Урок внеклассного чтения "Люблю березку русскую!"

Разделы: Литература


Форма проведения. Литературно-музыкальная композиция.

Цели урока.

  • Развитие у школьников творческих способностей.
  • Воспитание у школьников чувства патриотизма.
  • Воспитание любви и привязанности к своему краю как частице родины.
  • Развитие эмоционально-эстетического чувства.

Оборудование урока.

  • Мультимедийный проектор.
  • Мультимедийная презентация“Люблю берёзку русскую!”
  • Выставка рисунков учащихся.
  • Репродукции картин художников А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, И.Грабаря и др.
  • Диски с записями песен.
  • Выставка книг.

Групповые и индивидуальные задания по теме урока.

  • Выучить любимое стихотворение (Приложение № 1).
  • Найти и записать загадки,пословицы, высказывания замечательных людей о природе.
  • Подобрать интересные вопросы к викторине“Знаешь ли ты ?”
  • Принять участие в конкурсе рисунков на тему: “Белокорая берёзка — символ Родины моей”
  • Написать сочинение-миниатюру в жанре эссе “Я хочу рассказать о берёзке...”

Ход урока

Слайд № 1

Звучит песня “С чего начинается Родина ?” (стихи М.Матусовского, музыка В.Баснера)

“Моя берёзовая Русь”

Вступительное слово учителя.

Мир, в котором живёт человек, полон знаков, эмблем и символов. С древних времён люди придавали разнообразным предметам живой и неживой природы символическое значение. К символам относятся не только геральдические знаки : флаг, герб, гимн, но и известные архитектурные памятники, а также деревья, предметы быта и ремесла. Например, алмаз - символ твёрдости, дуб - долголетия, роза - любви лев считается символом храбрости, а сова — мудрости, голубь- символ мира, золотое обручальное кольцо — символ верности, Красная площадь — сердце России. Свои гербы, эмблемы и символы имеют города и страны. Целые государства и территории обозначали себя рисунками растений. Так, эмблемой Канады является кленовый лист, Японии — ветка сакуры, Эстонии — василёк, Чехии -липа, а образ России издавна связан с берёзой. Для русского человека нет дерева милее и роднее!

Слайд № 2.

(Ученица в русском сарафанчике читает стихотворение А.Прокофьева “Люблю берёзку русскую”)

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится,

“Край мой задумчивый и нежный”

Слайд № 3-5

Учитель.

Тверской край — родина многих выдающихся людей нашей страны : учёных, космонавтов, спортсменов, писателей, поэтов, художников...Перечислить все имена невозможно. У них разные профессии, разный возраст, разные судьбы... Но их объединяет одно: любовь к родному Верхневолжью.

Да и как было не любить этот удивительный край с великим множеством рек, озёр, с берёзовыми рощами. О людях, воспевших красоту Тверского края, наш рассказ.

Слайд № 6

Ведущий 1.

Михаил Суворов - известный тверской поэт - родился в красивой и тихой деревне Тишино Рузского района Московской области в 1930 году. Ему исполнилось 11 лет, когда началась Великая Отечественная война. В декабре 1941 года фашисты подошли к Москве. На одном берегу Рузы стояли наши, на другом — немцы. Их семья, как и другие, голодала. И вот однажды Миша на лодке переправился на немецкую сторону за подмёрзшей капустой, которую из-за боёв не убрали. По нему стреляли с обоих берегов. Наши приняли его за перебежчика, а немцы- за лазутчика. На этот раз всё обошлось, его даже не ранили.

Ведущий 2.

Беда пришла позже. В 1943 году. Миша принёс из Теряевского оврага, где прошли ожесточённые бои, ящик снарядов. Чтобы прокормить семью, приходилось рыбачить, но с каждым днём это делать становилось всё труднее, поэтому он приладился глушить рыбу: распиливал снаряд, связывал несколько запалов и бросал в воду, а потом собирал улов. Это было очень опасное занятие. В августе 1943 года раздался взрыв, и Миша Суворов потерял зрение. После выздоровления его определили в школу для незрячих в Куйбышеве. Но он не знал азбуки Брайля — не умел читать пальцами, поэтому его посадили в 4 класс. За полгода он не только освоил эту азбуку, но и догнал свой, шестой, класс.

