Непосредственно образовательная деятельность (НОД) подготовка к обучению грамоте в старшей логопедической группе тема "Звуки [х],[х']"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (413 кБ)

Загрузить презентацию (555 кБ)


Цель: дифференциация  звуков [Х] [Х’] по акустическим признакам, развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять навык  звукового анализа слов.
  • Продолжать закреплять умение различать звуки [Х] [Х’] среди серии звуков, в  слогах, в словах.   
  • Формировать умения устанавливать последовательность звуков.
  • Упражнять в  делении слов на  слоги.
  • Закреплять навыки анализа структуры  предложения.
  • Развивать навык составления предложений, используя модели.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать  физиологическое и речевое дыхание, силу голоса: длительное произнесение слогов на выдохе с модулированием голоса.
  • Развивать общую  и мелкую моторику, пространственные представления.
  • Развивать  координацию речи и движений.
  • Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать положительную установку на участие в играх.
  • Воспитывать чувство коллективизма.
  • Воспитывать интерес к играм со звуками.

Оборудование: карточки-схемы, экран, паровозики, мяч, предметные  картинки, схемы слов, звуковички, экран, указка, семафорчики.

ХОД НОД

Этапы работы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I.

1

Организационный момент – Послушайте загадку

Загадка:

Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? за щекой!
Вот я хитренький какой.

 Стоят в кругу
Отгадывают – хомячок
II. Сообщение темы и целей:

1. Характеристика  артикуляционного уклада и акустических признаков

2. Развивать фонематического слуха.

3. Развивать навыки фонематического анализа.

Развивать пространственные представления

4. Упражнять в употреблении слов в родительном падеже.

5. Закреплять навык  звукового анализа и синтеза на слух слияний звуков.

6. Развивать логику

– Сегодня мы будем играть со  звуками вместе с Хомячком
Игра «Услышь звук» Послушайте слова и скажите, какой звук встречается в начале  слов?
Холодильник, хлеб, хобот, хомяк, халат
Произнесение звука
– При произнесении воздух встречает преграды или нет?
– Какая преграда встречается?

– Какой это звук гласный или согласный?
– Какой это звук звонкий или глухой?
– Твердый или мягкий?
– Замечательно, посмотрите на доску
Выставление схемы звука – звуковичка (синего цвета)
– А какой звук встречается в начале этих слов: Хижина, химия, хищник, хитрить.
– Какая преграда встречается?

– Какой это звук гласный или согласный?
– Какой это звук звонкий или глухой?
– Твердый или мягкий?

– Замечательно, посмотрите на доску, здесь размещены картинки.

Выставление схемы звука – звуковичка (Зеленого цвета)

Игра: «Сигнальщики»  среди звуков, в слогах словах
ДТПХЬ, ФПКЬХ, ШКХК,
ПЯ, ОК, ХА; ФО, КУ, ХИ, АК, ОП,ОХЬ.
Хлеб, носок, хомяк, фишка, орехи, кот, муха, уха, каша, петухи

Игра «Домики» (слова со звуками Х, ХЬ) муха, холодильник, орехи, горох, хлеб, петух.
Тарелочки поставили в верхний левый угол стола.

Игра « День ночь?»
Перечисляет называние картинок.  Посмотрите еще раз на картинки внимательно и запомните их.
«Чего не стало?»

В слове … звук есть?
На каком месте находится звук Х – в начале слова, в конце или в середине слова?
В слове … звук Х есть?
На каком месте находится звук Х в начале слова, в конце или в середине слова?
В слове звук Х есть?
На каком месте находится звук Х в начале слова, в конце или в середине слова?
.На каком месте звук  Х в этом слове.
Хомячок хочет поиграть с нами

Игра с мячом«Доскажи словечко»:

Ха-ха-ха – из рыбы варится… (уха)
Ху-ху-ху – дружно съели мы … (уху)
Хи-хи-хи – подрались  наши … (петухи)
Ух-ух-ух – утром будит нас … (петух)
Ах-ах-ах – сидят птицы на … (дубах)
Ох-ох-ох – баба сеяла … (горох)
Ох-ох-ох – на полях растет … (горох)

Сидят за столами  слушают
Часто встречается в начале слов звук [Х]


ХХХХХ
Да есть
Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка выгнута горочкой. Образуется смычка между небом и спинкой языка.
Когласный
Глухой 
Твердый – на схеме мы его обозначаем, синим

цветом.

ХЬ
Кончик языка прижат к нижним зубам , спинка выгнута горочкой. Образуется смычка между небом и спинкой языка
Ссогласный
Глухой 
Мягкий – на схеме мы его обозначаем, зеленым цветом.

Показывают семафор нужного цвета

 

 

Делят слова на слоги – хлопками показывают домик с необходимым количеством окошек

 

 

 

запоминают

Картинки размещают по нужной схемой
выполняют задание

Закрывают глаза
Открывают глаза, и один говорит: «не стало …»

звук Х находится середине слова.

звук Х находится в конце слова.
звук Х находится в начале слова.

 

 

Заканчивают словом, которое подходит по рифме

III. Развивать координации речи и движений. Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать
Все ребята по порядку
Сейчас сделают зарядку.
надуваем щеки как хомяк
гладим себя по бокам
потягиваемся
действия согласно текста
имитация-подметаем
шагают
показывываем – упражнения
показывают силу
далее – зарядка
IV  Формировать умения устанавливать последовательность звуков в слове.
Звуковой анализ.
Выкладывание схемы слова Хомка
Какой первый звук, характеристика его? И тд
Хомка выкладывают в паровозиках
V Развивать внимание и память, логику
Развивать навык составления предложений, используя модели;

Закреплять анализа структуры предложения.

Хомячок хочет, чтобы мы с вами придумали про него предложение.
Составление предложений про хомячка посмотрите на модели и составьте  по одному предложению, старайтесь не повторяться.
Выберем предложение и составим схему, 
какое первое слово в предложении ит д , сколько слов в предложении.

Игра «Паровозики»

паровозики убираем в верхний левый угол стола.

придумывают предложения
выкладывают схему предложения.
называют слова и считают количество  их в предложении
проговаривают: 1слово в предложении… 2 слово в предложении…
считают слова в предложении
VI Итог – Кто с нами играл?
– С какими звуками мы играли?
– Какие игры понравились?
– Вы все были внимательны, хорошо работали, звездочки заработали
рассказывают.
отвечают на вопросы полным предложением.
VII Поощрение Раскраска – хомячок Уносят в шкафчики

Используемая литература:

1. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
2. А.В.Никитина «33 лексические темы»
3. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
4. Е.В.Бородина «Использование моделирования  и символики  при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»