Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
- Деятельностная цель: формирование у учащихся умений самостоятельно строить и применять новое знание (деление с остатком).
- Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
- Образовательные:
- актуализировать знание эталонов:
- умножения на однозначное число,
- деления двузначного на однозначное число,
- связи умножения и деления,
- деления двузначного на двузначное число,
- деления суммы на число,
- умножения суммы на число,
- деления двузначного на двузначное;
- совершенствовать вычислительные навыки.
- актуализировать знание эталонов:
- Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;
- развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез;
- развивать умение рассуждать;
- развивать адекватную самооценку, сопереживания за других, выдержку, самообладание, целеустремленность;
- развивать волевую саморегуляцию – способность к преодолению препятствий;
- развивать когнитивные способности:
- самостоятельное выделение и формулирование цели, информации,
- умение адекватно, осознанно строить высказывания в устной и письменной речи,
- постановка и формулирование учебной проблемы,
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- действие со знаково-символическими средствами.
- Воспитательные:
- воспитывать чувства взаимопомощи; работать в коллективе, самоконтроль;
- формировать интерес к новому;
- формировать умения слушать и понимать речь других.
Технологии используемые на уроке:
- технология деятельностного метода по Петерсон Л.Г. – групповые технологии;
- ИКТ технологии;
- технология уровневой дифференциации обучения;
- игровые технологии;
- здоровье сберегающая технология.
Оборудование:
- учебник «Математика» 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др.
- презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка
- эталоны к уроку « Построй свою математику»
- смайлики к уроку « Учимся учиться»
- карточки с заданиями для индивидуальной, групповой работы
- демонстрационный наглядный материал
Делим солнце! Чур, на всех!
Делим дождик! Чур, на всех!
Но часто получается, не делится на всех.
Разделим то, что делится,
А он пусть останется!
Ведь ничего не сделаешь,
Так в жизни получается.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
«Не по чужой, по доброй воле, он стал разумен и велик». (Слайд 1)
– Ребята! А как вы думаете, о ком так говорят? (Ответы
детей)
– Да, действительно. Это сказано о великом
человеке. О Ломоносове М.В. (Слайды 2-3).
– А кто из вас хочет стать разумным и великим? Что
для этого надо сделать? (Выход на ответ –
познавать, узнавать)
– Значит, вперед! Сегодня мы будем много
исследовать, и открывать новые знания!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения
– Откройте свои журналы для исследований. Возьмите лист для исследований. Записываем ответы. (Слайд 4) (Одновременно показывая карточку с ответом учителю)
– увеличьте 12 в 4 раза
– уменьшите 48 в 3 раза
– Ломоносов закупил для опытов 16 пробирок для
соли, а для воды 80 пробирок. На сколько больше
пробирок он закупил для воды, чем для соли?
– делимое 88, делитель 11, чему равно частное?
– из 96 вычесть произведение чисел 7 и 8
– 1/8 часть площади стола у М.В. составляет 4дм.кв. и
занята книгами. Чему равна площадь всего стола?
– Ребята, откройте учебник на стр. 24 и найдите похожую задачу. Сегодня дома вы будете выполнять эту задачу. Продолжаем устный счет.
– за 4 дня Михайло Ломоносов изучил28 букв
латинского алфавита. Сколько букв он изучит за 3
дня?
– сумму чисел 60 и 40 уменьшите на произведение
чисел 11 и 4
– я загадала число: в нем 4 ед. 1 разряда, а единиц 2
разряда в 2 раза меньше. Что это за число?
Возьмите звездочку, кто выполнил устный счет без ошибок.
– Расположите ответы в порядке возрастания.
– Найдите числа кратные числу 8.
– Все ли числа кратны 8?
Фиксация затруднения.
– Какое число вызвало затруднение? (21)
– Остальные числа соответствуют букве. Что это
за слово? (Философы)
8, 16, 21 24, 32, 40, 48, 56, 64,
Ф и л о с о ф ы
Компьютер выключается, а числовой ряд отображен на доске.
3. Выявление места и причины затруднения
– Запишем этот пример, мои дорогие философы. (21 :
8). Можем ли мы его решить? (Ответы детей: я не
могу, а если могу, то не могу обосновать ответ)
– Так, значит, что мы сейчас должны сделать? (Остановиться
и подумать).
– Давайте, вспомним, а какие знания мы применяли
сегодня? (Алгоритмы деления 2:1; увеличение и
уменьшения на несколько единиц; нахождение
частного по знакомому делимому и делителю;
увеличение и уменьшения в несколько раз; связь
умножения и деления; деления двузначного на
двузначное)
– Почему не смогли разделить? (Не знаем эталона
деления с остатком)
– Прочитаем имя урока. Какое слово зашифровано? (Остаток)
4. Построение проекта и выход из затруднения
– Значит, какая будет цель? (Узнать эталон деления с остатком)
Наш 1 шаг: вспомнить знакомые эталоны.
Наш 2 шаг: проанализировать,
откорректировать и применить к новому.
5. Реализация построения проекта
– Сегодня мы будем работать в группах по этому плану.
Идет работа в группах; проверка и защита проекта от групп. Выводим новый эталон:
При делении а : в устанавливается,
сколько раз по в содержится в а.