Ведущий 3.

Миша читал так усердно, что свежей книгой стирал пальцы: страницы покрывались кровяными пятнами. Ребята уважали его и за поразительную работоспособность, и за умение писать стихи. В 1946 году в газете“Пионерская правда” было напечатано его первое стихотворение.

Окончив школу, Михаил Суворов поступил на исторический факультет Калининского пединститута. Он выделялся среди своих друзей: был не по годам серьёзным, мудрым и чутким. Собратья по студенчеству в шутку звали его “Старикавочка”

Одна за другой стали выходить его книги. В поэтическом мире он занял достойную нишу. Поэт Николай Глазков написал шуточную эпиграмму на него: “Могу сказать, что нарасхват был у студентов многих вузов Суворов, но не Александр, а Михаил, но не Кутузов”

Ведущий 4.

После окончания пединститута Михаил Суворов работал в школе слепых сначала учителем, а потом в течение 40 лет бессменным его директором. Все, кто его знал, поражались его эрудиции, широте интересов, умению найти подход к каждому человеку, его таланту притягивать к себе творческих людей. В 1996 году Михаилу Ивановичу Суворову было присвоено почётное звание “Заслуженный учитель РФ” А через два года его не стало: не выдержало сердце.

Ведущий 5.

Но остались его замечательные стихи. Нередко в них - седые от горя белые берёзы.

И это неслучайно. В 1942 году, поднимаясь на Дарьину гору, двенадцатилетний Миша увидел молоденького солдата, обнявшего берёзу. Боец был мёртв...Эта картина на всю жизнь врезалась в память подростка. И, может быть, именно тогда начали откладываться строки будущего стихотворения “Верится”

Почему берёзы белые,
Даже летом,
        почему?
Рядом сосны загорелые
Гордо взмыли в синеву.
Сколько мудрой строгой важности
В елях смуглых и прямых.
Лес таит всегда загадочность
В глубях темно-голубых.
Ой, вы, церкви,
        ой, вы, пагоды,
Храм природы -
        лучший храм!
Мы кладём поклоны ягодам,
Сладко пахнущим грибам...
Но берёзы белоствольные
Входят в сердце каждый раз,
Словно это песня сольная,
Что сложилась в добрый часа.
Словно это грусть и здравица
Дорогой земли моей.
И слеза невольно явится,
День покажется теплей...
Почему берёзы белые?
В чём загадка, в чём секрет?
Кто-то там, природу ведая,
Сочиняет свой ответ.
Ну, а мне упрямо верится,
Верой жизнь и хороша,
Что в берёзах тихо светится
Наша русская душа.

Слайд №7

Ведущий 6.

В 1948 году в тверской газете “Пролетарская правда” было напечатано стихотворение Андрея Дементьева “Студенту”

Прошли годы...Сегодня Андрей Дмитриевич Дементьев, пожалуй, самый известный советско — русский поэт второй половины 20 века. Его творческая судьба оказалась счастливой. Андрей Дементьев написал более 50 книг. По читательской популярности его стихи занимают 1 место среди 20 лучших книг.

А.Дементьев пишет красивые, отличающиеся музыкальностью стихи. Вот почему так часто к ним обращаются российские композиторы.Песни, а их более ста, написанные на его стихи, любимы и узнаваемы.

Наш тверской поэт, наверное, самый титулованный поэт России. Он награждён орденами, медалями, почётными знаками, он лауреат многих премий. В 1999 году ему присвоено звание“Почётный гражданин г. Твери”. Он автор гимна Тверской области.

А.Дементьев живёт в Москве. (Долгие годы он был главным редактором журнала “Юность') Но он никогда не прерывал связей с Тверским краем. Многие его стихи посвящены своей “малой” родине, например, “Отчий дом”, “А я без Волги просто не могу”, “Берёзы”

Чтец.

Берёзы в ночи — как улыбки...
Вот так улыбается Русь
Сквозь беды свои и ошибки,
Сквозь майские грозы и грусть.

Берёзы — как давние даты,
Что всё ешё в сердце остры.
Похожи на русских солдаток
Берёзы военной поры.

