Цели и задачи:
- формирование первоначальных представлений о природе звука;
- выявление на практике основных свойств распространения звука в пространстве;
- нахождение способов применения полученных знаний о звуке в жизни.
Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления существенных свойств звука.
Основной структурный элемент: проведение наблюдений, серии опытов и экспериментов с различными телами, способными создавать и передавать звуки, анализ наблюдений и полученных результатов.
Дополнительные структурные элементы: постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования; обсуждение и иллюстрация научной сказки «Ниточный телефон».
Оборудование:
1. У каждого ученика – прозрачный пластмассовый
лоток с разными телами (пластмассовая коробочка
из-под йогурта, банковская резинка,
пластмассовая линейка 30 см, тетрадные листы,
ножницы, конфетка в обёртке, карандаш).
2. У каждого ученика – механические часы,
принесённые из дома.
3.У каждого ученика – папка с цветной бумагой,
картоном и стиплером.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
– Послушайте скороговорки.
Шелест шелестит листвой.
Шёпот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
«Тише, тише…», – слышно мне.Паша тихо шепчет Мише,
Миша шёпота не слышит.
Паша, громче пошепчи!
Миша, уши полечи!
– А теперь пословицы разных народов мира.
– Если не бить в барабан, он не издаст звука.
– Полный чайник не гремит, а пустой за версту
звенит.
– Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя
крикнет.
– От пустой бочки много шума.
– От молота и наковальня звенит.
– Кто догадался, о каком привычном для нас
явлении идёт речь в этих пословицах и
скороговорках?
– Правильно, о звуке. Сегодня на уроке нам
предстоит с помощью наблюдений и опытов выявить
природу звука, т.е. его происхождение, и основные
свойства распространения.
II. Работа над темой урока
1. Вступительная беседа
О звуках.
Устанавливаю диск со звуками природы. Дети
быстро узнают, какие животные их издают. Потому
что часто посещают зоопарк и смотрят по
телевизору программы о животных.
Устанавливаю диск с различными промышленными
звуками. Дети пытаются отгадать, что именно может
произвести такие звуки. Некоторые предположения
ошибочные, потому что не со всеми звуками ребята
ещё знакомы.
Вместе приходим к выводу, что по звуку можно
многое определить. Большинство звуков мы
воспринимаем автоматически, они нас не
отвлекают. А к некоторым мы даже с
радостью прислушиваемся, например, когда
кто-то разворачивает конфетку.
2. Экспериментальная часть
– Проведём с вами наблюдение за созданием и
распознаванием звуков.
– Рассмотрите и назовите тела, которые находятся
у вас в лоточках (рисунок 1).
Подумайте, какие звуки с их помощью можно
произвести. Учащиеся предлагают свои варианты:
развернуть конфетку, смять или разрезать
тетрадный лист, что-нибудь написать карандашом
или постучать им по баночке из-под йогурта и т.д.
Поиграйте в парах в игру по угадыванию звуков.
Один из вас будет что-то делать, а другой – с
закрытыми глазами угадывать происхождение звука
(рисунок 2).
– Ваши наблюдения подтверждают пословицу «Если
не бить в барабан, он не издаст звука». Но
ответить на вопрос: «Что такое звук?» пока не
могут. Узнать природу звука нам поможет наше
тело.
– Положите вашу руку себе на горлышко.
Произнесите «От молота и наковальня звенит». Как
можно назвать то, что вы ощущаете рукой?
Правильно, вибрация.
– А теперь пронаблюдайте, когда гортань сильнее
дрожит – на звонких или глухих звуках?
Правильно, при образовании звонких звуков
связки напрягаются сильнее, чем при образовании
глухих звуков.
В средней части гортани человека находятся
голосовые связки. С их помощью и образуются
звуки. Когда через голосовые связки проходит
воздух, они раздвигаются и натягиваются, то
сильнее, то слабее. Благодаря голосовым связкам
мы произносим гласные звуки, а в образовании
согласных звуков участвуют ещё язык и губы.
Носовая и ротовая полости, а также глотка и
грудная полость усиливают звук.
Чтобы познакомиться с другими способами
рождения звуков проведём следующие эксперименты
и наблюдения.
– Возьмите из лоточка линейку и прижмите один
её конец плотно к столу, а по другому концу
ударьте пальчиком (рисунок 3).
Что вы ощущаете и наблюдаете?
Ребята правильно описывают происходящее:
линейка вибрирует, колеблется и издаёт звук. Но
звуки у всех разные, потому что все по-разному
прикладывают линейку к столу, кто-то ближе к краю,
кто-то дальше.
– Выясните на опыте, в каком случае звук от
линейки тоньше, выше, а в каком – ниже.
Правильно, чем короче свисающий со стола конец
линейки, тем тоньше звук.
– Возьмите из лоточка баночку из-под йогурта и
банковскую резинку.
Ребята сразу же правильно предложили натянуть
резинку на баночку, и дружно начали «тренькать»
как на гитаре (рисунок 4). Они сами
заметили, что издаваемые звуки зависят от
натяжения резинки.
Чем сильнее натянута резинка, тем тоньше звук. А
сама баночка усиливает звук.
Все вместе приходим к первому выводу:
Звук – это колебания воздуха, которые создаются
голосовыми связками, линейкой, резинкой или
чем-нибудь ещё.
Теперь необходимо выяснить некоторые свойства
распространения звуков в пространстве.
– Возьмите свои часы и приложите их к уху. Вы
хорошо слышите тиканье (рисунок 5).
