как вы обращаетесь со своим временем?
Ваши размышления над вопросами и ответами проливают свет на ваши отношения со своим временем.

– Довольны ли вы в целом своими ответами?
– Какой вопрос произвел на вас самое сильное впечатление?

Сейчас вы сделали первый шаг на пути управления своим временем».

Мозговой штурм «Цели и задачи»

Ведущий:Пожалуйста, напишите на листах не менее 20 целей и задач, которые на данный момент или в перспективе присутствуют в разных областях вашей жизни, как в личной, так и в профессиональной, и пронумеруйте их по порядку.

Анализ целей и задач по системе Уильяма Блесса

Ведущий: Теперь вам предстоит каждую из целей оценить по шкалам «срочно» и «важно» и обозначить номер цели на графике в соответствии с координатами.

Рис. 1

Когда все цели обозначены на графике, разделите этот квадрат на 4 равные части, проведя вертикальную и горизонтальную линии через значения, соответствующие «5»:

Рис. 2

Интерпретация:

Сейчас мы рассмотрим каждый из квадратов отдельно.

Квадрат «Важно – Срочно» (правый верхний) К нему относятся цели и задачи, которые стоило бы назвать скорее насущными, чем важными, это те дела и планы, которые требуют незамедлительного внимания. Например, сдача отчета, заполнение классного журнала, устройство ребенка в детский сад и т. д. Но если этих целей и задач слишком много, то это дорога к эмоциональному выгоранию.
«Важно – Не срочно» (правый нижний) Здесь мы отмечаем долгосрочные перспективы и те цели, которые представляют для нас наибольшую ценность (личностное развитие, создание семьи, карьера, строительство дома и т.д.)
«Не важно – Срочно»
(левый верхний)
В этом квадрате располагаются задачи и цели, не имеющие ценности непосредственно для нас, но которые мы обязаны выполнить. Как правило, это поручения и обязанности, «навязанные» извне, на которые расходуется время и энергия (ответы на телефонные звонки, подготовка копий документов). Если таких задач слишком много, подумайте, кому вы могли бы делегировать часть из них, чтобы оптимизировать свои усилия.
«Не важно – Не срочно» (левый нижний) Это самый загадочный квадрат. Здесь мы можем найти незавершенные дела, о которых помним и вроде хотим сделать, но все откладываем, это наша «прошлая грусть» и ностальгия (довязать салфетку, заняться танцами).

Упражнение «Ревизия целей»

Ведущий: Вернитесь к списку целей и задач и, используя анализ по квадратам, отметьте звездочкой или красным маркером те цели, которым вы будете уделять максимальное количество времени и сил.
Отметьте любым другим значком задачи, которые вы можете делегировать другим, не пренебрегая собственными обязанностями.
Вычеркните те цели, от которых вы может отказаться.

Подумайте, как уже сегодня вы можете уделять наиболее важным целям больше времени и сократить количество потраченного времени на несущественные обязанности? Как повысить личную эффективность через возможность достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии?

Напишите 3-4 шага.

Рефлексия

Ведущий: В завершение давайте вместе подведем итог. Что для вас было важно и полезно на этом занятии? Как вы будете использовать полученные знания в жизни?

Литература:

  1. Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чоис, Внутренняя динамика коучинга, Companion Group, 2009.
  2. Милтон Эриксон, Стратегия психотерапии: КСП+, 2000.
  3. Л. Зайверт, Ваше время – в ваших руках. Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время, Москва, 1990.