Цель урока: расширение познавательной сферы учащихся, формирование адекватной самооценки, развитие процесса самопознания для успешной социализации учеников в социуме.
Задачи урока:
- найти нужные данные;
- проанализировать информацию;
- аргументировать свою позицию;
- критически оценить ситуацию;
- обобщить материал.
При подготовке к классному часу я спросил у
школьников восьмых классов: «Назовите, какими
вы больше всего хотели бы стать, то есть
нарисуйте образ себя идеального в трёх
прилагательных. Чему бы вы завидовали? Чем бы вы
выделялись среди сверстников? То есть, каким ты
бы хотел быть в глазах сверстников? Причем на
первое место поставьте самое желанное, на второе
– второе по значимости, на третье – третье по
значимости. Не торопитесь с ответами, подумайте.»
Учащиеся записали это на листочках, после чего я
проанализировал написанное. Вот что получилось:
Чаще всего встречались слова: успешный,
счастливый, богатый. Далее по количеству
совпадений шли слова: умный, любимый, здоровый,
честный. Остальные слова были такие:
- внимательный
- влюбленный
- интеллигентный
- жизнелюбивый
- не стеснительный
- доброжелательный
- имеющий чёткую, хорошую опору
- живой
- красивый
- интеллигентный
- общительный
- мыслящий
- удовлетворенный
- свободный
- стройный
- уверенный в себе
- неповторимый
- хладнокровный
- развитый
- самодостаточный
С результатов этой анкеты мы и начинаем классный час. И если чаще всего встречается «успешность», то останавливаю внимание школьников на этом слове. (Разумеется остальные эпитеты – тема для следующих классных часов. Особенно термин: «богатство»). Детям раздаются карточки со значением слова
(Карточки можно заменить презентацией и показывать значение слова на экране. Но с карточками удобнее обсуждать значение в малых группах.
УСПЕ'Х
|
Далее идет обсуждение, как ребята поняли
значение слова «успех». Из обсуждения мы
понимаем, что ребята хотят положительного
результата своей деятельности и общественного
признания этого результата.
Снова раздаем карточки где определяем
этимологию слова «успех»:
СПЕТЬ («Спеет в поле колос»), успеть,
успех, успеваемость, спешить (ср. наспех), спешный
и т. д. Глагол спти, спю (литовск. spéti, греч.σπάωи и т. п.) в древнерусском языке выражал значения: 1)
стремиться, двигаться, спешить. |
Значит, делаем мы вывод, чтобы быть успешным надо успеть – развиться, созреть, то есть стать спелым, зрелым. А для этого, вероятно, нужно понять с чего начать? Или с кого? Одним словом, самоопределиться. Чтож, попробуем! А для этого послушаем легенду Кельтов. (Упражнение «Кельтское колесо» ,сайт «Вожатый.RU» http://www.liderhelp.narod.ru/aticles/5.htm):
По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера – это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.
Люди с Запада – это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.
Люди с Востока – это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.
Люди с Юга – обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
Мы просим ребят определиться, к какой стороне
света они себя относят. Конечно же, очень многие
сразу задают вопрос, а можно ли выбрать
юго-восток или северо-запад? Но мы
настоятельно рекомендуем выбрать только то, что
было озвучено. Для наглядности можно показать на
экране презентацию. (Слайд 6)
Затем школьники формируют группы по сторонам
света. Каждая сторона получает задание
приготовить выступление на тему: «Наша сторона
света самая главная и лучшая», причем не
возбраняется конструктивно (!) критиковать
других. После подготовки, на которую отводится
минут пятнадцать-двадцать, группы выступают со
своими сообщениями. Как правило, все группы
заканчивают презентации выводом о том, что важны
все стороны света, ибо дополняют друг друга.
После этого участникам предлагается небезызвестный тест «Круг. Зигзаг. Квадрат» (сайт «А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов» http://azps.ru). Для начала рисуем картинку на доске или раздаем рисунок каждому участнику (Слайд 11)
Затем, объясняем условия:
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник,
прямоугольник, круг, зигзаг). Выберите из них ту, в
отношении которой Вы можете сказать: это –
"Я"! Постарайтесь почувствовать свою форму.
Если Вы испытываете сильное затруднение,
выберите из фигур ту, которая первой привлекла
Вас.
Поставьте рядом с этой фигурой номер один. Теперь
проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в
порядке Вашего предпочтения. Итак, самый трудный
этап закончен. Какую бы фигуру Вы не поместили на
первое место, это – Ваша основная фигура или
субъективная форма. Она дает возможность
определить Ваши главные, доминирующие черты
характера и особенности поведения.
Далее зачитывается «характеристика» каждой фигуры и проводится параллель со стороной света в упражнении «Кельтское колесо»:
КВАДРАТ Если Вашей основной фигурой оказался Квадрат, то Вы – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот основные качества истинных квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. |
ЗАПАД |
ТРЕУГОЛЬНИК Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Они – энергичные, сильные личности. |
СЕВЕР |
КРУГ Круг – это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди. Круг – самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. – стабилизирует группу. |
ЮГ |
ЗИГЗАГ Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий. |
ВОСТОК |
ПРЯМОУГОЛЬНИК Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. |
Обычно таких участников нет, либо один-два. В этом случае прямоугольник мы рисуем в центре круга. |
Для наглядности снова слайды из презентации. (Слайд 16)
После этого мы выясняем, у кого из участников
совпали фигуры и части света. Таких оказывается
не так много. На вопрос, почему так произошло, мы
получаем самые разнообразные ответы:
– Так получилось.
