"Союзники!" Работа педагога-дошкольника с родителями как единый непрерывный процесс

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, педагог, взаимодействие с родителями, родители


Комментарий:

Знакомим малышей с “пятёрочкой” (группа № 5)
Мы в первый класс, а они в нашу любимую группу.
Пусть привыкают!

Под девизом “Видеть весь день и ребенка в этом дне ”

В ребенка-дошкольника современные тенденции общества пытаются вложить много и сразу. Психологи, педагоги, ученые своими работами стараются облегчить жизнь маленького растущего человечка и предлагают равномерно распределять его деятельность как физически, так и эмоционально. А для достижения цели - вместе – семья+ребенок+педагог.

А если это малыш, да не один, а много?! Я имею в виду группу детского сада. И философы настаивают, что мы педагоги... помощники родителям. Встает вопрос “ Как вовлечь непосредственных воспитателей, в воспитание и образование своего дитя?!” Информационная среда торопит, ежеминутно задавая маленькому человечку новые вопросы, на которые быстро хочется узнать ответ. С первых дней жизни ребенок воспринимает окружающий мир в не зависимости рядом мы или нет.

А нам уже четвертый год. И если семья относилась к воспитанию по принципу “Еще успеется”, малыш, не поняв “вчерашнего”, уже познает сегодняшнее, нарушая последовательность информации по нарастанию и усложнению, что обязательно сказывается на нравственном, эмоциональном и даже физическом развитии малыша.

И, конечно же, как для нас педагогов - дошкольников, так и для родителей, создание союза “семья + ребенок + педагог”, является одним из трудных, но важнейших направлений в воспитании и образовании будущего поколения. В практической же деятельности самого педагога пробел по этой проблеме, оставляет его один на один с ребенком. Можно конечно и без помощи семьи, через окрики, надрывы, отчаяния воспитателя и детей прийти к поставленной цели. Но, это нам с вами надо!?

Все, что происходит с детьми в детском саду - родителей должно интересовать, стремиться быть рядом не только физически, но и духовно.

Предлагаю как один из вариантов работу с родителями. Беспроигрышный!

Попробуйте!

С чего начать? С подачи ежедневной, доступной, позволяющей помочь, подсказать, научить пап и мам информации, о деятельности ребенка в дошкольном учреждении (чему обучали, что формировали, как это сделать дома).

Взрослые обязаны знать, что формирование таких качеств как - организованность, усидчивость, умение слышать и слушать, следить за своими принадлежностями, выполнять поручения, быть коммуникабельным, комфортным в социуме - это ПЕРВЫЙ и ГЛАВНЫЙ ЭТАП в воспитании и образовании будущего школьника.

“С семью пядями во лбу”, но достающему двадцать минут ручку из портфеля, рассеянному и неорганизованному ребенку, с каждым днем всё тяжелее будет понимать учителя. И задача педагога - вовремя донести серьезность этого этапа до каждой семьи.

Родители умиляются, восторгаются от продуктивной деятельности своего чуда.

С этого и начнем!

В развивающей среде группы нужна точка, акцент, который будет фиксировать достижения каждого ребенка. И такая точка появилась, так и называется “Точка удивления!” Это действительно удивительное место, которое показывает, рассказывает, дает полную информацию о прожитом дне детей и сотрудников детского сада.

Обычно работы по ИЗО творчеству: рисованию, лепке, аппликации, конструированию, оригами - выставляются на аудиторию. И всё. Дальнейшая информация о проделанной работе самого ребенка зависит от: заинтересованности родителей; от умения педагога вести беседу в нужном русле; от настроения самого педагога.

Как же сделать так, чтобы мамы и папы интересовались, а воспитатель постоянно чувствовал ответственность за свою работу.

Ответ найден!

1) Труд детей - представляется как очередное достижение. Даже в самой неудачной работе есть плюсы. ОН – организовался, приложил усилия. Приступил - переступил через свое “Не хочу”, “Не могу” и, незаметно для себя подошел к пониманию “Надо ”.

С моральной точки зрения - сделал попытку управлять своим поведением. С творческой - “Надо” вылилось в не удачу (информация к размышлению).

2) На каждый прожитый день ребенка в группе, на “Точке удивления” появляется записка-Всезнайка, отражающая содержание работы по всем видам образовательной, совместной, самостоятельной, театрализованной, продуктивной или коммуникативной деятельности.

