Введение первоклассников в мир языка

Разделы: Начальная школа


Одна из основных задач начальной школы – расширять, обогащать как активный, так и пассивный словарь учащихся, т.е. развивать их речь.

Есть огромный пласт слов из разных областей знаний, для понимания лексического значения которых, ребёнок должен выполнить следующие действия: либо спросить у знающего взрослого, либо обратиться за помощью к толковому словарю, который призван “толковать”, объяснять значение слова. Таким образом, уже с первых дней мы учим детей “работать” со словарями.

Работа по развитию речи, в которой слова выступают как понятия, конечно, очень важна. Но этого недостаточно! Важно показать детям другую систему, в которой роль слова меняется: происходит “смещение” от слова-понятия к слову-символу.

С первых же дней обучения в школе важно начать работу по формированию у учеников представления о языке и всех лингвистических законах и явлениях как сложившейся, постоянно изменяющейся системе, в которой тесно представлена взаимосвязь различных языков.

Начинать лучше с простого: предлагать детям для анализа такие слова, лексическое значение которых они сами (возможно с небольшой помощью учителя) могут объяснить путём подбора однокоренных слов, т.е. учить “видеть” однокоренные слова.

В такой работе учителю важно поставить себя на место ребёнка, т.к. детям порою не понятны те слова или выражения, которые для взрослого “ясны, как божий день”. Важно “видеть” эти слова и добиться их правильного и полного понимания детьми.

Как это происходит на практике?

Первого сентября первоклассники получают от учителя свои первые учебники. Это уже является поводом для небольшой лингвистической беседы:

– Что это? ( Учебники.) Почему они так называются? (Учебники - учебные книги, по которым мы будем учиться.)

На уроке письма дети знакомятся с понятием строчные буквы (от слова “строка”) – буквы обычных размеров, т.е. размером “в строчку”.

Большое внимание на многих уроках отводится знакомству с понятием родина (родить, родиться)— место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

Очень интересно можно строить лингвистическую работу не только на “устных предметах”, но и на примере таких “точных наук”, как математика.

Задача: “У осьминога 8 ног. Сколько всего башмаков нужно осьминогу?”

Осьминог. Объясните название этого животного.

– Какая часть слова подсказала вам правильный ответ? (“Осьмь”, созвучна со словом “восемь”.)

Выслушав ответ детей, можно предложить им рассмотреть “поведение” этой же части слова в новой ситуации: “осьмушка хлеба”.

– Как вы думаете, “осьмушка” – это целая буханка хлеба или только её часть? Сколько осьмушек в буханке? Скольких детей мы сможем ими угостить?

Ещё пример: “Царевну Будур охраняло 6 стражников: 3 пеших, а остальные конные. Сколько всего всадников охраняло царевну?”

Из текста данной задачи предложить детям для объяснения можно сразу несколько слов: стражники, конные, всадники, пешие.

Пример лингвистической беседы:

– Какая известная всем шахматная фигура содержит в своём названии ту же часть, которая есть и в слове “пешие”? (Пешка.)

– Как вы думаете, почему её так назвали? (Передвигается по полю “пешком”, не может перепрыгивать через клетки.)

Очень интересно и полезно детям узнать о происхождении терминов – компонентов сложения: слагаемое (слагать, складывать) и сумма (суммировать).

– Понаблюдайте, есть ли в словах “сумма” и “сумка” общая часть? Близки ли они по значению? (В сумку складываем покупки; в математике складываем, суммируем числа.)

Благодаря такой лингвистической работе в голове ребёнка вычленяется корень слова как структурная единица языка.

Дети с удивлением начинают понимать, что слова – это не просто какие-то понятия, но и некие символы, выстраиваемые в языке по определённым законам как некая система.

Для более глубокого осознания детьми этого можно провести следующую аналогию: представьте себе, что слово – это кирпичный дом, в котором каждая его часть (каждый “кирпичик”) играет определённую роль. Чтобы “сложить” слово, имеющее определённое значение, надо “взять” определённые “кирпичики”.

Т.е. показать, что слова в родном языке возникают не просто так, неизвестно каким образом, а строятся, как дом из кирпичиков.

Наглядно продемонстрировать такое “построение” слов можно и при знакомстве со словами – названиями дней недели.

Древнее слово неделя образовано на базе сочетания “не дълати”. Первоначальное значение слова - "день отдыха". Такое значение сохранилось во всех славянских языках, кроме русского. Позже в русском языке появилось вторичное значение (современное).

Понедельник - “по недъли”, "после дня отдыха";

Вторник - второй день;

Среда - средний день; середина недели;

Четверг - четвертый день;

Пятница - пятый день недели.

Происхождение слов “суббота” и “воскресенье” не предлагаются для объяснения детям такого возраста, т.к. очень сложны для понимания.

