Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок у детей с ЗПР. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.
По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте, а дети с задержкой психического развития – от 3 до 22% орфограмм.
При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограмм.
В соответствии с этим я поставила перед собой цель – выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости у учащихся с задержкой психического развития; создать систему упражнений для ее выработки; проверить эффективность методики посредством экспериментальной работы в школе.
В связи с этим был разработан комплекс заданий, направленных на развитие орфографической зоркости.
Была поставлена задача: «С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»
Я считаю, прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове: приучить к самоконтролю.
Упражнения и задания отбирались мной с учетом следующих условий:
- соответствие программным требованиям формирования орфографической грамотности у учащихся 2 класса (КРО);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- соблюдение требований при подборе заданий с элементами самоконтроля.
В соответствии с этим в уроки русского языка я включала задания и упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости, которые предлагаю коллегам:
I. Комментированное письмо
Методический приём “комментированного письма” заключается в следующем:
- учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;
- один из учеников громко проговаривает слово по слогам орфографически, никто не пишет;
- затем он объясняет правописание слова, учащиеся записывают;
- далее – ученики ещё раз внимательно следят за комментированием, проверяя свои записи в области грамматики;
- если комментирующий ученик затрудняется, ему помогает другой учащийся.
Такой вид деятельности позволяет уже на ранних этапах закладывать своеобразный фундамент предупреждения ошибок, а в конечном итоге – грамотного письма. Это благотворно сказывается на внутреннем состоянии ребёнка. Создание ситуации успеха способствует продвижению ребёнка в личностном развитии. Кроме того, комментированное письмо помогает реализовать процесс повторения пройденного материала, что способствует переходу изучаемого материала из кратковременной памяти в долговременную.
II. Работа с «орфографической тетрадью»
Чтобы закрепить полученные детьми знания, научить их решать грамматические задачи в органической связи с орфографическими, в действие ввожу работу с “Орфографической тетрадью.” Цель ее – тренинг дома. Форма работы – серии заданий с различной орфографической задачей, например, правописание безударных гласных в корне слова имён прилагательных, глаголов, существительных... Объём – 10-11 слов, словосочетаний.
В чем я вижу положительные моменты в работе с тетрадью:
- осуществление обратной связи;
- закрепление пройденного материала;
- накопляемость отметок;
- взаимосвязь с родителями.
III. Работа с тестами
Государственным стандартом не предусмотрена работа с тестами в классах КРО, но я предлагаю её ребятам в качестве знакомства с данным видом деятельности, корректируя материал и составляя его с учетом того, что:
- объем и уровень сложности теста должен быть ниже стандартного;
- тестовые задания охватывают материал, пройденный за несколько последних уроков.
IV. Индивидуальные коррекционные занятия
Для достижения поставленной цели, мною ведётся курс индивидуальных коррекционных занятий, содержание которых основывается на методике "зрительных диктантов".
Учитывая характерные особенности детей в классах КРО, методика диктантов была скорректирована с учетом поставленных задач:
- развитие оперативной памяти;
- расширение словарного запаса;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие речи, внимания, мышления.
V. Орфографическая зарядка
С целью формирования орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия, я каждый урок начинаю с «орфографической зарядки». Она занимает 5-6 минут урока. В 1 классе – 3 раздела, во 2-4 классах – 10 разделов. В каждом разделе по 8 групп слов и словосочетаний.
Работа по каждому разделу проводится следующим образом.
1. Подготовительно-ознакомительный этап – первая группа слов:
- чтение слов и словосочетаний записанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически;
- установление разницы в произношении и написании;
- объяснение орфограмм
Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты. - Какую букву надо проверить при письме и почему?
- Как эту букву проверить?
- Можно ли эту букву проверить?
2. Тренировочный этап (вторая – четвёртая группы слов): на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.
Груш.(мн.ч.), ч.гунок, лос., Ж(ж)учка, задач., К(к)оля, Щ(щ)укин, сне., сн..пы, б.лет.
– Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
3. Закрепительный этап (пятая – шестая группа слов): на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение способствует формированию умения выделять орфограммы. Так же, этот этап можно использовать для выделения орфограмм на слух.
Грибочки. Трость, очки. Ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.
– Найдите ошибкоопасные места в словах. Объясните их правописание.
4. Контрольно-диагностический этап (седьмая-восьмая группа слов).
Седьмую группу слов дети пишут под диктовку: билет, прачка, окуньки, моржи. Надя, наши. Пищу, слоны, смешить, грибной.
В восьмой группе исправляют ошибки в словах: ночька, бирёза, белет, лёт, ужынать, трова, гузель, кричят, гарох.
