Современная школа в свете меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя ДОУ к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей, предпосылок учебной деятельности, и, как следствие, формированию всесторонне развитой личности.
Возникший в 1920-х годах в США "Метод проектов", которому положил начало американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, и в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса [2]. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост – научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности. Именно для этого был выбран проект для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о районе?».
Обоснование проекта.
Дидактические цели проекта:
- Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.
- Формирование знаний о районе.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей.
Методические задачи проекта:
- Приобретение навыков самостоятельной работы.
- Развивать умение видеть проблему и наметить пути ее решения.
- Формировать навыки работы в команде.
- Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся знают, что:
- живут в городе Санкт-Петербурге;
- адрес, по которому проживают (улица, № дома, номер квартиры);
- ближайшее окружение (магазины, школа, детские игровые площадки, детская поликлиника и др.).
Учащиеся должны узнать:
- название района;
- историю района;
- исторические и памятные места в районе.
Найти информацию можно:
- спрость педагога;
- спросить у родителей (причем, активной стороной взаимодействия становится ребенок, он формулирует запрос к взрослому как носителю необходимой информации и опыта);
- в справочнике о районе;
- в энциклопедическом словаре;
- в Интернет.
Совместная деятельность педагога и воспитанников на всех этапах работы над проектом.
Была организована работа в центрах активности, проводилась совместная деятельность с детьми, организовывались активные экскурсии, прогулки и выезды выходного дня, подготавливались творческие домашние задания.
Проект можно назвать практико-ориентированным, исследовательским и творческим одновременно. Групповой проект, так как укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Поможет развить у детей недостающие навыки и умения.
В ходе реализации проекта дети получили знания:
- о местах отдыха, бала оформлена стенгазета;
- о памятных местах, организована экскурсия;
- о запретных местах в районе, опубликована памятка.
Занимались:
- рисованием рисунков «Цветы на клумбе рядом с домом» (Приложение 1);
- созданием макетов «Детская железная дорога», «Мой двор» (Приложение 1);
- созданием гаража из пластмассового конструктора «Гараж в моем дворе» (Приложение 1);
- презентацией рассказов о своем районе;
- созданием мини музея «Любимый город», «Природы».
Педагогом создано:
- анкета для детей и родителей «Я и мой район» (Приложение 3);
- составлена диагностическая карта (Приложение 4) по нравственно-патриотическому воспитанию детей;
- о достопримечательностях района, создана видео презентация (Приложение 5);
- серия занятий для младшего возраста с участием детей подготовительной группы: Занятие «Наш друг светофор» (Приложение 6), Занятие «Знай и почитай правила дорожного движения» (Приложение 7);
- серия эколого-ориентированных занятий по различным темам: «Берегите Землю Берегите», «Чудо дерево рябина», «Осень»;
- организация субботника не территории детского сада (Приложение 8);
- составлена картотека русских народных игр (Приложение 9);
- подготовлено литературное занятие контрастов «Берегите Землю! Берегите!» (Приложение 10).
Весь процесс планирования проходил совместно с детьми и их родителями.
Дети высказывали предложения, задавали вопросы, которые записывались педагогом на отдельный лист ватмана, который находился в доступном месте для обозрения родителям. После знакомства родителей с предложениями и вопросами детей, они сами выражали предложения по реализации проекта, организации экскурсий, проведению познавательных занятий и др.
I этап «Подготовительный»:
- Определение целей проекта.
- Создание информационной базы и подбор материалов по проекту.
- Составление понедельного планирования по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в центрах активности.
- Информирование и организация родителей для помощи в проведении данного проекта.
II этап «Основной»:
- Организация совместной деятельности взрослого (педагога) и детей с учетом интеграции образовательных областей.
- Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности.
- Организация взаимодействия со специалистами ГБДОУ по реализации мероприятий по проекту.
- Проведение совместных мероприятий с социальными партнерами.
Работа с родителями.
III этап «Заключительный».
Подведение итогов в виде проведения викторины «Я знаю свой район!»
Проект заинтересовал детей (Приложение 12). Родители приняли активное участие (Приложение 13) в его реализации, что помогало педагогу и детям. Тем самым проект перерос в долгосрочный (длился 3 месяца) и сменил название на «Моя Родина» (Приложение 11).
Список литературы:
- Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учеб.-метод. пособие. / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. Детство-Пресс, 2011.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.