Цели:
- научить распознавать предложения по их признакам и оформлять их в письменной речи;
- формировать умение строить предложения;
- предупреждать ошибки в нарушении границ предложения;
- учиться оценивать друг друга, сотрудничать друг с другом, учителем;
- развивать речь, коммуникативные качества личности;
- воспитывать уважение друг к другу, толерантность.
Оборудование: тетрадь, конверты с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Мотивация деятельности (1 минута).
Цель:
- мотивировать школьников на изучение темы «Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление»;
- создание проблемной ситуации;
- выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
УУД
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы.
Познавательные умения: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для установления учебной проблемы.
- Аня и Ваня получили странное приглашение:
«Ктототам. Начало концерта в 10 часов утро. Приглашаю вас и все ребята. Концерт состоится 25 май. В наша школа состоится веселый концерт «Здравствуй, лето?» Жду?»
- Вам понятно, от кого пришло приглашение? (Нет.)
- Что в нем перепутано? (Предложения поменялись местами. Ошибки в знаках препинания. Ошибки в словах.)
- Какие знания необходимо иметь, чтобы грамотно написать приглашение? (Необходимо дополнить уже имеющиеся знания новыми.)
II. Актуализация знаний (1 минута).
Цель: активизировать знания о предложении, об интонации, таким образом подвести детей к постановке учебной проблемы.
УУД
Регулятивные умения: обеспечение организации проверки имеющихся знаний.
- Как мы выражаем свои мысли и чувства? (С помощью предложений.)
- Предложения мы всегда произносим с какой-то интонацией. Что такое интонация? Что означает это научное слово? (Работа голоса, его усиление, повышение и понижение.)
-Что мы показываем с помощью интонации? (Что мысль закончена.)
III. Постановка учебной проблемы (3 минуты).
Цель: стимулировать осознанное желание самостоятельно поставить учебную задачу.
УУД
Познавательные умения:
- извлекать нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом;
- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение.
- Посмотрите на доску. Прочитайте. (Дети читают про себя.)
- С севера дует резкий ветер с деревьев падают золотые листья днем и ночью идет дождь в небе раздается грустный крик журавлей.
- Можно ли эту группу слов назвать текстом? (Нет.)
- Почему? (Нет предложений.)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Делить речь (текст) на предложения.)
- Может, кто-то догадался, какая тема нашего урока? (Деление речи на предложения.)
- Да. Мы будем учиться распознавать предложения по их признакам и оформлять их в письменной речи.
IV. Учебно-познавательная деятельность (35 минут).
Цель:
- учить школьников различать слово и предложение;
- находить границы предложения; анализировать предложения;
- учить выполнять учебные задания в паре и группе;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку.
УУД
Познавательные умения:
- определять количество слов в предложении;
- определять количество предложений в тексте;
- определять предложения по интонации и обосновывать свое суждение;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- высказывать предположения.
Коммуникативные умения:
- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
- формулировать собственное мнение;
- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
- согласовывать позиции и находить общее мнение.
Личностные умения:
- осознать ценность родного языка и его значимость для общения;
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- контролировать процесс выполнения учебного задания.
1. Устная работа с текстом (6 минут).
- Послушайте текст, сосчитайте, сколько в нем предложений. Как вы узнаете границы предложения? (Понижение голоса в конце предложения.)
- Осень. Давно исчезли стрижи. Они всегда отправляются в путь первыми. Последними улетают грачи и утки.
- Сколько предложений в этом тексте? (Четыре.)
- Куда птицы улетают осенью? (На юг.)
- Зачем птицы улетают осенью на юг? (Здесь становится холодно и голодно.)
- Как называются такие птицы? (Перелетные.)
- Все ли птицы улетают в теплые края? (Нет.)
- Что должны делать люди, чтобы зимующие птицы смогли выжить во время холодов? (Подкармливать их.)
- Послушайте текст еще раз и скажите, сколько слов в 1 предложении. (Одно.)
- А как доказать, что здесь одно слово – предложение? (Произносим предложение с интонацией и понимаем мысль, которая им выражена.)