На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Так, один ученик работает у доски, учитель проверяет его работу (может проверить и сильный ученик), остальные сверяют свои записи и исправляют орфографические ошибки. Затем по шкале «грамотности» каждый ученик сам определяет набранный им балл:
– Подсчитайте количество допущенных ошибок: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
– Поставьте себе предварительную оценку. (Приложение 1)
VI. Приём поиска орфограмм в «чистом» тексте
Этот приём заключается в следующем: даётся карточка, которая состоит из двух частей – текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа – это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.
Предлагаемые карточки позволяют:
- развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
- самостоятельно проверить результат работы;
- видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для болезненно реагирующих учащихся, на указанные учителем его ошибки.
Специально ставилась задача отбора текстов для карточек. Требования подбора следующие:
- Мнемонический характер текста. Это значит, что материал не только впрямую, но и на подсознательном уровне способствовал усвоению орфограмм.
- Тексты должны быть привлекательны по содержанию. Это могут быть тексты юмористического плана, "истории" о правописании, тематика, интересная детям данного возраста (о животных, космосе и др.).
Такое разнообразие в выборе карточек с заданиями необходимо для создания условия включения в работу как можно большего числа детей с самыми разными способами реагирования на учебный материал. (Приложение 2)
VII. Прием какографии, т.е. неверного написания
Сущность использования данного приёма заключалась в следующем: учащимся давались упражнения (на уровне слова, предложения, текста), в которых заведомо были допущены ошибки. Перед тем, как данный приём начали применять на уроках русского языка, я вместе с учащимися разграничила понятия «описка» и детям объяснила, что
допущенные в книгах, журналах, газетах пропуски, замены и перестановки букв называются опечатками, их исправляют корректоры. В свою очередь ошибки возникают из-за того, что ученик не знает правило или вовремя не проверил орфограмму. Таким образом, учащимся стало понятно, что проверка должна состоять из двух шагов. Первый шаг – контроль написанного с точки зрения наличия описок, второй – с точки зрения наличия ошибок.
Используя приём какографии, я учитывала следующие требования:
- из упражнения обязательно исключать малознакомую детям лексику;
- упражнения не должны быть большого объёма;
- не следует предлагать много заданий подобного рода.
Кроме того, я соблюдала методическую постепенность, которая заключалась в том, что вначале предлагались ошибки на одно правило, а затем на несколько правил. Так же первоначально предлагались слова, затем предложения и, наконец, тексты. (Приложение 3)
VIII. Задания с выборочным ответом
Новый для учащихся вид работы, который тоже поможет им практически усвоить правописание различных орфограмм. Учащимся предлагается несколько слов с пропущенными буквами в корне. Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было написано правильно. К заданиям предлагаются 3-4 ответа, из которых правильным является только один.
Требуется:
- вставить пропущенные буквы сначала мысленно (в уме);
- объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;
- выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его название – «выборочный ответ»). (Приложение 4)
IX. Перфокарты
В своей работе для формирования орфографического самоконтроля использовала перфокарты. Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях – главное, дает возможность осуществлять на уроке обратную связь, т.к. учащиеся видят результаты своего труда не через несколько дней после его проведения, а на данном уроке. (Приложение 5)
X. Игровые задания
Учитывая возраст учеников их индивидуальные особенности, можно с уверенностью говорить о том, что метод познавательной игры будет являться мотивационным средством. Исходя из этих соображений, для достижения поставленной цели использовала игровые задания.
Игры составлялись с учетом направленности на выполнение действия самоконтроля. Время для игр отводилось не на определенном этапе урока, а в зависимости от поведения детей, т.е. я проводила подобные игры, видя, что у учащихся астенический синдром или отсутствие интереса. (Приложение 6)
XI. Загадки, пословицы, поговорки
В качестве дидактического материала можно использовать загадки, пословицы, поговорки. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Так же они имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).
Загадки, пословицы, поговорки подбираются с учётом изучаемых орфограмм.
На уроках предлагались разнообразные задания: списать с доски (под безударной гласной красный огонек); вставить пропущенную букву; подобрать родственное слово; подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную; выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, т.е. подчеркнуть гласную одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово, поставить в нем знак ударения, подчеркнуть ударную гласную двумя чертами, и в том, и в другом слове выделить корень. Такие задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу. (Приложение 7)
Важным моментом являлось то, что работы друг друга ученики проверяли ручкой зелёного цвета. После взаимопроверки тетради проверяла, используя традиционно красный цвет. Получив тетради после моей проверки, учащийся смотрел, совпадают ли результаты его проверки с результатами проверки учителя. Несовпадение наводило на мысль, что в следующий раз стоит быть более внимательным.
- Систематическая работа, основанная на использовании данных приемов, упражнений и заданий, дала положительные результаты:
- учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;
- достигли довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;
- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
Литература:
- Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/ Д.Н. Богоявленский// Начальная школа. 2003 , №4, 39 с.
- Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992, 306 с.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии/ В.Ф. Иванова – М.:Просвещение, 1982, 146 с.
- Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева , Светловская -М.: Просвещение, 1987, 267 с.