Данное мероприятия проводилось 8-а классом 15 февраля 2012 года во Всемирный день православной молодежи в праздник Сретения в противовес празднованию католического праздника дня святого Валентина. Основой послужила «Повесть о Петре и Февронии Муромских», изучаемая в курсе литературы 7 класса. На празднике присутствовали учащиеся гимназии 1-6 классов. 25 мая 2012 года состоялась экскурсия учащихся в город Муром Владимирской области к святым мощам Петра и Февронии.
Цели:
- способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига на примере святых Петра и Февронии
- привитие подлинно русских традиции в браке, основанных на преданности, верности, любви, всепрощении и понимании
- дать детям понятия добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви
- воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое и искреннее уважение к русским традициям
Форма проведения: Подготовительная работа с детьми: подбор материала об истории праздника семьи, разучивание песен.
Оформление: компьютерная презентация.
Ход мероприятия
Звучит запись древнерусской музыки, церковные песнопения, медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи созвучной повести.
Учитель: 15 февраля – праздник Сретения Господня, уже более 50-и лет этот день является также и Всемирным днем православной молодежи. С 2002 года по благословению Патриарха Алексия II он стал отмечаться и в России: неслучайно, что именно 15 февраля, когда празднуется Сретение Господне (сретение переводится как «встреча»).
Это – символическая встреча души, жаждущей света и истины. Молодая душа находится в поиске: себя, своего предназначения, призвания, смысла жизни. Поэтому так важно, чтобы в нужный момент человек не забыл о цели своего пути. А для этого нужно, чтобы у молодого человека были правильные ориентиры.
Если спросить сегодняшнюю молодежь о любви и ее символах, то все безошибочно назовут Праздник Всех Влюбленных – 14 февраля.
Но и в русской истории есть свои замечательные примеры. В России – это праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака.
С 2008 года этот праздник восстановлен в России на официальном уровне и называется он «День семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля.
Семья – это духовная ячейка для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является взаимнаяя любовь, забота и уважение. Именно такие отношения были в семье православных святых – Петра и Февронии. В истории Церкви не так много святых, прославившихся исключительно любовью и верностью друг к другу. Этот день многие называют православным Днем Влюбленных, потому что Петр и Феврония – покровители счастливого супружества. И хотя этот день стали отмечать не так давно, как 14 февраля, все же те, кто ищет небесного покровительства своей любви, могут смело сегодня обращаться в молитвах к Петру и Февронии.
Ведущий 1: Официально праздники Любви известны еще со времен древних языческих культур. Например, у римлян в середине февраля проходил фестиваль в честь богини любви.
Ведущий 2: И на Руси был свой праздник влюбленных, вот только он отмечался не зимой, а в середине лета. Он был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии.
1 Ведущий:
На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной.
2 Ведущий:
Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли,
Верой-правдой брак держали
И друг друга уважали!
1 Ведущий:
Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра.
Но они — пример семьи,
Честной, искренней любви!
Звучит музыка (былинно-сказочные мотивы)
2 ведущий: Было это в древности, на Руси-матушке, в славном городе-Муроме, в князя Павлово княжение. Правил в Муроме благоверный князь Павел. Правил он честно, за что был народом любим.
1 ведущий: Но случилась у него беда, дьявол, искушающий род человеческий в образе самого князя стал к жене его являться и искушать ее такими непристойностями, о которых и вымолвить стыдно.
2 ведущий: А княгиня-матушка от стыда такого чахла и сохла, но всё же собралась с духом и рассказала князю, что бес в образе княжеском каждый день к ней является и смущает ее.
1 ведущий: Князь думал и не мог придумать, что ему сделать со змеем. Тогда жена помогла ему, узнав тайну от змея, обманным путем.
2 ведущий: Спросила его: "Многое на свете ты знаешь, а знаешь ли ты о своей кончине, какова она будет и от чего?"
1 ведущий: Он обманулся, прельщенный верною женой, и не побоялся ей свою тайну поведать: "Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча".
2 ведущий: Был у Павла родной брат, князь по имени Петр, и вызвался князь помочь брату своему. Но только одно сомнение было у него: не знал он, где Агриков меч.
1 ведущий: Отрок церкви Воздвижения указал Петру место нахождения Агрикова меча. Князь Петр взял тот меч и с этого дня стал выжидать подходящее время, чтобы убить змея.
2 ведущий: Увидел он змея в облике брата своего и, твердо убедившись, что это не брат его, а прельститель-змей, ударил его мечом. И явился змей в своем подлинном обличии, и стал извиваться, и издох, обагрив блаженного князя Петра кровью своею.
