Слайд 1. Презентация
Слайд 2
Главная цель здоровьесберегающей работы:
- обеспечение и формирование психологического здоровья детей;
- выполнение возрастных задач развития.
Слайд 3
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в социуме, в процессе всей его жизнедеятельности.
Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Что же такое психологическое здоровье?
- это здоровое развитие личности;
- это адекватная реакция человека на те или иные события;
- это здоровое мироощущение и мировосприятие.
Слайд 4
Под возрастными задачами развития мы понимаем “достижения, которые ребенок должен приобрести на протяжении определенного возрастного этапа, чтобы полноценно прожить его и иметь возможность конструктивно развиваться в дальнейшем”.
Здоровьесберегающая работа нашего центра образования направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.
Мы должны постоянно и постепенно помогать взрослеть ребёнку, т.е. адаптироваться к этому большому миру, без отрицательных последствий для его психологического здоровья.
Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребёнка – они достаточно условны, но необходимы для организации практической работы с детьми в школе.
Слайд 5
Высший уровень: Креативный
Этот идеальный образ ребёнка-творца, достаточно редкий в реальной жизни. Это дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.
Средний уровень: Адаптивный
Это дети в целом адаптированы к социуму, но не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна.
Низший уровень: Дезадаптивный
К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся, во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению (конфликты со сверстниками, домашние капризы и т.д.).
Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это “удобные”, тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям.
Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги взрослых. С этими учащимися необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.
Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь учащимся.
Слайд 6
Ориентация учителей нашей школы на сохранение
и укрепление психологического здоровья
позволила определить основные задачи
психологической поддержки детей:
Слайд 7
Основу работы психологической службы в Центре образования составляет:
- психологическая диагностика
- коррекционно-развивающая работа, с детьми, нуждающимися в психологической поддержке.
Данные виды работы позволяют выявлять особенности психического развития каждого ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.
При исследовании психического развития младших школьников особое внимание уделяется процессам мышления, внимания, памяти, контролю операций, мотивации, личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций.
Слайд 8
Все исследования в нашем Центре образования проводятся в 2 этапа: в начале учебного года и в конце, с использованием следующих методик:
- Методика “Заучивания 10 слов”.
- Методика “Исключение понятий”.
- Методика “Умозаключение по аналогии”.
- Методика “Обобщение”.
- Методика “Логичность умозаключений”.
- Методика “Мюнстенберга”.
- Методика “Исследования гибкости мышления”.
- Анкета “Нервно – психическое здоровье”.
- Методика “Проективный тест личностных отношений, социальных эмоции и ценностных ориентаций “Домики”.
- Методика “Опросник школьной тревожности” по Филлипсу.
- Методика “Оценка школьной мотивации”.
Слайд 9
В начале учебного года по результатам исследований формируются группы учащихся для коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся по программам сохранения и формирования психологического здоровья детей младшего школьного возраста:
- “Тропинка к своему Я” О.В. Хухлаевой.
- “Четыре путешествия” - психопрофилактических развивающих занятий в начальной школе.
- “Уроки добра” С.И. Семенака, которые формируют у детей доброжелательное поведение, навыки управления негативными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения.
- “Умные занятия: через игру к совершенству” Е. Синицыной.
В конце учебного года проводится заключительное исследование, которое позволяет выявить, каких результатов достигли учащиеся за год обучения, какова динамика развития познавательной и мотивационной сфер, эмоциональная и личностная направленность, а также для выявления эффективности развивающих занятий по данным программам формирования психологического здоровья.
В целом проделанная работа позволила разработать систему рекомендаций для всех участников образовательного процесса. (Приложение 1)
Слайд 10
Подлинная поддержка ребёнка учителем, родителем и психологом должна основываться на подчеркивании его положительных качеств, способностей и возможностей. Только тогда эта поддержка будет отвечать принципам здоровьесбережения, позволит полностью реализовать здоровьесберегающий компонент в образовательном процессе.
Таким образом, очень важно содружество “психолог-учитель-родитель-ребенок”.
Слайд 11
По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной...
Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами:
- самопонимания,
- самопринятия,
- саморазвития.
Формируется полноценная психологически здоровая личность.
Слайд 12. Портрет психологически здорового ребёнка
Вот так выглядит модель психологически здорового ребёнка. Это:
- активный,
- творческий,
- любознательный,
- инициативный,
- самостоятельный,
- доброжелательный,
- помогающий и уверенный в себе,
- открытый и сопереживающий.
Готовясь работать по новым образовательным стандартам и опираясь на портрет психологически здорового ребёнка, а также, изучив концепцию федеральных государственных стандартов образования, мы пришли к выводу, что портрет выпускника начальной школы в свете новых образовательных стандартов должен соответствовать следующим параметрам (характеристикам).
Портрет выпускника начальной школы (новые образовательные стандарты):
- деятельный и активный,
- креативный,
- любознательный,
- инициативный,
- уверенный в своих силах,
- открытый внешнему миру,
- доброжелательный и отзывчивый,
- положительно относящийся к себе,
- имеющий чувство собственного достоинства.
Проведя параллель между данными моделями, мы приходим к выводу, что психологическое здоровье ребёнка – это ключевой момент, отражающий целевые установки и требования новых образовательных стандартов и ведущий к успешной их реализации.
Слайд 13. Спасибо за внимание.