Одна из составляющих творческих способностей человека – умение классифицировать объекты по самостоятельно заданному основанию. Воспитывая в дошкольном учреждении гармоничную личность, и развивая у нее классификационные способности, нельзя обойти своим вниманием музыкальное воспитание, а если более конкретно, то раздел “Восприятие музыки”. Восприятие детьми музыкальных произведений не только раздвигает пределы жизненного опыта детей, но и обогащает их новым видением явлений действительности и новым отношением к ним.
Однако часто у детей возникают трудности в умении сравнивать объекты музыкального мира (музыкальные произведения, музыкальные инструменты) по различным показателям, выделять главное и второстепенное, создавать свой вариант классификации по разнообразным основаниям. Возникают такие трудности и у наших ребят. Слушая на музыкальных занятиях и в повседневной деятельности произведения различных жанров, композиторов и эпох, стали отмечать для себя, насколько ограничен музыкальный словарь детей, с помощью которого они могли охарактеризовать музыкальное произведение. Насколько неуверенным, потерянным выглядит ребенок, который испытывает эмоциональный подъем, но не может развернуто и доказательно выразить свои эстетические суждения. Наши опасения по данному вопросу подтвердила и диагностика, проведенная в подготовительной группе.
На начало подготовительной группы уровень развития классификационных способностей в разделе “Восприятие музыки” оказался недостаточно высок. Диагностика выявила такие недостатки, как:
- недостаточно богатый эмоциональный словарь детей;
- трудность в эстетической оценке прослушанных музыкальных произведений;
- трудность в умении дифференцированно воспринимать музыкальное произведение;
- трудность в умении сравнивать, обобщать и различать музыкальные произведения.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости некоторого изменения направления работы по развитию классификационных способностей в разделе “Восприятие музыки”. На наш взгляд, наиболее эффективным решением данной проблемы является применение в работе с дошкольниками методов и приемов ТРИЗ.
Опираясь на результаты диагностики, и на наблюдения за детьми, практическую работу с детьми мы начали с постановки целей и задач.
Цель: развивать классификационные способности детей старшего дошкольного возраста в разделе “Восприятие музыки” средствами ТРИЗ – технологии.
Задачи:
- учить детей воспринимать форму музыкального произведения, освоить понятия “одночастная”, “двухчастная”, “трехчастная” музыка;
- учить детей воспринимать и узнавать тембры звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра:
- деревянно-духовые (флейта, кларнет, фагот, гобой);
- медно-духовые (валторна, труба);
- струнно-смычковые (скрипка, виолончель, контрабас);
- клавишные (рояль, пианино);
- ударные (тарелки, треугольник, барабан, бубен).
- учить детей умению рассматривать музыкальное произведение по набору признаков его характеризующих;
- обогащать музыкальный словарь детей;
- развивать музыкальное мышление; - развивать творческое воображение, являющееся основой творческого слышания музыки.
Для работы выбрали следующие методы ТРИЗ:
- метод дихотомии;
- метод колец Луллия.
Теперь немного подробнее о каждом из методов.
Метод дихотомии. В традиционной педагогике работа с творческой задачей сводится к инсайту (озарению), интуиции или перебору вариантов, что в конечном итоге является крайне неэффективным мыслительным действием.
Мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи.
В ТРИЗ - педагогике выработаны определенные правила обучения детей работе с открытыми задачами. Одно из них сводится к тому, что решатель не перебирает все возможные варианты, а должен уметь отсекать заведомо ненужные признаки объектов.
Метод колец Луллия. Метод направлен на уточнение знаний дошкольников в различных музыкальных областях, а также позволяет развивать вариативность воображаемых образов.
Нами были подобраны картинки для работы с кольцами Луллия по разделу “Восприятие”, это: композиторы (по программе возраста), иллюстрации к изучаемым музыкальным произведениям, жанры (в виде символов), структура (в виде символов), характер (в виде мимических картинок), динамические оттенки, музыкальные инструменты.
После того, как для нашей работы были определены основные методы ТРИЗ, перед нами встала проблема, как поддерживать интерес детей к играм, как сделать так, чтобы дети самостоятельно играли. Необходимо было их заинтересовать. И здесь важным условием при усвоении материала стало создание наглядных средств обучения. Мы пришли к выводу, что привлечение детей к обсуждению тех или иных условных обозначений приведет нас к лучшим результатам.
Вместе с детьми мы придумывали и рисовали условные обозначения признаков музыкального произведения. Все это происходило в игровой форме, и вызывало неподдельный интерес со стороны детей.
Нами были отобраны лишь некоторые из существующих методов ТРИЗ, как лучшие средства для развития мыслительных операций.
Наша гипотеза заключается в том, что при системной работе с такими методами, как кольца Луллия и метод дихотомии у детей быстрее и качественнее формируются классификационные способности при ознакомлении с миром музыки.
Для нашей работы с детьми мы подобрали ряд музыкальных игр и музыкально-игровых упражнений, направленных на последовательное решение поставленных перед нами задач.
