Цель: дифференциация звуков [Х] [Х’] по акустическим признакам, развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять навык звукового анализа слов.
- Продолжать закреплять умение различать звуки [Х] [Х’] среди серии звуков, в слогах, в словах.
- Формировать умения устанавливать последовательность звуков.
- Упражнять в делении слов на слоги.
- Закреплять навыки анализа структуры предложения.
- Развивать навык составления предложений, используя модели.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса: длительное произнесение слогов на выдохе с модулированием голоса.
- Развивать общую и мелкую моторику, пространственные представления.
- Развивать координацию речи и движений.
- Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать положительную установку на участие в играх.
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Воспитывать интерес к играм со звуками.
Оборудование: карточки-схемы, экран, паровозики, мяч, предметные картинки, схемы слов, звуковички, экран, указка, семафорчики.
ХОД НОД
№ |
Этапы работы |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
I. 1 |
Организационный момент | – Послушайте загадку Загадка: Я устраиваюсь ловко, |
Стоят в кругу Отгадывают – хомячок |
II. | Сообщение темы и целей: 1. Характеристика артикуляционного уклада и акустических признаков 2. Развивать фонематического слуха. 3. Развивать навыки фонематического анализа. Развивать пространственные представления 4. Упражнять в употреблении слов в родительном падеже. 5. Закреплять навык звукового анализа и синтеза на слух слияний звуков. 6. Развивать логику |
– Сегодня мы будем играть со звуками
вместе с Хомячком Игра «Услышь звук» Послушайте слова и скажите, какой звук встречается в начале слов? Холодильник, хлеб, хобот, хомяк, халат Произнесение звука – При произнесении воздух встречает преграды или нет? – Какая преграда встречается? – Какой это звук гласный или согласный? – Какой это звук звонкий или глухой? – Твердый или мягкий? – Замечательно, посмотрите на доску Выставление схемы звука – звуковичка (синего цвета) – А какой звук встречается в начале этих слов: Хижина, химия, хищник, хитрить. – Какая преграда встречается? – Какой это звук гласный или согласный? – Какой это звук звонкий или глухой? – Твердый или мягкий? – Замечательно, посмотрите на доску, здесь размещены картинки. Выставление схемы звука – звуковичка (Зеленого цвета) Игра: «Сигнальщики» среди звуков, в
слогах словах Игра «Домики» (слова со звуками Х, ХЬ)
муха, холодильник, орехи, горох, хлеб, петух. Игра « День ночь?» В слове … звук есть? Игра с мячом«Доскажи словечко»: Ха-ха-ха – из рыбы варится… (уха) |
Сидят за столами слушают Часто встречается в начале слов звук [Х]
Показывают семафор нужного цвета
Делят слова на слоги – хлопками показывают домик с необходимым количеством окошек
запоминают Картинки размещают по нужной схемой Закрывают глаза звук Х находится середине слова. звук Х находится в конце слова.
Заканчивают словом, которое подходит по рифме |
III. | Развивать координации речи и движений. | Хомка-хомка хомячок Полосатенький бочок Хомка рано встает Щечки моет, глазки трет Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. Раз два три четыре пять Хомка сильным хочет стать Все ребята по порядку Сейчас сделают зарядку. |
надуваем щеки как хомяк гладим себя по бокам потягиваемся действия согласно текста имитация-подметаем шагают показывываем – упражнения показывают силу далее – зарядка |
IV | Формировать умения устанавливать
последовательность звуков в слове. Звуковой анализ. |
Выкладывание схемы слова Хомка Какой первый звук, характеристика его? И тд |
Хомка выкладывают в паровозиках |
V | Развивать внимание и память, логику Развивать навык составления предложений, используя модели; Закреплять анализа структуры предложения. |
Хомячок хочет, чтобы мы с вами придумали
про него предложение. Составление предложений про хомячка посмотрите на модели и составьте по одному предложению, старайтесь не повторяться. Выберем предложение и составим схему, какое первое слово в предложении ит д , сколько слов в предложении. Игра «Паровозики» паровозики убираем в верхний левый угол стола. |
придумывают предложения выкладывают схему предложения. называют слова и считают количество их в предложении проговаривают: 1слово в предложении… 2 слово в предложении… считают слова в предложении |
VI | Итог | – Кто с нами играл? – С какими звуками мы играли? – Какие игры понравились? – Вы все были внимательны, хорошо работали, звездочки заработали |
рассказывают. отвечают на вопросы полным предложением. |
VII | Поощрение | Раскраска – хомячок | Уносят в шкафчики |
Используемая литература:
1. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова,
Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
2. А.В.Никитина «33 лексические темы»
3. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у
детей дошкольного возраста»
4. Е.В.Бородина «Использование
моделирования и символики при подготовке
дошкольников обучению грамоте в условиях
детского сада»