Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цел  статьи:

  • Расширение представлений педагогов о видах и этапах проекта.
  • Способствование пониманию педагогами ценности совместной проектно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Пропаганда опыта работы по использованию проекта в работе с детьми.
  • Исходя из целей данной статьи, были поставлены следующие задачи:
  • Использование специальных методов и приёмов, поиск ответов на поставленные вопросы путём исследования, экспериментирования.
  • Организация в каждой группе детского сада поэтапной работы по выбранному проекту.
  • Привлечение родителей к работе в рамках выбранного проекта.

Проект - это способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников, поэтапная деятельность по решению поставленной проблемы, завершающаяся созданием творческого продукта (осязаемый результат) и обязательной презентацией полученных результатов [1].

Проект может быть осуществлён в рамках физкультурно-оздоровительной работы (спартакиада, физ. праздник, день Здоровья ... ), может носить художественно-эстетический характер (постановка сказки, спектакля ... ) и, наконец, экологические проекты. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от тематики и задач.

Этапы проекта.

Проект включает три основных этапа:

  • l-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
  • 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
  • 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций [1].

Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам. Выполняя задания, в рамках проекта, дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы. Важно помнить, что реализация проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения (если это экологический проект), но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию), оказывает оздоровительное влияние.

Реализуя проект, пожалуйста, помните:

Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, задавал вопросы [2].

Необходимо предоставить детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой - кто-то из них (особенно в подготовительной группе) может предложить сделать дополнительные рисунки, выбрать свой объект исследования (ребёнок должен почувствовать, что это именно его дерево, цветок, растение, он сам его выбрал, что этот объект нравится ему больше других).

Относитесь к любым наблюдениям детей серьёзно. Как можно чаще хвалите их: за то, что они заметили что-то новое (поведение, внешний вид объекта в тени, на солнце, после дождя, аромат ... ) Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого - прекрасный стимул для развития познавательного интереса.

Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите ребёнку, что он выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то из детей сделал ошибку, неправильный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребёнком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чём не прав. Дети необыкновенно искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко уничтожить окриком, указанием на ошибки, неоправданной требовательностью, повелительным тоном. Ребёнок не должен бояться ошибиться! К тому же в природе всё так неоднозначно: одни и те же явления можно рассматривать с разных точек зрения [3].

В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение к объектам живой и не живой природы. Это напоминает детям сказки, в которых растения и животные ведут себя как думающие, говорящие, живые существа. Такое отношение помогает закладывать основы экологически грамотного, бережного отношения к природе. Надо развивать эмоциональную сферу ребёнку, давая соответствующие задания: определить “настроение” объекта наблюдения, исследования, его желания, чувства. Помогайте ребёнку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном [4].

Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка. Чтобы ваши подопечные почувствовали это, расскажите им о своих впечатлениях, о своём любимом дереве, цветке, растении, насекомом и т.д., вспомните связанные с ними истории, загадки, стихотворения.

Старайтесь привлечь к участию в проекте членов семьи ребёнка. Опыт работы показывает, что многие родители интересуются исследованиями своих детей при соответствующей рекламе, пропаганде деятельности, интересе их сыновей и дочерей. Участвуют в оформлении альбомов наблюдений, рассказывают о своих наблюдениях, впечатлениях, принимают участие в выставках, в изготовлении эмблем исследуемого объекта и т.д. [2].

Подготовительный этап.

Важным моментом подготовительного этапа является выбор объекта исследований. Им может стать всё, что угодно: любое дерево, растение, овощная культура, песок, камни, русское народное творчество (сказка, фольклор), праздник и т.д. Но при этом стоит непростая задача: с одной стороны, нужно предоставить детям свободу выбора, с другой, сделать так, чтобы вся группа пришла к согласию. Вы можете ненавязчиво помочь сделать свой выбор, обратив внимание на предполагаемый объект исследования, рассказав о нём что-нибудь интересное, про ведите ·экскурсию [3]. Особое внимание уделите предполагаемому объекту исследования: разнообразию, красоте, особенностям внешнего вида, сходству, различиям во внешнем облике (если это экологический проект). Если проект художественно-эстетический, то в подготовительном этапе следует:

Прослушивание сказки в одном из вариантов:

- слушание сказки, которую рассказывает воспитатель, сопровождающий рассказ театрализацией (с использованием настольного, напольного театра, театра-бибабо);

- прослушивание аудиозаписи сказки.

Постановка проблемы.

Введение детей в игровую ситуацию.

Подготовка материалов и оборудования.

Для проведения исследований вам понадобятся: тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений. Удобно использовать и прозрачные файлы, из которых легко сделать папку, а лучше использовать папку с готовыми файлами. В них вкладываются листы с результатами наблюдений, детские рисунки. В тетради или в альбоме дети вместе с воспитателем (часто и при помощи родителей) фиксируют результаты исследований, рисуют.

На отдельных страницах воспитатель записывает их рассказы, сочинения, сказки [1].

На титульном листе указывается название проекта, оформляется лист обложки - что-нибудь на ней нарисовать, наклеить. Условие одно: все рисунки, наклейки должны иметь отношение к рассматриваемой теме.

