Цели:
- систематизировать большой по объему материал о пустыне;
- формировать представление о климате и географическом положении зоны пустынь;
- формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь;
- формировать представление о деятельности человека в зоне пустынь;
- формировать умение выделять главное при работе с текстом;
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
- расширять словарный запас учащихся;
- формировать знания об экологической целостности природы.
Оборудование: карточки со словами "оазис", "болото", "верблюд", "солнце", "колючка", "змея", "бархан", "северное сияние"; экран, проектор, презентация к уроку, фильм о пустыне, учебник О. Т. Поглазовой "Окружающий мир" 4 класс, энциклопедии «География» и «Чудеса природы», песочные часы, 4 разноцветных флажка, таблица для заполнения, 2 карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети сидят в рабочих группах (4 группы по 6 человек).
Знакомство с гостями.
II. Стадия вызова и повторение пройденного.
Посмотрите на доску. На доске написаны слова: оазис, болото, верблюд, солнце, колючка, змея, бархан, северное сияние. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему? Придумайте рассказ, используя все оставшиеся слова (объединив их). Правильный ли у нас получился рассказ, узнаем в конце урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о пустыне)
Для того, чтобы узнать, правильно ли мы назвали тему урока, нужно отгадать кроссворд, а заодно вспомнить изученный материал. Слайд 1.
Вопросы кроссворда:
- Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость? (листопад)
- Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (тундра)
- Отличительная особенность зоны степей? (безлесье)
- Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (степь)
- Главная беда лесной зоны? (пожары)
- Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (лишайники)
- Растительность преобладающая в зоне степей? (травянистая)
III. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с зоной пустыни. Слайд 2.
Посмотрите небольшой фрагмент о пустыне. Слайд 3 или Приложение 2 (видеофильм).
IV. Работа в группах.
Осмысление материала. Выставка книг. Сейчас подробнее узнаем о загадочной зоне пустынь. Слайд 4.
Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 4 минуты.
Те, у кого на тетради:
- красный кружок – стр. 148-149
- желтый – стр. 150-152
- синий – стр. 152-154
- зеленый – стр. 155-156
индивидуально с энциклопедией будут работать 2 ученика: «География» и «Чудеса природы». Открываем учебник на нужной странице. Время пошло. (песочные часы)
V. Работа в экспертных группах.
Сейчас вы переходите в группы экспертов. На каждом столе флажок определенного цвета. Среди вас специалисты по одной теме.
- Красный флажок – географическое положение и климат.
- Желтый флажок – растительный мир.
- Синий флажок – животный мир.
- Зеленый флажок – деятельность человека.
Сейчас вы коллективно обсуждаете тот материал, который выделили и заполняете свою часть таблицы в РТ на стр.59 (таблица вклеена). Приложение 3. Затем выбираете эксперта, который будет выступать у доски. Двум участникам группы, работающим над темами растительный и животный мир, дается дополнительное задание в конверте. На эту работу вам дается 4 минуты. Время пошло. (песочные часы)
VI. Презентация групп.
Дети садятся в первоначальные группы. Эксперты выходят к доске по одному. Во время выступления эксперта, остальные заполняют оставшиеся части таблицы.
Эксперт первой группы показывает географическое положение на карте.
Итог каждому выступлению подводят дети с использованием мультимедиа.
1 группа – Слайды 5-10.
Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?
2 группа – Слайды 11,12
3 группа – Слайды 13,14
4 группа – Слайд 15.
Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?
ПУСТЫНЯ | ||
Географическое положение | Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы. | |
Климат | Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами. | Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней. |
Растительный мир | Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул. | |
Животный мир | Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд. | |
Деятельность человека | Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие, |
Дополнительное задание для двух групп включало в себя задания на карточках: Приложение 4.
Выделите особенности растений: Растения (по высоте) _____________. Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни. Листья растений похожи на _________. Растения появляются только во время _____________. |
Выделите особенности животного мира: Животные (по размерам) __________. Передвигаются ________. Окраска ___________ цвета. Ведут ________ образ жизни. |
VII. Подведение итогов.
Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)
Графический диктант:
- Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
- У растений ствол длиннее корня.(-)
- Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)
- Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)
- Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)
- Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)
- В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)
- Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)
- Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)
- В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)
Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого не ошибок? 1-2 ошибки?
А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Мы знаем, что обозначают эти слова. Правильно ли мы составили рассказ в начале урока? Что бы вы изменили в рассказе?
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание.
Ребусы, кроссворды на тему пустыни. Проверить по учебнику, все ли данные вы внесли в таблицу.
X. Дополнительно.
Повторение по таблице данных о зоне Пустынь. Слайд 16.