Светлы, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,
Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь...
Зимою бежали и летом.
И был нескончаем их путь

Собой партизан укрывали,
Плечом подпирали жильё.
Бойцам на коротком привале
Тепло отдавали своё.

Берёзы- разлука и встречи,
Печаль над безмолвием трав...
Люблю ваши сильные плечи
И тихий приветливый нрав.

Берёзы, берёзы России -
Вы всё вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.

Слайд № 8.

Ведущий 7.

“В биографии каждого человека есть две точки отсчёта...”- с этой фразы начинается вступительное слово к стихотворному сборнику Константина Рябенького “Берёзовое зеркало” Такой точкой отсчёта становится первая серьёзная публикация, начало активной литературной деятельности. Для К. Рябенького такой точкой отсчёта стал 1967 год.Стихи молодого автора были напечатаны в областной газете“Калининская правда” А уже через 8 лет, в 1975 году, на Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве он был назван лучшим молодым поэтом России.

Констант ин Рябенький свою жизнь связал с Тверским краем: здесь он родился, окончил среднюю школу, работал грузчиком, бетонщиком, водителем и...учился. За два года до окончания Высших литературных курсов при Литературном институте имени А.М. Горького был принят в Союз писателей.

Ведущий 8.

Константин Рябенький всем сердцем любил родной край: родную деревеньку, где прошло его счастливое детство, стариков-односельчан из довоенных поколений, неброскую русскую природу, деревенские праздники... Неслучайно многие его сборники стихов имеют “пейзажные” названия: “Черёмуховые облака”, “Снегириная ветка”, “Глоток журавлиного неба”, “Соловьиный омут”, “Берёзовое зеркало” Образ берёзки — священного дерева России -встречается во многих его стихотворениях.

Чтец.

Начинаю торопиться
в заповедные леса,
молока берёз напиться
жаждут синие глаза.

Собираю понемногу
я походную суму,
но заветную дорогу
не открою каж-до-му!

Я боюсь:пойдут набеги,
растворится тишина,
и берёз молочных реки
будут выпиты до дна.

Чтец.

Наломаю берёзовых веток:
завтра - Троица, праздник в селе.
Будет горница полниться светом,
угощенье стоять на столе.

 Спозаранок поднимется бабка
и направится к церкви святой,
чтоб берёзоаых веток охапку
окропить в этот день золотой.

Принесёт и на кладбище веток,
на могильный положит их холм.
Вся наполнясь печалью и светом,
возвратится довольною в дом

и июньские ветки у окон,
у иконы — везде подоткнёт,
свою горницу ласковым оком
от угла до угла обведёт.

Убедившись,всего нынче хватит,
и подумав о детях опять,
под иконы на лавке присядет
непременных гостей поджидать.

Слайд №9

Ведущий 9.

Иван Сергеевич Соколов — Микитов — русский писатель-путешественник-родился не на Тверской земле, но с 1952 года (более 25 лет) жил в построенном своими руками доме в селе Карачарово Конаковского района Тверской области. Здесь он написал большую часть своих произведений.

Иван Сергеевич прожил долгую и интересную жизнь. Он объездил полмира, побывал во многих городах Европы и Африки.Ему посчастливилось участвовать в арктических экспедициях на ледоколе,. Георгий Седов”, возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа последовала экспедиция по спасению ледокола “Малыгин” Арктические экспедиции дали ему богатый материал для цикла очерков “Белые берега”.

Учитель.

Литературное наследие И.С.Соколова-Микитова велико.Но сегодня я хочу остановиться на небольшой поэтической миниатюре “Полярная берёза” И вот почему. Много лет назад с Кольского полуострова мне привезли северную берёзку. Признаться, я подумала, что это просто веточка. Я и представить себе не могла, что берёзка может быть такой. И только прочитав миниатюру Ивана Сергеевича, я поняла причину эмоционального состояния человека, привезшего с Севера мне такой подарок. Послушайте эту замечательную миниатюру.

Слайд № 10.

Учитель.