Делимое равно произведению делителя и частного +
остаток (остаток меньше делителя)
а = в . с + r (rменьше в)
– Молодцы! Мои дорогие маленькие философы! Я думаю, что М.В. был бы за вас рад! Потрудились вы на славу, пора и отдохнуть!
Физическая минутка
Вы сегодня потрудились для души,
До чего же вы, ребята, хороши,
А сейчас мы все немного отдохнем
И работать с новой силою начнем.
Вспомним мы Михайло и дорогу.
(поднимаем ноги, шагаем)
Ничему не удивляйтесь,
Вот сейчас, там обоз в снегу увяз.
Мы поможем, вытащим из снега
(наклоны вперед)
Ой, снежок попал в сапог.
Попрыгаем на ножке правой, левой понемножку
(прыгаем)
Улыбнемся мы друг другу!
Пальчики замерзли?
Посгибаем по порядку пальцы правой, левой рук
(сгибаем пальчики)
Не коснется нас недуг!
До Москвы мы добрались
(руки вверх)
В класс вернулись, потянулись!
Друг на друга посмотрели,
А потом все дружно сели!
6. Первичное закрепление
– А как, вы думаете, мои маленькие философы,
достаточно ли имеющегося эталона у нас?
– Давайте ответим на этот вопрос, поработав в
учебнике – нашем друге и помощнике (стр. 24 2
– 1, 2, 3 примеры).
7 : 3 (надо узнать сколько раз по 3 содержится в 7 (2 раза + остаток 1). Проверяю: делимое 7 равно произведению делителя 3, частного 2 + остаток 1.
Такая работа проводится и с другими примерами.
– Молодцы! Кто комментировал примеры, возьмите звездочку. Думаю, что вы готовы проверить свои знания самостоятельно.
7. Самостоятельная работа по эталону
Карточка на каждого ученика по вариантам.
- самопроверка с учителем
- коррекция ошибок
– У кого нет ошибок, поставьте + и возьмите
звездочку
– У кого есть вопросы? Что не получилось? Сверим с
эталоном. А теперь у кого вопросы? Поставьте +
и возьмите звездочку.
– Ну, молодцы!
8. Включение в систему знаний
– Перед вами карточка с задачей, давайте прочитаем:
Во время эксперимента, который проводил М.В.
Ломоносов, он взял 68 медных шариков , 26
шариков расплавил, а остальные
разложил в 5 пробирок. Сколько шариков
получилось в каждой пробирке?
– Что известно в задаче? Постепенно на доске –
карточки (взял, расплавил, разложил)
– Что надо найти? (Сколько шариков в каждой
пробирке)
– Можем сразу ответить на вопрос задачи?
Почему? (Не знаем сколько шариков осталось,
когда 26 расплавил)
Задачу решает 1 человек с комментированием у
доски.
- 68 – 26 = 42 (ш.) – осталось, когда 26 расплавил.
- 42 : 5 = 8 ш. (ост. 2) – в каждой пробирке.
(Комментарий 2 действия: 42 без остатка не делится на 5; значит, узнаю сколько раз по 5 содержится в 42 (8 и 2 остаток). Проверяю: делимое 42 равно произведению делителя 5 и частного8 + остаток 2.
Ученик, который решал задачу, берет себе звездочку.
– Спасибо! Вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас для вас очень интересное задание. М.В. Ломоносов идя в Академию наук к студентам, рассыпал по дороге все заранее приготовленные задания. В результате, вот что получилось:
На доске примеры:
29 : 4 = 7 (ост. 1)
88 : 44 = 2
13 : 4 = 2 (ост. 5)
Найди ошибки, обоснуй.
Ученики, которые комментировали данное задание, берут звездочку.
9. Рефлексия учебной деятельности
– Какую цель ставили? (Научиться делить с
остатком)
– С какими затруднениями столкнулись? (Не
знали эталона)
– Какого результата достигли? (Вывели эталон,
применили)
– Кто в самостоятельной работе не выполнил
задание, а потом разобрался и исправил ошибки? (Похлопайте
в ладоши)
– Кто в работе выполнил все задания без ошибок? (Похлопайте
в ладоши)
– Кто смог составить эталон нового знания (Похлопайте
в ладоши)
– Вот это шквал аплодисментов! И я, и М.В. конечно
рады, что вы такие отличные
философы-исследователи!
– А, как вы считаете, надо ли потренироваться в
решении примеров на деление с остатком? Тогда –
домашнее задание. Если вы помните, первое я уже
задала. Какое? (Учебник стр.24 4)
– Второе задание творческое на выбор. (Составить
карточки для сам. работы)
1 карточка: примеры с остатком.
2 карточка: задача с остатком.
3 карточка: примеры и задача с остатком.
4 карточка: уравнение с остатком, задача с
остатком, примеры с остатком.
5 карточка: мое воображение.
– А теперь поднимите руки те, у кого 4-5 звездочек – эти ребята получают отметки «5», у кого 3 звездочки, получают – «4». Остальные постарайтесь потренироваться дома и на следующем уроке вы обязательно получите высокие отметки.
– Мои дорогие философы, вспомним еще раз имя урока: (см. Презентацию к уроку)
– Урок окончен. Спасибо за урок!