Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • научить распознавать предложения по их признакам и оформлять их в письменной речи;
  • формировать умение строить предложения;
  • предупреждать ошибки в нарушении границ предложения;
  • учиться оценивать друг друга, сотрудничать друг с другом, учителем;
  • развивать речь, коммуникативные качества личности;
  • воспитывать уважение друг к другу, толерантность.

Оборудование: тетрадь, конверты с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Мотивация деятельности (1 минута).

Цель:

  • мотивировать школьников на изучение темы «Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление»;
  • создание проблемной ситуации;
  • выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

УУД

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы.

Познавательные умения: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для установления учебной проблемы.

- Аня и Ваня получили странное приглашение:

«Ктототам. Начало концерта в 10 часов утро. Приглашаю вас и все ребята. Концерт состоится 25 май. В наша школа состоится веселый концерт «Здравствуй, лето?» Жду?»

- Вам понятно, от кого пришло приглашение? (Нет.)

- Что в нем перепутано? (Предложения поменялись местами. Ошибки в знаках препинания. Ошибки в словах.)

- Какие знания необходимо иметь, чтобы грамотно написать приглашение? (Необходимо дополнить уже имеющиеся знания новыми.)

II. Актуализация знаний (1 минута).

Цель: активизировать знания о предложении, об интонации, таким образом подвести детей к постановке учебной проблемы.

УУД

Регулятивные умения: обеспечение организации проверки имеющихся знаний.

- Как мы выражаем свои мысли и чувства? (С помощью предложений.)

- Предложения мы всегда произносим с какой-то интонацией. Что такое интонация? Что означает это научное слово? (Работа голоса, его усиление, повышение и понижение.)

-Что мы показываем с помощью интонации? (Что мысль закончена.)

III. Постановка учебной проблемы (3 минуты).

Цель: стимулировать осознанное желание самостоятельно поставить учебную задачу.

УУД

Познавательные умения:

  • извлекать нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение.

- Посмотрите на доску. Прочитайте. (Дети читают про себя.)

  • С севера дует резкий ветер с деревьев падают золотые листья днем и ночью идет дождь в небе раздается грустный крик журавлей.

- Можно ли эту группу слов назвать текстом? (Нет.)

- Почему? (Нет предложений.)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Делить речь (текст) на предложения.)

- Может, кто-то догадался, какая тема нашего урока? (Деление речи на предложения.)

- Да. Мы будем учиться распознавать предложения по их признакам и оформлять их в письменной речи.

IV. Учебно-познавательная деятельность (35 минут).

Цель:

  • учить школьников различать слово и предложение;
  • находить границы предложения; анализировать предложения;
  • учить выполнять учебные задания в паре и группе;
  • согласовывать позиции и находить общее решение;
  • выполнять самопроверку и взаимопроверку.

УУД

Познавательные умения:

  • определять количество слов в предложении;
  • определять количество предложений в тексте;
  • определять предложения по интонации и обосновывать свое суждение;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • высказывать предположения.

Коммуникативные умения:

  • использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
  • формулировать собственное мнение;
  • строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;
  • адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
  • согласовывать позиции и находить общее мнение.

Личностные умения:

  • осознать ценность родного языка и его значимость для общения;
  • выражать положительное отношение к процессу познания;
  • проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание по алгоритму;
  • осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
  • ориентироваться в разных способах выполнения задания;
  • контролировать процесс выполнения учебного задания.

1. Устная работа с текстом (6 минут).

- Послушайте текст, сосчитайте, сколько в нем предложений. Как вы узнаете границы предложения? (Понижение голоса в конце предложения.)

  • Осень. Давно исчезли стрижи. Они всегда отправляются в путь первыми. Последними улетают грачи и утки.

- Сколько предложений в этом тексте? (Четыре.)

- Куда птицы улетают осенью? (На юг.)

- Зачем птицы улетают осенью на юг? (Здесь становится холодно и голодно.)

- Как называются такие птицы? (Перелетные.)

- Все ли птицы улетают в теплые края? (Нет.)

- Что должны делать люди, чтобы зимующие птицы смогли выжить во время холодов? (Подкармливать их.)

- Послушайте текст еще раз и скажите, сколько слов в 1 предложении. (Одно.)

- А как доказать, что здесь одно слово – предложение? (Произносим предложение с интонацией и понимаем мысль, которая им выражена.)

- Можно было бы сказать и двумя словами, например: Стоит осень. Наступила осень. Но первое слово ничего к мысли не добавляет, поэтому его говорить не обязательно. Предложения из одного слова довольно часто используются в речи.