Затем постепенно удаляйте часы от уха. Что вы
наблюдаете?
Правильно, уже на маленьком расстоянии, примерно
3-4 см от уха, ничего не слышно.
Все вместе приходим к следующему выводу:
Звуковые колебания распространяются не в
сторону наших ушей, а во всех направлениях,
постепенно затухая. В конце концов, колебания
становятся слишком слабыми, и человек не может их
расслышать.
Для того чтобы звук от часов распространялся
не во все стороны, а по направлению к уху,
изготовим «слуховую» трубу и проверим её в
действии.
– Возьмите лист картона и сверните его в
трубочку. Концы «слуховой» трубы скрепите
стиплером. Приложите теперь трубу одним концом к
часам, а другим – к своему уху (рисунок 6). Теперь часы слышны на
расстоянии 30 см. Дома можете изготовить более
длинную «слуховую» трубу и проверить её
действие. Не забудьте измерить длину вашей трубы.
Все вместе приходим к следующему выводу:
Звук часов отражается от стенок трубы, не уходя в
свободное пространство, и попадает к нам в
ухо. Благодаря этому можно хорошо слышать даже на
некотором расстоянии.
Звуковые колебания могут распространяться не
только в воздухе, а и в более плотной среде.
Убедимся в этой особенности на опыте.
– Возьмите линейку и приложите к одному её концу
часы, а к другому – своё ухо (рисунок 7).
Что вы наблюдаете?
Правильно, звук часов хорошо передаётся по
пластику, из которого изготовлена линейка.
Пластик – более плотная среда, чем воздух.
– Теперь положите часы на один край своего стола,
а ухом прижмитесь к другому (рисунок 8).
Что вы наблюдаете?
Правильно, звук часов хорошо передаётся по
дереву, из которого изготовлен стол. Дерево –
более плотная среда, чем воздух.
Все вместе приходим к следующему выводу:
Звуковые колебания в среде, более плотной, чем
воздух, передаются на гораздо большее
расстояние.
Благодаря знаниям о таком свойстве звука, воины в
давние времена могли заранее узнать о
приближении вражеской конницы. Для этого
прикладывали ухо к земле и прислушивались, не
слышен ли звук от копыт лошадей.
3. Закрепление пройденного материала
– Послушайте сказку.
Ниточный телефон
В зоопарке жил Крокодил. Всё у него было в
достатке, только друзей не было. Звери боялись
его острых зубов и когтей.
Однажды в его вольер залетела очень красивая
бабочка. Бабочка понравилась Крокодилу, и он
захотел с ней дружить. А чтобы бабочка не боялась
зубов и когтей, договорились общаться по
ниточному телефону.
Крокодил одним ударом своего мощного когтя
сделал дырки сразу в двух баночках из-под
йогурта, продел в них верёвку, и телефон был
готов.
Теперь Крокодил мог часами рассказывать о своей
любимой Африке, а Бабочка с большим
удовольствием его слушала и ничего не боялась.
– Подумайте, как можно объяснить принцип
работы такого «ниточного телефона».
Ребята высказывают свои мысли и предположения.
Вместе приходим к следующему объяснению.
Крокодил говорит в 1-ю баночку, вибрация среды от
его голоса усиливается баночкой и передаётся
верёвке. По верёвке вибрация доходит до 2-й
баночки, Бабочка прикладывает к ней своё ухо и
слышит то, что говорит Крокодил.
Звук – это вибрация, которая может передаваться
не только по воздуху, но и по ниточке или верёвке.
А баночки из-под йогурта усиливают звук.
Важное условие – нитка должна быть хорошо
натянута.
– Подумайте, что можно предложить сделать
мальчикам из скороговорки
Паша тихо шепчет Мише,
Миша шёпота не слышит.
Паша, громче пошепчи!
Миша, уши полечи!
Правильно, им нужно изготовить «слуховую» трубу! Тогда Паша в неё будет говорить, труба будет усиливать его голос, и Миша хорошо будет слышать.
III. Итог урока
– Какие удивительные свойства звука мы сегодня выявили с помощью наблюдений и опытов?
– По звуку можно многое определить.
Большинство звуков мы воспринимаем
автоматически.
– Звук – это колебания воздуха, которые
создаются голосовыми связками, линейкой,
резинкой или чем-нибудь ещё.
– Наш голос – это звук, образующийся при
вибрации воздуха за счёт голосовых связок.
При образовании звонких звуков связки
напрягаются сильнее, чем при образовании глухих.
– Вибрация линейки приводит к вибрации воздуха,
рождается звук. Чем короче свисающий со стола
конец линейки, тем тоньше звук.
– Вибрация резинки на баночке приводит к
вибрации воздуха, рождается звук. Чем сильнее
натянута резинка, тем тоньше звук. А сама баночка
усиливает звук.
– Звуковые колебания распространяются во всех
направлениях, поэтому быстро затухают и
становятся не слышными.
– «Слуховая» труба отражает от своих стенок звук
и направляет его в ухо, т.е. помогает лучше
слышать.
– Звуковые колебания могут распространяться
не только в воздухе, но и в более плотных средах.
По пластмассовой линейке и деревянному столу
звук передаётся на большие расстояния.
– В основе устройства «ниточного телефона»
лежат рассмотренные свойства звука.
IV. Рекомендации для занятий дома
Изготовить длинную «слуховую» трубу и
проверить её действие.
Нарисовать иллюстрацию к сказке «Ниточный
телефон».
Постараться самостоятельно изготовить
«ниточный телефон» и проверить его работу.