– Пошел на север, потому что хочу быть лидером.
– Ни за что бы не подумал, что я – круг! И т.д.
Далее мы с участниками пытаемся
проанализировать, каким образом формируется у
них мнение о себе. Получается несколько
категорий: по собственному успешному опыту, по
мнению взрослых (родителей, учителей,
руководителей кружков, секций, общественных
объединений), по оценкам сверстников. Но всё-таки,
на вопрос, достаточно ли вы знаете себя, как
правило, получаем ответ – знаю себя не
достаточно хорошо.
Таким образом, мы подводим участников занятий к
проблеме самопознания и адекватной самооценки. И
для того чтобы быть успешным нужно ли быть
здоровым?
После этой работы я задаю участникам вопрос:
любите ли вы себя? Заботитесь ли вы о своем
здоровом образе жизни? И как вы докажете мне, это?
Ответы были самые разнообразные: а я моюсь; а я
занимаюсь спортом; а я хожу в школу и т.д. То есть,
вы из любви к себе совершаете какие-либо
действия. А достаточно ли действий совершается
нами и все ли они нужные? Не делаем ли мы чего-то
лишнего из любви к себе? И тогда я предлагаю всем
вместе разобраться с этими вопросами и спрашиваю
у ребят, из каких частей состоит человек? Тут же
получал ответ: тело, душа и дух. Давайте-ка, друзья
мои, распределим наши подвиги во имя любви к себе
и запишем соответственно, что мы творим по
отношению к телу, что по отношению к душе, а что –
к духу? Получалась примерно такая табличка:
ТЕЛО |
ДУША |
ДУХ |
– ходим в баню – ухаживаем (салоны, солярии и т.д.) – одеваемся – занимаемся спортом – пользуемся косметикой (девочки, конечно) – ездим на море – кушаем – сидим на диете |
– читаем книги – ходим в кино, театры, музеи – учимся – слушаем музыку – ходим на дискотеки |
– ходим в церковь |
А теперь внимание на экран. Познакомимся
поближе с нашим телом. Обозначим его таким кругом
(Слайд 18):
Вот что о теле говорят нам словари (показываем на
экране слайд или выдаём каждому участнику
карточку):
ТЕЛЬ / словарь Даля. Тель
– вещество, материя, тело, в физич. знач. все,
доступное плотским чувствам, все вещественное,
масса. ТЕЛО/ словарь Ожегова. 1. Отдельный предмет в пространстве, а также
часть пространства, заполненная материей,
каким-н. веществом или ограниченная замкнутой
поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные
тела. Геометрическое т. |
Тело. Подумаем о нашем телесном здоровье.
Сколько времени, усилий и средств тратим мы
для укрепления телесного здоровья? Рисуем
следующий кружок – это наша душа. (Слайд 21) Она в
теле, ибо тело – её оболочка.
Что же это такое, наша душа?
ДУША | Толковый
словарь Даля – бессмертное духовное
существо, одаренное разумом и волею; в общем знач.
человек, с духом и телом; ДУША | Толковый словарь Ожегова 1. Внутренний, психический мир человека, его
сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно
на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.).
Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В
чем д. держится (о хилом, больном человеке; разг.).
Д. не лежит к кому-чему-н. (нет расположения,
интереса к кому-чему-н.).Д. не принимает чего-н. (не
хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть
или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень
радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла
(испугался; разг.). От (всей) души или всей душой
(искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии).
Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться
около кого-н., торопя и мешая заниматься делом;
разг.). Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно
вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь
откровенности). Сколько душе угодно (сколько
угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не
виноват (нисколько не виноват; разг.). |
После этого мы рассуждаем на тему: много ли
времени мы уделяем душевному здоровью? И что
нужно делать для того что бы укрепить наше
душевное здоровье?
А теперь поговорим о духе. Вот он в середине на
нашей картинке, как ядерный реактор, дающий
энергию каждому из нас (Слайд 26).
Что же толкуют словари про дух?
ДУХ | Толковый
словарь Даля – м . бестелесное существо:
обитатель невещественного; а существенного мира;
бесплотный житель недоступного нам духовного
мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют
душу его, иные же видят в душе только то, что дает
жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и
волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух,
ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы.
диавол. нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св.
Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие,
откровенье. ДУХ | Толковый словарь Ожегова 1. Сознание, мышление, психические способности;
начало, определяющее поведение, действия.
Материя и д. В здоровом теле здоровый д. Д.
противоречия (стремление спорить). Д. возмущения. |
Классу предлагается подумать и ответить на вопросы: какова же наша «сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость»? Каковы наши «сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл»? Если мы хотим быть успешными, то насколько мы сущностны, сильны и разумны? Хватит ли у нас сил духовных и душевных для достижения цели? Знаем ли мы «направленье», куда мы идём и зачем? Созрели мы или нет?