1 ведущий: Петр же от неприязненной той крови покрылся струпьями и язвами, и заболел он тяжкой болезнью.
Сценка 1
декорации: горница Февронии, прялка, заяц
2 ведущий: Искал Пётр в своем владении исцеления у многих врачей, и ни от одного не мог его получить. Привезли Петра в пределы Рязанской земли, и послал он слуг своих искать врачей.
1 ведущий: Один из юношей пришел в село Ласково к воротам одного дома. Он вошел внутрь дома и увидел чудное виденье: внутри сидела одна девица, ткала полотно, а перед ней прыгал заяц.
Девица: Не хорошо быть дому без ушей и без очей!
Юноша: Где находится мужчина, который здесь живет?
Девица: Отец и мать мои пошли взаймы плакать. Брат же мой ушел через ноги в глаза смерти смотреть.
Юноша: Услышал из уст твоих я странные слова, и не понял, о чем ты говоришь. Сначала ты сказала: "Не хорошо быть дому без ушей и без очей". Про отца же своего и мать сказала, что пошли они взаймы плакать, а о брате своем – что пошел он через ноги в глаза смерти смотреть. И ни единого слова твоего я не понял.
Девица: Ты этого не понимаешь? Если бы был в доме нашем пес, то он, почуяв тебя, залаял бы на тебя: это – уши дома. А если бы был в горнице ребенок, то, увидев тебя, сказал бы мне: это – очи дому. А когда сказала тебе про отца и про мать, это значит, что пошли они на похороны и там плачут, это и есть заемный плач. Про брата же тебе сказала, потому что отец мой и брат древолазцы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Теперь брат мой ушел на это дело, если же сорвется, то жизни лишится.
Юноша: Вижу, девица, что ты мудра. Скажи мне имя свое.
Девица: Имя мое Феврония.
Юноша: Я служу муромскому князю Петру. Князь мой тяжко болен, покрыт язвами от крови летающего змея, которого он своею рукой убил. От своей болезни искал он исцеления у многих врачей и ни у одного не получил его. Не знаешь ли ты, кто сможет вылечить моего князя?
Девица: Тот, кто потребует князя твоего к себе, может вылечить его.
Юноша: Что ты говоришь? Кто может требовать князя! Кто его вылечит, тому князь мой даст большое богатство. Но скажи мне имя того врача, кто он и где жилище его.
Девица: Приведи князя своего сюда Ежели будет он мягкосердечен и смиренен в ответах, то станет здоровым!
Юноша уходит.
Сценка 2
2 ведущий: Юноша быстро возвратился к князю своему и рассказал ему обо всем подробно, что видел и что слышал. И привезли князя в дом тот, где жила девица.
В горницу входит князь.
Петр: Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть он вылечит меня и возьмет богатства много.
Девица: Я хочу вылечить, но богатства не требую. У меня такое слово: если не стану вашей женой, то нет смысла мне лечить.
Петр: Как мне, князю, взять в жены дочь древолазца!? Каково твоё врачевание – лечи. Если вылечишь, возьму тебя в жены.
1 ведущий: Она же, взяв небольшой сосуд, зачерпнула хлебной закваски, подула на нее.
Девица: Приготовьте князю вашему баню, смажьте этим язвы на теле его. А один струп оставьте несмазанным. И будет князь здоров!
Хор «Консонанс» исполняет песню «Бескорыстная душа» (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Лисянского)
Сценка 3
Декорация – ширма делит сцену на 2 горницы
2 ведущий: И приказал князь приготовить баню. Девицу же захотел проверить, так ли она мудра, как слышал он от юноши своего. С одним из слуг своих послал он пучок льна.
Петр: Эта девица хочет быть моей женой благодаря своей мудрости. Пусть из этого пучка льна сделает мне рубашку, штаны и полотенце за то время, которое я буду в бане.
1 ведущий: Слуга принес девице пучок льна, подал ей и сказал княжеские слова.
Девица: Влезь на печку нашу и сними с шестка полено, и принеси его сюда. Возьми этот обрубок, отдай его князю своему, и скажи ему от меня: в то время, в какое я пучок льна расчешу, пусть князь твой сделает из этой щепки ткацкий станок и все устройство, на котором я смогу соткать полотно.
2 ведущий: Слуга принес князю полено и передал слова девицы.
Петр: Иди и скажи девице, что невозможно из столь малой деревяшки такое устройство сделать!
1 ведущий: Слуга, придя, передал ей княжескую речь.
Девица: А разве возможно взрослому мужчине из одного пучка льна сделать сорочку, штаны и полотенце?