- Любое слово может быть предложением? (Нет, только то, которое выражает законченную мысль.)

2. Работа в парах (10 минут).

- У вас на партах лежат две карточки №1. Одну берет одна пара, другую – вторая пара. Вам нужно выполнить задание, пользуясь карточкой-помогайкой.

(Дети выполняют задания, пользуясь памяткой-алгоритмом.)

Памятка.

  1. Прочитайте.
  2. Зачеркните слова, которые не являются предложением.
  3. Запишите оставшиеся предложения, диктуя слова по слогам.
  4. Проверьте написанные предложения.

1 пара: Расцвела сирень. Солнечный. Дети гуляют в парке. Полезный. Аккуратный. Красивое. Вы ходили в поход? Пахнет. Интересный. Как тихо кругом!

2 пара: Птицы летят быстро. Погода была жаркая. Красивый. Лисий хвост пушистый. Зимний. Теплый. Кто не спрятался? Красное.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте написанные предложения друг у друга. Докажите, что вы написали предложения. (Предложения выражают законченную мысль.)

- Какие слова вы зачеркнули? Почему они не являются предложением? (Не выражают законченную мысль.)

3. Игра «Угадай знак» (10 минут).

(Работа в группах.)

- Как вы думаете, зачем мы говорим друг другу предложения? (Чтобы понимать друг друга.)

- Каждое предложение мы говорим с какой-то целью. Поэтому и интонация предложения бывает разная. А это значит и разные ставятся знаки в конце предложения. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай знак».

Достаньте из конверта №2 карточку и карточку-помогайку. Выполните задания.

Памятка.

  1. Прочитайте.
  2. Определите границы предложений.
  3. Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.
  4. Замените строчные буквы заглавными.
  5. При проверке покажите карточку с нужным знаком.

(Дети выполняют задание, пользуясь памяткой-алгоритмом.)

1 группа. Ты любишь раннее весеннее утро легкий ветерок шелестит в молодой листве.

2 группа. Проснулись и защебетали птицы ты чувствуешь радость наступающего дня.

3 группа. Как прекрасно все вокруг рано утром кричит петух.

4 группа. Почему идет дождь какой сильный дождь.

5 группа. Кот ловит мышей прячьтесь, мышки.

6 группа. Любишь ли ты лето как красиво в лесу летом.

7 группа. Где спит белка у нее есть дупло.

Проверка.

- Прочитайте предложения и покажите нужный знак. Почему вы показали ? ! . (В предложении содержится вопрос; произносится с сильным чувством; сообщается о чем-то.)

Физкультурная минутка (1 минута).

4. Работа в группах (5 минут).

Памятка.

  1. Прочитайте.
  2. Определите границы предложений.
  3. Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.
  4. Замените, где нужно, строчные буквы заглавными.
  5. Закончите текст восклицательным или вопросительным предложением.
  • Собака – это радость и забота её надо кормить, выводить на прогулку, обучать тогда она становится другом.

- Проверяем. Сколько предложений поучилось в тексте? (Три.)

- Каким предложением вы закончили текст? Почему выбрали это предложение? (Дети объясняют свой выбор.)

- Что же выражает предложение? (Вывод: предложение заключает законченную мысль.)

5. Самостоятельная работа (3 минуты).

- Откройте тетради. Упражнение 196. Найдите границу предложения и поставьте нужный знак препинания. Покажите начало предложения правильной буквой.

  • Все живое потихоньку готовится к холодам медведи и барсуки запасают побольше жира лисы, зайцы и белки меняют летние шубы на зимние.

Проверка.

- Сколько предложений у вас получилось? (Три.)

- Прочитайте каждое предложение с интонацией конца мысли.

- Кто не сделал ни одной ошибки?

V. Итог урока (4 минуты).

Цель: научить соотносить результат с поставленной целью.

- Чему вы научились сегодня на уроке? (Делить речь на предложения.)

VI. Рефлексия (1 минута).

Цель: оценить результат своей деятельности с поставленной учебной задачей.

УУД

Личностные умения:

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  • мотивировать свои действия;
  • проявлять творческий интерес к процессу создания макета солнца.

- Оцените свою работу на уроке. Подарите свой лучик солнышку.

(Солнце на доске без лучей. Дети прикрепляют к макету солнца лучи.)

- Если было на уроке все понятно, вы справились со всеми заданиями самостоятельно, прикрепите длинный лучик. Если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно – короткий лучик.