Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.
Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:
- сотрудничество ДОУ с музеями;
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:
- Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.
- Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, во своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
- Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.
Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа – «Здравствуй музей!», авторами которой являются А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 1), ориентированная на художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы.
Музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:
- музейные уроки/занятия и праздники в музее, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких занятиях дети совместно с родителями изготавливают игрушки);
- ролевые экскурсии и игровые методы;
- экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов);
- разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира;
- мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.
В настоящее время социальное партнерство является важным аспектом деятельности детских садов. Активно развивая идеи музейной педагогики, администрация и педагоги ГБДОУ №62 Приморского района Санкт-Петербурга «Золотая рыбка» при поддержке Администрации Приморского района проанализировали альтернативные музейно-педагогические программы, предлагаемые Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, обладающими большим опытом работы с разновозрастной аудиторией, широкими экспозиционными возможностями, высокопрофессиональными кадрами и организационно-творческими контактами с педагогическими учреждениями.
Выбор был остановлен на проекте «Русский музей: виртуальный филиал». Это масштабный международный проект, воплощающий идею доступности крупнейшей в мире коллекции русского искусства. География проекта постоянно расширяется и охватывает как Россию, так и зарубежные страны. Детский сад в Санкт-Петербурге стал первым дошкольным образовательным учреждением среди виртуальных филиалов. На сегодняшний день открыто 100 центров «Русский музей: виртуальный филиал» (68 центров в России, 31 – за рубежом и 1 – на полярной станции в Антарктиде).
Важно отметить, что данная форма сотрудничества с Русским музеем возможна при соблюдении ряда требований:
- наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой;
- высокоскоростной Интернет;
- доступность для посетителей.
Немало важной частью работы музейного педагога является:
- отчетность о работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» за предыдущий период (Приложение 2).
- планирование непосредственного вклада руководителя информационно-образовательно центра «Русский музей: виртуальный филиал» в распространение опыта работы музейного педагога (Приложение 3).
- отчет о мероприятиях в рамках повышение качества работы музейного педагога (Приложение 4).
- четкое перспективное планирование работы филиала (Приложение 5).
- организация проектной деятельности дошкольников (Приложение 6).
Организация проектной деятельности дошкольников:
- Проект «Мы любим рисовать!» (Приложение 7).
- Проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению детских сказок А. С. Пушкина «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» (Приложение 8).
- Проект «Басня коротка – искусство безгранично» (Приложение 11).
- Проект «Книжный мир» (Приложение 12).
- Проведение открытых занятий по музейной педагогике: «Образы зимы» (Приложение 9).
- Конспект занятия по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, через интеграцию художественно - эстетического и познавательно-речевого развития «Великие творения поэтов и художников» (Приложение 25).
Организация деятельности детей на площадке детского сада:
- Тема «Раскрасим все вокруг» (Приложение 10).
- Наблюдение за реакциями детей на экспозиции Русского музея (выводы, рекомендации) (Приложение 13).
- Фиксация наблюдений за реакциями детей при проведении занятий в компьютерном классе (Приложение 14).
- Формирование перспективного планирования по работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» (Приложение 15).
Проведение диагностики на начало года:
- Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников на начало года (начальный уровень) (Приложение 17).
- Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на начало года) (Приложение 18).
- Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста на начало года (начальный уровень) (Приложение 19).
Проведение диагностики на конец года:
- Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 20).
- Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 21).
- Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 22).
- Оформление сводной таблицы сравнения проведенной диагностики (Приложение 23).
- Оформление сводной гистограммы по диагностике детей старшего дошкольного возраста по программе «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 24).
Повышение педагогического уровня: написание статей, участие в конкурсах, конференциях, круглых столах.
Детский сад располагает конференц-залом для проведения мастер-классов и занятий, оборудованным компьютерным классом с отдельным входом, оснащенным пандусом и специальным лифтом для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Есть все основания полагать, что новый виртуальный филиал Русского музея станет просветительским центром для многих жителей Приморского района.
Открытие виртуального филиала Русского музея на базе детского сада содействует воспитанию подрастающего поколения, является инструментом успешной социализации и развития детей и способствует укреплению преемственность между дошкольными и образовательными учреждениями Приморского района.
Статья «Использование игровых педагогических технологий в работе музейного педагога в условиях ДОУ» (Приложение 16).
Литература:
- Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010, №6.
- Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. 2012, №2.
- Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6-7 лет :музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей!» /Авт. сост. : А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина и др. – СПб., 2010.
- Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. – М., 2010.
- Чуракова Н.А. В музее с Кронтильдой. – М., 2011.
- Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. – М., 2009.
- Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? – М., 2010.