Цикл уроков музыки для 1–2-х классов по теме "Музыкальный язык"

Разделы: Музыка


Цель: Познакомить с средствами музыкальной выразительности, как помощниками воспитания вдумчивого слушателя, умеющего красиво выразить музыку через чувства.

Задачи:

  • сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия “шумовые звуки” и “музыкальные звуки”. Побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
  • развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса,
  • знаний и умений в области музыкальной, в том числе, нотной грамоты;
  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей. Пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Урок № 1

Тема: Звуки шумовые и музыкальные.

1. Музыкальное приветствие “Пора начать урок” Е. Полянова

Приложение (слайд 1)

Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже ... (звонок),
Начинается ... (урок) –
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш – ... музыка!

2. “Музыкальные и шумовые звуки”

Все на свете люди знают – звуки разные бывают:
Журавлей печальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки –

Музыкальные есть звуки. Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми. Они совсем не похожи на музыку, и вы вряд ли захотите подпевать им или танцевать в их сопровождении. Свой “шумный” голос есть у всего на свете. Он помогает всему живому разговаривать друг с другом, передает окружающим очень важную информацию, например, предупреждает об опасности. Прислушайтесь. Подумайте, что вы слышите за окном?.. А теперь обратите внимание на звуки внутри нашей школы... Но с каждым новым веком мир становится все громче и громче, заставляя нас уставать от его шума. Очень громкие звуки способны навсегда отнять у нас слух. Никогда не приближайтесь к источнику очень громкого звука, старайтесь как можно меньше слушать музыку в наушниках, ведь громкая музыка тоже превращается в опасный шум. Запомните, если вы стали плохо слышать тихие звуки (шелест листьев, журчание ручья, шепот человеческого голоса), то это уже повод обратиться к врачу.

Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю. И еще одна очень важная особенность музыкальных звуков – их можно записать специальными значками - нотами! (Показ на плакате.) А теперь, проверьте себя!

Слайд 2

Сейчас вы увидите картинки, у каждой свой голос. Мы должны разделить их на две группы – музыкальные звуки слева, шумовые – справа. Будьте внимательны!

Викторина “Музыкальные и шумовые звуки”

Молодцы! Вы хорошо поработали! Примите аплодисменты – главную награду для музыкантов! Пришло время музыкальной переменки.

Слайд 3

3. Музыкальная переменка – физкультминутка (Приложение 1)

Разные звуки (распевание) – разучит и обыграть: девочки высокие звуки, а мальчики низкие, все вместе средние.

Слушание “Мотылек” и “Медведь” – определить образы и объяснить как догадались.

Разучивание песни “Почему медведь зимой спит”.

– Разучить первый куплет.

– Работа над изобразительностью и выразительностью исполнения.

Итог: О каких звуках вы узнали?

– Чем они отличаются друг от друга?

– Какие регистры существуют в музыке?

Урок № 2

Тема: Скрипичный ключ. Ноты и нотоносец

1. Приветствие “Пора начать урок” Е. Поплянова

2. Повторение: “Мотылек” и “Медведь” – вспомнить какими звуками изображены эти герои.

– звуки – темп – характер – динамика

3. Закрепление.

Слушание пьесы “Лес” Бобеску -Какие звуки нас окружают?

– Послушайте пьесу и по музыкальным и шумовым звукам отгадайте о чем эта музыка?

– Это зимний или летний лес?

Почему летний? Какие звуки изображаются в этой музыке?

– Какими звуками изображаются лучики солнышка?

– Какие инструменты исполняют эту музыку?

4. “Сказка о мудрой сове”

Чтобы попасть в царство музыкального языка – нужен КЛЮЧ.

Жила в лесу очень мудрая и добрая Сова.
сем лесным жителям она помогала. И вот…
Как-то прилетела к ней птичка – серенькая невеличка,
Плакать, вздыхать начала и речь такую повела:
И речь такую повела:
– Добрая Сова помоги, от беды меня убереги.
Все знают, что я пою каждое утро песенку свою.
Я с ней солнышко встречаю, ему проснуться помогаю
Но сегодня злые пауки спрятали все ноты в сундуки.
И сундуки те на замки закрыли,
А ключи от замка в земле зарыли,
Без песенки я жить не могу. Как солнышку теперь я помогу?

– Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила ее сова. Взяла она ветку, начертила на земле нотоносец и начала на нем что-то рисовать, приговаривая:

Я сначала нарисую закорючку вот такую.
Дольше линию продлю, на верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь.
Нет! Я сделаю вот так: чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую жирной точкой завершу я.
Вот и вышел ключ отличный, а зовут его скрипичный
И второе имя есть, напишу его я здесь: Ключ соль.