Например. В записке-Всезнайке...

“Мамочка и папочка сегодня, 15 мая 2012 г. Я рисовал красками...

Вид деятельности: Рисование / гуашью/

Тема: “Линия танцует”

Цель: Развитие чувства цвета и ритма, раскрепощение рисующей руки.

Задание: Свободное проведение линий разного цвета, различной конструкции (волнистых, с петлями и их сочетание).

Обогащение словаря: волнистые, петля.

Самостоятельная организация работы: Самостоятельный выбор цвета, выставляются все, даже те, название которых еще не знают. (Появляется возможность сравнить последние результаты диагностики, и запланировать коррекционную работу). Учимся организовывать свое рабочее место.

Нравственная сторона образовательного процесса: Формирование коммуникативной позиции, умение взаимодействовать со сверстниками (не ссориться во время самостоятельного выбора, контролировать свое поведение.)

Советуем! Рассмотреть работы всех детей. Отметить не только свой успех. А неудача хороша тем, что ее всегда можно исправить ВМЕСТЕ, со словами “И я когда то ни чего неумел!” Дома – уголок творчества. Это дает возможность, не зависеть от вашего настроения (подожди, некогда, потом) – творить. Творить сейчас, с приливом нахлынувших чувств, которые требуют мгновенного выплеска.

Большое значение уделяется самостоятельной деятельности детей, которая строится на доверии. Слово “Можно” мы произносим редко, тогда, когда не знаем, как в это играть, (н-пр: правила новой дидактической игры, или игры подвижной, которая требует знаний техники безопасности). Как пользоваться предметами быта (н-пр: умение переносить безопасно стульчик). Как правильно организовать свой досуг (н-пр: театрализованная деятельность, которая требует накопление знаний и их обязательное применение).

Когда ребенок самостоятельно трудится или играет, он – свободен и искренен со сверстниками, с самим собой, вслух делает умозаключения (выводы). Поделиться этими наблюдениями, еще одна причина вовлечь мам и пап в воспитательно-образовательный процесс.

Яркие рассуждения ребенка появились на обратной стороне каждого рисунку, аппликации.

Например: то же рисование “Линии танцуют”

“Уважаемые родители, ваш ребенок не справился с поставленной задачей педагога... На мой вопрос “Почему он взял только один цвет?” ответил “... а у меня голубые, волнистые линии! Это же море! Нарисуйте мне рыбку!” Вы согласны со мной? Конечно же не соглашайтесь! Ваш Дима проявил индивидуальность, даже рассказал детям, как он отдыхал у бабушки.

Записка “Всезнайка” рассказывает и о других интересных моментах в жизни группы.

Например: ...сегодня были активны на “Развитии речи” Софа, Ира, Стас, а Вика, Женя и Сергей уже научились считать до 5-ти. Этот прием подталкивает родителей, чьи дети не попали в этот список, задать воспитателю вопрос, “почему...? что делать?”

Как вы думаете, после такой информационной работы с вами мама заговорит?!

Таким образом, семья видит серьезную, трудоемкую работу педагога с его ребенком и включается в предлагаемый процесс.

Следующая подсказка. Пальчики непослушные, терпение – не знаем, что это такое, а умения и навыки надо приобретать! А если это опять продуктивная деятельность, где сложно не только усвоение знаний и умений, развитие мелкой моторики рук, но и самостоятельная организация своего рабочего места (кисточки, клей, салфетки, краски, подставки и т.д.), хоть мы и малыши, но исключать желание сделать самому – нельзя.

Как начать работу? В группе детей много. В образовательном процессе даже по подгруппам внимание всех не удержать. А надо. Каждый день дорог, растем быстро, впитывая и привыкая к той среде, к тем требованиям, которые ставятся сейчас, а не потом. Здесь главное не ждать, когда малыш превратится в подростка.

Что делать?

Применить нестандартный, креативный подход. Если завтра рисование “Цыпленок”, то сегодня во второй половине дня, на заданную тему в развивающей среде группы все создается для индивидуальной, творческой работы. И, главное, учитывается состояние и настроение ребенка (эмоциональное, физическое), его желание (просто не хочу), а также соблюдение норм САНПИНА.