- Можно было бы сказать и двумя словами, например: Стоит осень. Наступила осень. Но первое слово ничего к мысли не добавляет, поэтому его говорить не обязательно. Предложения из одного слова довольно часто используются в речи.
- Любое слово может быть предложением? (Нет, только то, которое выражает законченную мысль.)
2. Работа в парах (10 минут).
- У вас на партах лежат две карточки №1. Одну берет одна пара, другую – вторая пара. Вам нужно выполнить задание, пользуясь карточкой-помогайкой.
(Дети выполняют задания, пользуясь памяткой-алгоритмом.)
Памятка.
|
1 пара: Расцвела сирень. Солнечный. Дети гуляют в парке. Полезный. Аккуратный. Красивое. Вы ходили в поход? Пахнет. Интересный. Как тихо кругом!
2 пара: Птицы летят быстро. Погода была жаркая. Красивый. Лисий хвост пушистый. Зимний. Теплый. Кто не спрятался? Красное.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте написанные предложения друг у друга. Докажите, что вы написали предложения. (Предложения выражают законченную мысль.)
- Какие слова вы зачеркнули? Почему они не являются предложением? (Не выражают законченную мысль.)
3. Игра «Угадай знак» (10 минут).
(Работа в группах.)
- Как вы думаете, зачем мы говорим друг другу предложения? (Чтобы понимать друг друга.)
- Каждое предложение мы говорим с какой-то целью. Поэтому и интонация предложения бывает разная. А это значит и разные ставятся знаки в конце предложения. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай знак».
Достаньте из конверта №2 карточку и карточку-помогайку. Выполните задания.
Памятка.
|
(Дети выполняют задание, пользуясь памяткой-алгоритмом.)
1 группа. Ты любишь раннее весеннее утро легкий ветерок шелестит в молодой листве.
2 группа. Проснулись и защебетали птицы ты чувствуешь радость наступающего дня.
3 группа. Как прекрасно все вокруг рано утром кричит петух.
4 группа. Почему идет дождь какой сильный дождь.
5 группа. Кот ловит мышей прячьтесь, мышки.
6 группа. Любишь ли ты лето как красиво в лесу летом.
7 группа. Где спит белка у нее есть дупло.
Проверка.
- Прочитайте предложения и покажите нужный знак. Почему вы показали ? ! . (В предложении содержится вопрос; произносится с сильным чувством; сообщается о чем-то.)
Физкультурная минутка (1 минута).
4. Работа в группах (5 минут).
Памятка.
|
- Собака – это радость и забота её надо кормить, выводить на прогулку, обучать тогда она становится другом.
- Проверяем. Сколько предложений поучилось в тексте? (Три.)
- Каким предложением вы закончили текст? Почему выбрали это предложение? (Дети объясняют свой выбор.)
- Что же выражает предложение? (Вывод: предложение заключает законченную мысль.)
5. Самостоятельная работа (3 минуты).
- Откройте тетради. Упражнение 196. Найдите границу предложения и поставьте нужный знак препинания. Покажите начало предложения правильной буквой.
- Все живое потихоньку готовится к холодам медведи и барсуки запасают побольше жира лисы, зайцы и белки меняют летние шубы на зимние.
Проверка.
- Сколько предложений у вас получилось? (Три.)
- Прочитайте каждое предложение с интонацией конца мысли.
- Кто не сделал ни одной ошибки?
V. Итог урока (4 минуты).
Цель: научить соотносить результат с поставленной целью.
- Чему вы научились сегодня на уроке? (Делить речь на предложения.)
VI. Рефлексия (1 минута).
Цель: оценить результат своей деятельности с поставленной учебной задачей.
УУД
Личностные умения:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- мотивировать свои действия;
- проявлять творческий интерес к процессу создания макета солнца.
- Оцените свою работу на уроке. Подарите свой лучик солнышку.
(Солнце на доске без лучей. Дети прикрепляют к макету солнца лучи.)
- Если было на уроке все понятно, вы справились со всеми заданиями самостоятельно, прикрепите длинный лучик. Если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно – короткий лучик.