Запомни птичка – серенькая невеличка, он называется так потому, Что начало завиточка на второй рисую строчке,- где пишется нота соль. Бери. Птичка, этот ключ и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в каком из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и открывай.

Поблагодарила птичка добрую сову и полетела за нотками.

Вот так помогла сова птичке вернуть ее песенку.

5. Музыкальная переменка.

6. “Устойчивые звуки”

Разучивание

Разучить песню по нотам и познакомиться с понятием “Опорные звуки”.

Работа над дикцией.

7. Но ключ не может жить без своих друзей:

Что бы пьесы исполнять, ноты нужно твердо знать.
Вот “до”, “ре”, а вот “ля”, “си”
Выучи названье нот и где каждая живет.
Есть у радуги семь красок, а у музыки – семь нот.
Только кто же без подсказок эти ноты разберет?
Будто капельки похожи, различить мы их не можем,
Вот что: ноты все раскрасим.
И запомним сразу мы, где тут “фа”, а где тут “ми”.

8. “Нотный стан”

– Распевание

Давайте сначала узнаем, как называется домик для нот и исполним попевку “Нотный стан”.

9. Песня “Почему медведь зимой спит”

– Повторение 1 куплета

– Разучивание, работа над выразительностью, дикцией и чистотой интонации.

Итог: Как называется домик для нот?

– Сколько нот в звукоряде?

– Какой знак открывает мотив?

Урок № 3.

Тема “Штрихи в музыке”

1. Музыкальное приветствие “Пора начать урок”

2. Повторение: Веселая нотная грамота.

Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты нота “до”?
– Здесь на маленькой скамейке, на добавочной линейке.
Нота “ре”, где живешь? Где ты песенки поешь?
Отгадай сумейка – под первою линейкой.
Смотри, запомни и пойми – пропела нота “ми” –
Не хочу высоко лезть, мне хорошо и здесь.
Между первой и второй – “фа” глядит в окошко.
Между первой и второй – тесно ей немножко.
На второй линейке “соль” с нотой “фа” встречается.
Если скажешь “фа” и “соль” – что же получается?
А вы меня заметили? Спросила нота “ля” –
Между второй и третьей пою я песню детям –
Ля-ля-ля…
А на линейке третьей - “си”, на самой серединке,
Споет, когда не попроси, так звонко без запинки.
Под четвертой, выше третьей ноту “до” опять мы встретим.
“До” вверху, “до” внизу – малышам забава.
Мы споем от “до” до “до” –
Получится октава.

3. Игра “Нота – попрыгушка”

На нотоносце “Прыгает” веселая нотка, а учащиеся отгадывают ее название.

4. Знакомство со штрихами в музыке:

– Точка под нотой и точка над нотой,
Скажи-ка нам, точечка, кто ты?
– Знайте, ребята, зовусь я стаккато,
Плясать заставляю я ноты.
– Ой, дуга какая тут!
Как, скажи, и тебя зовут?
– Лига называюсь я.
И запомните, друзья, в пьесах роль моя важна,
Нотам очень я нужна.
Для того, чтоб их учить плавной поступью ходить.
Ну, а поступь та, ребята, называется легато.
Когда над нотой видишь точку, пой отрывисто – вприскочку (стаккато)
А ноты связанные душкой, пой все слитно друг за дружкой (легато)

5. “Почему медведь зимой спит” - исполнение со штрихами:

1-й куплет “Шел он шел…” – на нон легато

2-й куплет “На сосне…” – стаккато

3-й куплет “Он в берлоге…” – легато

6. Слушание “Танец феи драже” и “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П. Чайковский

– Назвать композитора балета.

– Что такое балет?

– Определить штрихи, при помощи которых композитор передал главные образы этих танцев.

– Можно ли поменять штрихи в этих танцах?

Итог: Проверочная игра:

Лодка плавает легато
Зайчик прыгает стаккато.
Мишка ходит нон легато.
Верно говорю, ребята?

Дятел долбит сук легато?
Самолет летит стаккато?
Нон легато плывет рыбка?
Здесь по-моему ошибка.

Лебедь плавает………….
Скачет воробей …………
Слон шагает…………..
А как вы ходите, ребята?
– Ходим мы и нон легато, и легато, и стаккато.
Словом можем так и сяк, даже наперекосяк.