“Точка удивления” (сюрпризный момент), и 3-4 ребенка уже вовлечены в деятельность. Остальные не мешают, большая часть заинтересована тем, что же происходит там, за сказочной ширмой или на ковре-полянке, происходит без них. Педагог детей не принуждает, но интригует.

Образовательный процесс прошел индивидуально, “глаза в глаза”, “рука об руку”, а вчерашние “слушатели-наблюдатели” уже готовы к завтрашнему образованию.

Заключительный этап - по расписанию дня. Приглашаются все желающие, многие из которых – помощники, маленькие но, гордые, за то, что могут уже применить приобретенные умения и знания, и помочь другу. Идет доброжелательный, насыщенный гармонией процесс детей и педагога, что подразумевает объединение двух поколений, ведь они едины в совместном творении “Давать и Создавать”. Не спеша, в спокойной обстановке, без надрыва и нервов взрослого (практики меня поймут), уделяю внимание остальным детям.

И еще раз хочу подчеркнуть: сенсорное воспитание; грамота;

художественная литература; развитие речи; конструирование; музыка; физическая культура; ОБЖ и ПДД; морально-нравственные образовательные игры; так же имеют свое ежедневное отражение на “точке удивления”. Выписываются самые интересные моменты дня, а их всегда в достатке.

...сегодня на физкультуре, мы закрепляли умение взойти на мостик и сойти с него, развивали внимание и ориентировку в пространстве. УРА! У всех получилось!

...в игре “Кот и мышки” уже ни наталкиваемся друг на друга! Умнички!

“...а я могу назвать соседей цифры “два”! (Анечка)

...мы умеем находить первый звук в словах! Мамы и папы, процесс пошел!

Для большей продуктивности “семья + ребенок + педагог”, уже более 20-ти лет ставлю цель и работаю в направлении “Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста”. И первая нравственна беседа, для молодых семей “Что такое хорошо, а что такое плохо” проходит без назиданий и морали, на что практически не реагируют современные родители.

Продолжаем закреплять интерес мам и пап и повышать их квалификацию в воспитании любимого чада.

Появились короткие статьи из жизни группы, выборки философов о воспитании не только детей, но и взрослых, знаменитые высказывания, например, полководцев “Мудрое приказание, ведет к умному исполнению. (Багратион).

ПАПКА-ПАПИНА, ПАПКА-НАПОМИНАЛКА, ПАПКА-ОБУЧАЛКА,

ПАПКА-ПОДСКАЗКА, даже ПАПКА-УКАЗКА где мама и папа могут посмотреть на себя глазами ребенка.

Раскроем одну из папок. В ПАПКЕ-ПОДСКАЗКЕ такие темы...

1 - “Я учусь играть”

Ваш ребенок уже включает в свои игры взаимоотношения папы и мамы, обстановку мира в котором он живет. ВЫ - первая ступень на пути морально-нравственного воспитания своего любимого дитя. Уважайте мировосприятие вашего будущего гения, помощника, вашей надежды! Думайте о своих поступках, ведь он в “них” играет.

2 - “Вспоминаем вместе”

Для родителей рисунки-чертежи-подсказки. С их помощью можно вспомнить и по частям, показать ребенку, с чего начинать рисовать дерево; как лепить животных; что можно сделать из шишки.

3 - “Не упустите возможность”

Грамотно разработанное по всем разделам программы “Развитие” психолого-педагогическое обследование, дает каждому родителю в доступной, развернутой форме, отслеживать развитие своего ребенка. (Индивидуальные карты развития) со 2-й мл. группы по подготовительную). Под девизом “Психолого-педагогическое обследование – подсказка, не утверждение и тем более не упрек”.

Зачем?

Виден рост, дается возможность вовремя обратить внимание на минусы и зафиксировать плюсы для дальнейшего их развития.

Итог, еще один метод в создании СОЮЗа -- совместное творчество. В конце учебного года мы поставили спектакль , в создании которого принимали участие ребенок+семья+ педагог!

И это только маленькая часть того большого труда, который показывает ВСЕМ, что интересы ребенка и взрослых должны совпадать. Многолетний опыт подтверждает, создание СОЮЗа - “семья + ребенок + педагог” - оправдан! Такое направление в педагогической деятельности дает хорошие, здоровые плоды, что вдохновляет на дальнейшую насыщенную, интересную, творческую работу и быть настоящим помощником для РОДИТЕЛЕЙ!