Знакомство с названиями профессий лучше начать с простых понятных детям слов: музыкант (скрипач, барабанщик, трубач).

При работе с данными словами можно предложить ребятам не только выделить “кирпичики”, с помощью которых образовались данные слова, но и попробовать вспомнить названия представителей разных профессий, образованных при помощи таких же “узнаваемых кирпичиков”:

Скрипач, трубач – циркач;

Барабанщик – дрессировщик, гонщик;

Пианист – гитарист;

Строитель – учитель, водитель, писатель, испытатель;

Космонавт – астронавт, акванавт.

Продолжить данную работу можно также на основе малознакомых слов, имеющих глубокие древне-русские корни:

Плотник (др.-русск. “плотъ” – "ограда, плетень") – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.

Плотник – плиточник, мельник, печатник.

На основе анализа “построений” слов-названий профессий, очень интересно можно подвести детей к понятию “иноязычные слова”.

Например, предложить объяснить лексическое значение слова “кок”. В классе всегда найдётся хотя бы один ребёнок, знающий, что “кок” – это повар на морском судне.

– Посмотрите внимательно на это слово. Можем ли мы увидеть, разглядеть в нём знакомые нам кирпичики? (Нет, данное слово ни на что не похоже.) Почему?

Данным проблемным вопросом мы как бы “втягиваем” детей в лингвистическую дискуссию.

Под руководством учителя дети приходят к выводу, что данное слово “родилось” в другом языке и не подчиняется правилам построения слов, которые приняты в русском языке.

Можно даже “поиграть” с детьми:

– Подумайте, а в каком языке могло родиться слово “кок”? (Кок – повар на морском судне, поэтому данное слово могло зародиться в какой-то мореходной стране, в стране, где много морей, где постоянно плавают.)

Под руководством учителя, дети приходят к мысли о том, что русский язык – один из языков мира, но даже в других языках слова тоже “выстраиваются” из своих “кирпичиков”.

Учащиеся с большим удовольствием включаются в игру по их поиску:

Трамвай (англ. “tram” и “way”) - “вагон” и “дорога, путь”.

Баскетбол (англ. “basket” и “ball”) — “корзина” и “мяч”.

Волейбол (англ. “volley” и “ball”) — “залп, отбивание на лету” и “мяч”.

Футбол (англ. “foot” и “ball”) – “стопа”, “мяч”.

Зоо (греч. “zoon” – животное) – парк животных.

Аэроплан (аэро (греч.) – воздух) – планирующий по воздуху.

Гидро (греч.) – относящийся к воде.

Аква (лат.) – вода.

Проведя такую аналитическую работу, учащиеся под руководством учителя, переходят к синтезу: собирают слова из выделенных “кирпичиков” и объясняют их значение.

Пример:

Теле (греч.) – вдаль, далеко.

Телефон – передаёт звуки на дальние расстояния; телеграф – передаёт письменную речь; телевизор – передаёт визуальный ряд, телескоп – зрительная труба для наблюдения за объектами, находящимися на огромных расстояниях (например, за звёздами).

Подобная работа проводится и c терминами:

Экология – “наука о доме”. Под словом “дом” подразумевается общий дом всех людей – планета Земля.

Биология (греч. “bios” жизнь и “logos” понятие, учение, наука)– “наука о жизни”.

Палеонтология (греч. “palaios” древний, “ontos” существо и “logos” учение) - наука о вымерших растениях и животных, сохранившихся в виде ископаемых остатков, отпечатков и следов их жизнедеятельности ...

Благодаря такой работе, учащиеся начинают осознавать, что в любом языке слова строятся из определённых частей по своим законам.

В новом ФГОС чётко прописано, что основная задача школы – научить детей учиться, т.е. учить себя. Поэтому уже с первого класса важно учить детей думать, рассуждать, фантазировать. И такая работа со словом в полной мере этому способствует: она как бы “открывает глаза” учащихся, заставляет их по-новому взглянуть на обыденные слова, повышает интерес к языку и различным языковым явлениям.

Памятуя о возрастных особенностях наших воспитанников, лингвистическую работу в начальной школе следует вести на основе принципов дидактики, от простого к сложному, т.е. начинать с таких слов, происхождение которых дети сами могут попытаться объяснить, пусть и с небольшой помощью учителя.

Например, названия птиц:

Снегирь. Прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.

Синица.

1) Версия, которая в основу ставит цвет. Явно синего у птицы нет, а вот отлив синий и лапки голубые.
2) Звукоподражательная теория. В морозные зимние дни, вспорхнув на подоконник, синичка вместо сердитого зимнего ворчания, вдруг чисто прозвенит: “Синь- день! Синь- день!”

Голубь. Дикая и одомашненная птица, с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом.

