Урок литературного чтения по теме "В.П. Астафьев «Капалуха»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • ознакомить с жизнью и творчеством В. П. Астафьева;
  • развивать устную речь учащихся;
  • прививать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет В. П. Астафьева, картинки собак, глухарей.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Речевая разминка (слайд 2)

Бобры храбры  идут в боры;
Бобры для бобрят добры.

– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте скороговоркой.      
– Прочитайте орфографически.
– Прочитайте орфоэпически.
– Прочитайте шёпотом.
– Прочитайте громко.

3. Проверка домашнего задания (слайд 3)

– Перескажите по плану  произведение В.Дурова «Наша Жучка».

1) Две Жучки.
2) Как проучить?
3) Жребий вытянут.
4) Казнь собаки.
5) Утро.

– Выборочное чтение.
– Как относится мальчик к своему поступку?
– Что удивило героя в поведении Жучки на плацу?
– Что почувствовал мальчик в этот момент?
– Какими мыслями хотел поделиться Дуров со своими читателями?
– Рассказать о своих собаках. (Слайд 4)

4. Введение в тему (слайд 5)

– Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя. Не разводить костёр без взрослых. Не разорять птичьих гнёзд и т.д.)
– Молодцы! Вы знаете правила поведения в лесу. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха». Он как раз о том, как дети вели себя в тайге.

5. Словарная работа (слайды 6, 7)

– Прочитайте по слогам, затем плавно.

При-бли-жа-лись
К аль-пийс-ким
По-ко-роб-лен-ны-е
Ред-ко-ла-пых е-лей
По-ше-ве-ли-ва-ли
Блед-но-лист-ным
До-цве-та-ю-щим
Чер-нич-ни-ком
Рас-пу-щен-ны-ми
За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти
За-рож-да-ю-щий-ся
По-до-шед-ший.

– Объясните значение слов.

ПРОСЕКА – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; (слайд 8)
ВАЛЕЖНИК – сухие сучья, деревья в лесу, упавшие на землю; (слайд 9)
КОСМЫ – взлохмаченные пряди волос. (Слайд 10)

6. Рассказ учителя о глухаре

– Ребята, а что вы знаете о глухаре? (Слайд 11)

Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.
Гнездятся  на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка  светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.

7. Физкультминутка (слайд 12)

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.

8. Работа над рассказом «Капалуха»  (слайд 13)

1) Чтение рассказа учителем и учащимися.
2) Беседа по содержанию

– Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?
– Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?
– Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?

9. Выборочное чтение

– Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?
– Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?
– Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
– Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
– Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?
– Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.

10. Рассказ учителя об авторе (слайд 14)

Виктор Петрович Астафьев(1924-2001 г.г.)
Писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и  РСФСР, действительный член Академии творчества.
После окончания Железнодорожной школы ФЗО в 1942 г. Проработал четыре месяца составителем поездов на станции Базаиха и ушёл добровольцем в армию. В 1942-1943 г.г. обучался в пехотном училище в Новосибирске. Весной 1943 г. Был отправлен на передовую и до самого конца войны остался рядовым солдатом. На фронте награждён орденом «Красной Звезды» и медалью « За отвагу». В 1945 году после госпиталя женился на М. С. Корякиной и вместе с семьёй поселился в г. Чусовой Пермской области.
После Великой Отечественной войны был дежурным по вокзалу станции, кладовщиком, слесарем. Одновременно посещал литературный кружок при газете «Чусовский рабочий», где впервые был напечатан его рассказ «Гражданский человек».Астафьев начинает работать в газете. За четыре года работы написал более ста статей, корреспонденций, очерков, рассказов. В 1958 г. был принят в Союз писателей. С 1962 г. на профессиональной писательской работе. Является автором многочисленных литературных произведений. (Слайды 15-16)
В 1989 – 1991 г.г. – народный депутат СССР. Секретарь Союза писателей СССР, вице – президент ассоциации писателей «Европейский форум». Почётный гражданин городов Игарка и Красноярск. Действительный член Международной академии творчества, почётный профессор Красноярского педагогического университета. В 1999г. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 стапени.

11. Итог урока

– Как вы думаете, какова основная мысль произведения?
– Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
– Какое у вас было настроение?
– Переживали ли вы вместе с рассказчиком за глухарку?

12. Домашнее задание (слайд 17)

Подготовить пересказ текста от имени глухарки.