2 ведущий: Слуга ушел и все передал князю. Князь же удивился ответу ее. И через некоторое время пошел князь Петр в баню мыться и по повелению девицы помазал язвы и струпы свои мазью. А один струп оставил он непомазанным. Вышел он из бани и не почувствовал своей болезни.
1 ведущий: Утром увидел свое тело здоровым и чистым, остался только один струп, не помазанный им по повелению девицы. И подивился он своему быстрому исцелению. Но не захотел он взять девицу себе в жены из-за ее происхождения и послал ей подарки. Она же их не приняла.
2 ведущий: Князь Петр поехал в отчину свою, город Муром, здоровым. Оставался на теле его только один струп, не помазанный по повелению девицы. И от этого струпа начали снова язвы по телу его расходиться, с того самого момента, как приехал он в Муром. И вновь тело его, как и прежде, покрылось многими струпами и язвами.
1 ведущий: И вновь возвратился князь на исцеление к той девице. И когда он подошел к дому ее, то со стыдом послал к ней и просил вылечить его.
Девица: Если князь будет моим мужем, то будет исцелен.
2 ведущий: Князь же дал ей твердое слово, что возьмет ее в жены. Вот по такой причине и стала Феврония княгиней.
Звучит органная музыка. Петр и Феврония берутся за руки, делают поклон и уходят со сцены.
1 ведущий: Пришли супруги в отчину свою, город Муром, и жили там в благочестии, соблюдая все Божии заповеди. Когда подошло время их благочестивого преставления, умоляли они Бога, чтобы им умереть в одно и то же время. И завещали они положить их обоих в одном гробу.
2 ведущий: И велели они сделать в одном камне два гроба, имеющих между собою одну перегородку. Сами же они одновременно облеклись в монашеские одежды. Но неразумные люди переложили их тела в отдельные гробы. И наутро оказались святые в едином гробу.
1 ведущий: И после этого уже не смели прикасаться к их святым телам и положили их в едином гробу, в котором они сами велели, у соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри города, что дал Бог на просвещение и спасение городу тому. Тем же, кто с верою приходят к их мощам, исцеление и помощь даруют с давних времен и по сей день. Мы же, по силе нашей, сложим им хвалу.
Хор «Консонанс» исполняет песню «ПЕТР И ФЕВРОНИЯ» (хор «Пересвет»)
Заключительное слово учителя
Через триста с лишним лет Московский собор причислил Петра и Февронию к лику святых. А в 1552 году Иоанн Грозный, во время похода на Казань, отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в случае победы над Казанью воздвигнуть над их мощами каменный собор. И свое обещание царь исполнил: вскоре над могилой святых вознесся красивый храм, а затем царь прислал в храм икону святых Петра и Февронии, «писанную на золоте». К сожалению, этот храм не сохранился. После революции гробница Петра и Февронии была передана Муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена церкви и несколько лет находилась в муромском Благовещенском соборе. В 1993 году гробница неразлучных супругов торжественно перенесена в Троицкий монастырь.
За сотни лет по молитвам святым многие получили помощь: святые Петр и Феврония помогают сделать супружество по-настоящему общей счастливой жизнью. Иконы с изображениями этих святых можно покупать и дарить новобрачным, как пример истинной и взаимной супружеской любви до последнего вздоха.
"День влюбленных" в соответствии с традицией РПЦ отмечают далеко не столь пышно, как это делают католики в День святого Валентина. Не принято делать подарки в форме сердечек или устраивать романтические посиделки при свечах. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквах. В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше – о семейном согласии. Считается также, что святые Петр и Феврония посылают небесное благословение всем, кто вступает в эти дни в брак.
Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. Пусть ярко разгорится огонь любви в наших семьях, согреет и осветит добром и нежностью.
Звучит фоном музыка.
(На сцену выходят Петр и Феврония со свечами)
Зажигая сегодня свечи,
И сердца любовью зажгите.
Чтобы были вы вместе вечно,
Заступничества попросите.
И дарите ромашки любимым.
Знаком верности и чистоты
Пусть станут навеки отныне
Русского поля цветы.
Новый праздник уже имеет свой символ. Это ромашка, на которой исстари гадали «любит – не любит». Наверное, этот простенький полевой цветочек связан с любовью гораздо больше, чем дорогие розы и орхидеи.
(Раздают ромашки зрителям в зале).
Слово предоставляется батюшке о. Александру, присутствующему на празднике.
Внеклассное мероприятие по литературе заканчивается песней «Гимн семьи» (сл. И. Резника).