В поддержку учебника Плешакова А. А. по курсу “Окружающий мир” предлагается “Атлас-определитель”, в котором доступным для детей языком объясняется происхождение многих названий различных живых существ (растений, грибов, птиц):

Астра получила название от греческого слова “астер” – звезда. Согласно старинной легенде, этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды.

Драцена имеет вид деревца, нередко высокого (может вырасти до 3 метров). Название переводится как “самка дракона”.

Тюльпан получил название от персидского слова “тюрбан” – чалма. Это головной убор, который носят в некоторых странах. Цветок тюльпана и вправду напоминает перевёрнутую чалму.

Лисичка очень известный съедобный гриб. Ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил своё название.

Маслёнок получил название из-за слизистой, словно смазанной маслом, клейкой шляпки.

Поползень умеет “ползать”, передвигаться по стволам вниз головой.

Пищуха маленькая птичка. Обшаривая ствол, она негромко попискивает, за что и получила своё название.

Трясогузку можно встретить почти всюду: на городской улице и луговой тропинке, у воды и в поле. Её легко узнать по одной особенности: она постоянно трясёт хвостиком. Отсюда название “трясогузка” (“гузка” – задняя часть тела птицы). Можно также предложить детям провести аналогию со словом “подгузник”, предварительно выделив общий “кирпичик”.

Учащимся даже предлагается на основе картинок самим попробовать свои силы в объяснении этимологии таких названий растений, как “зведчатка, медуница, копытень, недоторога, Иван-да-Марья, подорожник, одуванчик, колокольчик” или таких насекомых, как “жук-олень, жук-носорог, жук-слоник”.

Мир первоклассника – это мир игры, мир фантазии, мир сказки. Очень часто на уроках мы встречаем имена различных сказочных персонажей, которые просто не имеем права оставить без внимания:

Дюймовочка (голл. “duim”, буквально большой палец) – единица длины, равная 2,54см.

– Какие слова “спрятались” в именах: Мойдодыр, Айболит, Тянитолкай ...?

Очень полезно предложить детям самим стать сказочниками и придумать своих героев, наделённых особыми качествами. Первоклассники достаточно быстро справляются с данным заданием: зоочеловек, акулоед, трансхамелеон...

Важно похвалить детей, ведь они обогатили наш русский язык новыми словами, т.е. поработали настоящими лингвистами.

Таким образом, получается, что на основе наблюдений, через выполнение определённой аналитической работы, через структурирование языка, у детей начинает формироваться “лингвистическое сознание”. И на его основе учащиеся постепенно переходят к собственному творчеству.

На уроках в 1 классе также происходит практическое знакомство с различными лингвистическими понятиями и явлениями, такими как:

  • Союзы

После составления детьми предложений по картинке, их внимание обращается на маленькое слово – союз “и”. Выясняется, какова его функция в предложении и почему оно так называется.

Союз (др.-русск.) – связь, узы; соединяет слова в единое целое.

Важно обратить внимание детей на “кирпичик” со, значение которого, возможно, ученики пока не осознают в полной мере. Зато, в дальнейшем, на уроке окружающего мира, когда дети встретятся с понятием “соцветие”, полезно будет не только вспомнить слова “союз” и “соединяет”, но и попытаться вспомнить, какие ещё слова в русском языке начинаются с “кирпичика” со и имеют похожее значение: “соседи”, “собирать”, “содружество” ...

  • Сложные слова

Знакомство со сложными словами происходит на уроках окружающего мира (млекопитающие, богомол, первобытный человек, электроприборы, самолёты ...), обучения грамоте (первоучители, первопечатник, скороговорки ...), математики (треугольники, четырёхугольники, прямоугольники, пятиугольники ...) и т.д.

  • Многозначные слова (иголка, кисть, плитка, ручка, кран, ключ, язык, хвост ...)

При работе над многозначностью слов, полезно предложить учащимся поразмышлять на следующие темы:

– Почему щётки для очистки стёкол у автомобиля называют “дворниками”?

– Почему человека, который купается в проруби, называют “моржом”?

  • Омофоны (др. греч. созвучный, согласный) – разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме: плод – плот, луг – лук.
  • Омонимы (греч. homonymos, от “homos” похожий и “onoma” имя) – “одинаковое имя”: зелёный лук – стрелковый лук.
  • Омографы (греч. “homos” одинаковый и “граф” писать) – разные слова, совпадающие по написанию: зАмок – замОк, Ирис – ирИс, плАчу – плачУ, сЕло – селО.
  • Синонимы (греч. “synonymos” одноимённый) – слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию.
  • Антонимы (греч. “anti” против и “onoma” имя) - слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное значение.

Приведённые в статье примеры вопросов и заданий помогают реализовать одну из основных задач начальной школы: “ввести” детей в мир языка, заинтересовать лингвистической наукой, тем самым, проведя пропедевтическую работу для успешного овладения этой наукой в средней школе.