Некоторые из выбранных нами игр мы видоизменили для наших детей, опираясь, в первую очередь, на индивидуальные особенности ребят. Например, в игре “Теремок”, направленной на обучение детей сравнивать объекты по различным признакам, в качестве объектов мы стали использовать не только музыкальные инструменты, но и музыкальные произведения.
В игре “Да - нет”, направленной на формирование у детей умений рассматривать музыкальное произведение по набору признаков ее характеризующих, мы видоизменили и детализировали некоторые пункты классификационной схемы, и разработали подробную классификационную схему в разделе “Пение”.
Игра “Да - нет”
Цель: Учить детей определять основные показатели музыкального произведения.
Игру “Да - Нет” на музыкальных занятиях мы используем на загаданный объект, на загаданное музыкальное произведение, на неизвестное слово. Суть ее – отгадывание объекта с помощью вопросов, сужающих поле поиска.
Ознакомление с игрой “Да - Нет” началось с создания музыкальной таблицы имен – признаков, где символы к музыкальным признакам разрабатывали сами дети. Составление таблицы велось последовательно от занятия к занятию.
Последовательность составления таблицы:
1. На первом занятии мы выяснили с ребятами, что музыка может звучать в песнях, танцах, маршах и произведениях для слушания.
2. На втором занятии усвоили, что песни, танцы, марши и произведения для слушания могут быть созданы отечественными и зарубежными композиторами.
3. На следующем занятии мы делили музыку на авторскую и народную.
4. Следующий этап был посвящен структуре музыкального произведения. Этот этап оказался достаточно трудоемким, так как детям предстояло познакомиться с большим объемом музыкальных произведений, различных по количеству частей.
5. Далее мы уделили время такому музыкальному понятию, как “темп”. Этот этап работы оказался наиболее легким, так как дети свободно разбирались в понятиях “медленно – умеренно - быстро”.
6. Затем мы выяснили, что музыкальные произведения могут быть исполнены разным количеством людей. Для этого важно было познакомить детей с понятиями “солист”, “хор”, “оркестр”. И как следствие, выделить два вида оркестра “симфонический”, “народный”.
7. Следующие занятия были посвящены музыкальным инструментам, которые мы классифицировали по следующим группам: “струнно-смычковая”, “струнно-щипковая”, “деревянно-духовая”, “медно-духовая”, “ударная”, “клавишно-ударная”.
8. Завершающим этапом были занятия по выявлению характера музыкального произведения.
Каждый раз, прежде чем мы открывали новую подсистему в нашей таблице, обязательно закрепляли пройденный материал.
Такие игры мы проводим как часть музыкального занятия, а дети с удовольствием играют в “Да - Нет” на музыкальных развлечениях и в свободное от занятий время.
Результат нашей работы состоит в том, что дети усваивают классификационную структуру музыки, учатся слушать и анализировать ответы и вопросы других детей. В ходе нашей работы у детей сформировались такие важные качества, как наблюдательность, сообразительность, познавательная активность.
Игра с помощью колец Луллия
Нами была создана картотека игр с помощью колец Луллия. Вот один из вариантов применения колец Луллия.
Цель: Закрепить знания о динамике различных частей музыкального произведения.
1 кольцо: Части музыкального произведения (в виде цифр или геометрических фигур).
2 кольцо: Иллюстрации к музыкальным произведениям.
3 кольцо: Динамические оттенки (f, mf, p, mp и т.д.).
Задание: После прослушивания знакомого произведения на кольцах совместить нужные сектора.
Положительно то, что кольца Луллия можно использовать во всех разделах музыкального занятия, как новый игровой элемент, так и на заключительном этапе работы.
Кроме этого, мы вводили в совместную деятельность занятия и другие отобранные нами музыкальные игры и музыкально-игровые упражнения, это:
- игра “Наоборот”, направленная на закрепление словарного запаса, музыкальных терминов;
- игра “Узнай свой инструмент”, направленная на закрепление знаний о классификации музыкальных инструментов;
- игра “Волшебный светофор”, направленная на обучение детей определять надсистему объекта (красный кружок), функции объекта (желтый кружок) и его подсистему (зеленый кружок);
- игра “Теремок”, направленная на обучение детей сравнивать объекты по различным признакам.
Использовали игры как часть занятия, а также в свободной деятельности, что приносило хорошие результаты при развитии классификационных способностей в разделе “Восприятие музыки”.
Вышеперечисленные игры мы применяем в соответствии с перспективным планом.
Ведение нами системной работы по развитию классификационных способностей детей с использованием выбранных игр в разделе “Восприятие музыки” позволило детям:
- научиться системно думать об объекте,
- выделять главное и второстепенное;
- строить различного типа классификации.
Таким образом, результатом проделанной нами работы явилось повышение уровня развития классификационных способностей детей подготовительной группы в разделе “Восприятие музыки”.
Перспективы дальнейшей работы видим в усовершенствовании и более глубокой детализации наших разработок для последующей апробации в среднем дошкольном возрасте.