Для экспериментов, исследования объекта наблюдения используют различное оборудование, в зависимости от самого объекта исследования и целей эксперимента. Например, вам понадобятся карандаши, фломастеры, листы бумаги, восковые мелки, линейка, верёвка, лупы, коробочки и баночки для оформления коллекций, иллюстрации с изображением объекта исследования, лопатки, ёмкости для проведения экспериментов (например, упаковочные материалы: стаканчики из-под йогурта, сметаны, тортов), дождемеры, ящик ощущений, волшебный мешочек и т.д. Всё это оборудование всем нам хорошо известно. Расскажу только подробнее об изготовлении дождемеров. Это нехитрое устройство для измерения количества осадков несложно сделать из больших пластиковых бутылок. Снимите пробки, разрежьте бутылку пополам, переверните верхнюю часть горлышком вниз (получится воронка) и вставьте в нижнюю половину. Вода будет стекать по стенкам емкости, и скапливаться на дне. Заклейте обрезанные края бутылки цветным скотчем или плёнкой. На стенки дождемера нанесите шкалу (цветные полоски для наблюдения младших детей или цифры для старших).

В подготовительный этап входит и работа с литературой. Проанализируйте, какие книги по данной теме есть у вас, дома у детей. Составьте картотеку, подберите стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки о выбранном объекте исследования.

Перед началом работы проведите беседу об объекте исследования. Это поможет вам выяснить представления участников проекта о нём, их отношение, заинтересованность проблемой. В процессе обсуждения играйте активную роль: направляйте ход мыслей детей в нужное русло, обобщайте сказанное, сравнивайте разные точки зрения ребят. По окончании обсуждения обязательно сделайте выводы [4].

Объяснение задач проекта детям должно быть образным, эмоционально окрашенным.

Исследовательский этап.

На этом этапе ведутся наблюдения, проводятся разнообразные исследования, опыты, эксперименты. Исследовательская деятельность детей обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и другими видами детской деятельности. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию природы в целом, умению видеть её красоту и сопереживать. Дети также участвуют в трудовой деятельности. Все задания, ход, результаты экспериментов, опытов, рассказы детей, их рисунки заносятся в дневник наблюдения.

Если проект художественно-эстетический, то после подготовительного этапа следует второй этап - Творческий. В нём проводится:

Повторное прослушивание сказки и рассказывание сказки с опорой на образцы действий педагога (пантомимические, мимические движения, звукоподражания). В процессе такой игры у детей развивается особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, стремления, желания, а также понимать действия животных и т. д.

Здесь же проводятся упражнения на расслабление и отдых. Содержание этих этюдов подбирается в соответствии с тематикой игры, то есть сказки. Эти упражнения способствуют развитию умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями. Беседа о содержании сказки с элементами психогимнастики.

Обыгрывание образов, разыгрывание мизансцен.

Третий этап в художественно-эстетическом проекте - Основной. В нём проводится:

Режиссёрская игра или игра-драматизация по сказке с использованием театрализованных костюмов, кукол. Осуществляя руководство театрализованной игрой, воспитатель использует косвенные приёмы. На этом же этапе дети рисуют, сочиняют, рассказывают. Результаты оформляются в папку.

Проводятся игры и игровые упражнения, в процессе которых используются предметно-практическая деятельность, позволяющая уточнить и закрепить представления детей о театрализованной игре.

Дети распределяют роли (костюмер, декоратор, режиссёр, актёр), драматизируют сказку.

Последний этап в художественно-эстетическом проекте Заключительный.

Проводятся презентация сказки. Таким образом, использование метода проекта по организации данной деятельности способствует развитию умения:

- самостоятельно решать поставленную проблему;

- взаимодействовать друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре;

- выбрать костюм, игрушку-бибабо, пальчиковую куклу и т. д. в соответствии с ролевой установкой;

- положительного интереса к содержанию театрализованных игр и действиям в соответствии с ролью;

- способности имитировать движения, с помощью мимики выражать эмоциональные состояния персонажей;

- выражать элементарные чувства и настроения в соответствии с ситуацией, заданной сюжетной сказкой;

- создавать роль с помощью мимики, жеста, звукоподражаний или слов.

Обобщающий этап.

Этот этап предполагает анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей. На этой же стадии разрабатываются различные рекомендации. В процессе работы дети сочиняют рассказы и сказки, иллюстрируют их, отражают результаты наблюдений в играх, придумывают природоохранительные знаки, эмблемы, символы, вместе с родителями составляют рекламу, ищут литературу. Вместе с воспитателем оформляют выставку по итогам проекта.

Последний этап проекта включает и составление рекомендаций. Какие же рекомендации могут составить дети? Нам кажется, они должны отражать, прежде всего, отношение ребят к природе к объектам живой и неживой природы. Их представления об их жизни, о необходимости их охраны, особенностях ухода и обращения с ними. В какой-то степени эти рекомендации могут служить и в качестве диагностики результатов работы по проекту, так как отражают изменения в поведении, знаниях, отношении к окружающему миру.

Список литературы.

  1. Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. “Мини-музеи в детском саду”. Дошкольное образование № 22, 2002 г.
  2. “Проектно-исследовательская деятельность дошкольников”. Дошкольное образование № 5, 2000 г.
  3. Рыжова Н.А. “Время собирать мусор”. Дошкольное образование № 16, 2001 г.
  4. Рыжова Н.А. “Экологический проект”. Обруч № 2, 1997 г.