В статье представлена разработка урока - третьего урока в курсе химии 8 класса. На этом уроке важно не только дать учащимся новый материал, но и актуализировать знания, полученные учениками, ранее при изучении природоведения, биологии и физики.
На предыдущих уроках учащиеся уже познакомились с такими понятиями как
- химия,
- вещество,
- свойства веществ.
На этом уроке учащиеся познакомятся с третьей составляющей химии – превращениями веществ.
Цели урока:
Сформировать понятия “явление”, “химическое явление”, “физическое явление”. Способствовать развитию умения делать выводы из наблюдаемых явлений, сравнивать и анализировать.
Урок сопровождается электронной презентацией
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель организует деятельность учащихся. Учащиеся готовятся к работе на уроке.
2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
Домашнее задание на данный урок заключалось в описании свойств некоторых веществ, таких как поваренная соль и железо. Вначале учитель с учащимися повторяет, что изучает химия: вещества, свойства веществ и превращения веществ (слайд 2), затем что же относится к физическим свойствам веществ (слайд 3), потом учитель проверяет домашнее задания по слайдам (4-6).
После проверки домашнего задания учитель поясняет, что сегодня на уроке будет изучаться третий вопрос химии: превращения веществ.
3. Изучение нового материала.
Данный этап начинается с проблемного вопроса.
На демонстрационном столе стоят химические стаканы с людом и водой. Учитель ставит учащимся проблемный вопрос: “Перед вами два стакана с веществами, это одно вещество или два разных?”
Обычно учащиеся живо включаются в дискуссию и приходят к выводу, что лед и вода – это одно и тоже вещество, но находящееся в разных агрегатных состояниях. Следующий вопрос учителя: “Как изо льда получить воду, а из воды лед?” Учащиеся отвечают, что лед надо нагреть, а воду заморозить.
Далее учитель задает следующие вопросы: Как называется переходы лед-вода, вода-лед.
Учащиеся: Плавление (таяние), замерзание (затвердевание).
Учитель: Мы с вами рассмотрели одно из возможных превращение вещества на примере воды. А что еще может происходить с веществами?
Учащиеся обычно предлагают кипение, растворение, горение.
Далее учитель подводит промежуточный итог, что все изменения в природе, в том числе и с вещества называют явлениями.
Учащиеся записывают в тетрадь определение явления.
Далее учитель в демонстрационном формате проводит следующие опыты:
1. Нагревание парафина
2. Нагревание сахара
3. Смешивание соли и воды
4. Смешивание соды и уксуса.
Если нет возможности провести демонстрационные эксперименты, то можно воспользоваться иллюстрациями на слайдах 7-10, где представлены фотографии плавления льда, кипения воды, горения и ржавления железа.
Каждый опыт или иллюстрация обсуждается по вопросам:
1. Какие наблюдения можно провести, то есть что видели учащиеся.
2. Изменяются ли свойства вещества после нагревания.
3. Изменяются ли вещества в ходе опыта
4. Можно ли повторить опыт еще раз с данной порцией вещества.
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что существуют два типа явлений: физическое и химическое (слайд 11).
Учащиеся записывают в тетрадь определения физического и химического явлений.
Физическое явление – это явление, при котором вещество не изменяется, но может меняться агрегатное состояние вещества, форма или положение тела.
Химическое явление – это явление при котором вещества изменяются, то есть из одних веществ образуются другие.
По результатам обсуждения увиденных явлений учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу (слайд 12):
Признак сравнения | Физическое явление | Химическое явление |
изменяется ли вещество | нет | да |
признаки | Изменяется форма, агрегатное состояние | Изменяется цвет, запах, выделяется или поглощается энергия |
можно ли повторить опыт с той же порцией вещества | да | нет |
4. Закрепление полученных знаний.
На этом этапе учащиеся получают задание определить к какому типу относятся явления (слайд 13):
1. Скисание молока
2. Образование инея на стекле.
3. Плавление галлия.
4. Образование тумана
5. Фотосинтез
На выполнение задания отводится 4-5 минут, затем учитель проверяет выполнение по слайду.
5 . Завершение урока.
Учитель подводит итог урока: все изменения, происходящие вокруг нас называются явлениями, в зависимости от того меняется ли вещество или нет, явления разделяются на химические и физические.
6. Домашнее задание.
Домашнее задание – описать какое-либо явление и объяснить к какому типу относится, химическое или физическое.
Источники иллюстраций:
Лед http://woman-words.ru/wp-content/uploads/2011/05/led.jpg
Вода http://www.bodybuild.ru/uploads/posts/2009-02/1235507082-1214970943_88.jpg
Галлий http://chemistry-chemists.com/N1_2012/U5/ChemistryAndChemists_1_2012-U5-0_files/Gallium_2.jpg
Плавление http://us.123rf.com/400wm/400/400/elenathewise/elenathewise0912/
elenathewise091200089/6031726-n---n--nf-----n---noen--noenzn--nf---------s.jpg
Замерзание http://1.bp.blogspot.com/_WyLDP2FCzmM/TDq_r7F9OlI/
AAAAAAAAAew/_R0nS2kGlBE/s1600/uzor.jpg
Соль http://bellona.ru/imagearchive/Speisesalz.jpg
Железо http://s1.whyislam.ru/2008/10/iron_lamp.jpg
Кипение http://www.kedem.ru/photo/news/2011/11/big/nphoto1321441576.jpg
Горение http://galina.shh.com.ua/wp-content/uploads/2011/01/Streichholz.jpg
Ржавый гвоздь http://us.123rf.com/400wm/400/400/crisferra/crisferra0906/
crisferra090600165/5062155-oe--n--n-n-n--n-n--n----n-------noe--n-n.jpg
фон http://www.oilngases.ru/images/stories/Soedinenya/dub2.jpg