“Бродя по открытым проталинам в оживающей тундре, я попал в целую “берёзовую рощу” Под моими ногами, ища защиты от холода, стелились по земле крошечные полярные берёзки. Высота деревьев едва достигала десяти-двадцати сантиметров. Однако это были настоящие берёзы с надувшимися весенними почками, готовыми распуститься. Множество куропаток перелетало и токовало в этой удивительной маленькой роще.

Я с трудом выдернул из земли крепко державшееся корням и покрытое почками корявое деревце и положил в сумку. Дома, в бараке, я поставил деревце в бутылку с водою, и через несколько дней в тепле готовые почки стали доверчиво распускаться. Из них показались сложенные гармоникой зелёные листочки, и всё растеньице вдруг оживилось. Это была настоящая весенняя берёзка с крпошечными круглыми и зазубренными листочками величинрй с крылышко мухи. Деревце пахло обыкновенной берёзкой, и этот знакомый запах весны особенно напоминал родину, детство, распускающийся лес и любимую мною весеннюю охоту...”

Звучит песня “Течёт река Волга” (Стихи Л.Ошанина, музыка М.Фрадкина) .

Слайд № 11.

Учитель.

Тверская область — край полей, росистых лугов, рек, озёр, берёзовых рощ. Вот почему берёзка - символ нашей Родины - изображена и на художественной марке, выпущенной к 870-летию Твери. Среди узнаваемых на марке мест — исток Волги. В низинном болотце бьёт ключ; из небольшого водоёма вытекает ручеёк, который даёт жизнь Волге - матушке. Святой источник окружён белоствольными берёзками. Сюда, к истоку Волги, идут и идут люди, чтобы испить целебной водицы, поклониться русским берёзкам, прикоснуться к этой волшебной сказке...

Ведущий 10.

Живописные места Верхневолжья увековечены на полотнах многих художников: И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.Г.Венецианова, В.С.Солодова.

Слайд № 12-13

И.Левитан был любимым учеником художника Алексея Константиновича Саврасова — автора знаменитой картины “Грачи прилетели”.

Слайд № 14.

Саврасов щедро передавал свой опыт своим ученикам. Он учил их видеть красоту в неброской русской природе. Пройдут годы ученичества, и Левитан станет непревзойдённым мастером русского пейзажа, а краем вдохновения станет для него Тверская земля.Около Вышнего Волочка, на берегах озера Удомля, он напишет лучшие свои картины : “Март” и “Золотая осень”.

Слайд № 15.

Ведущий 10.

“...в картине “Март” передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца деревянного дома”, - писал К.Паустовский в своей маленькой повести “Исаак Левитан”

Наше внимание притягивают и покосившееся от старости крыльцо, и лошадка с пустыми санями, и скворечник на самой верхушке белоствольной берёзы. Берёзки у художника будто танцуют. Они не чувствуют своей наготы, не стыдятся, что они без листьев рядом с одетыми в зелень соснами. Глядя на картину, ощущаешь дыхание весны.

Слайд № 16.

Осень на картинах Левитана, а их более ста, не считая этюдов, очень разнообразна. На картине “Золотая осень” природа справляет свой тихий праздник - праздник прощания с летом. После долгого сезона роста природа запыхалась и теперь отдыхает. Цвета на картине по-осеннему контрастны: нежно-золотая, пурпурная листва берёз, ещё не обитая ветром, и...мрачная вода реки. Но художник смягчает этот контраст. Лёгкие тени берёз трепетно скользят по склону холма и спускаются к реке.

Тверская земля стала для Левитана, как и для А.С.Пушкина, “милым берегом”. Своему другу из-за границы он писал : “Нет лучше страны, чем Россия”

Слайд № 17.

Учитель.

Тверской художник Всеволод Сергеевич Солодов, как и И.И. Левитан, прожил нелёгкую, полную драматических моментов, жизнь. Год назад его не стало. Наш рассказ - дань памяти, уважения и признательности Заслуженному художнику России В.С.Солодову.

Ведущий 11.

Несколько лет назад в журнале “Русская провинция” был напечатан мемуарный очерк В.Солодова “В нашу школу бомба не попала” Рассказывая о своём отнюдь не золотом голодном детстве, например, о том, как в шестилетнем возрасте провалился в оттаявшую могилу или как во время войны его одевали в морге, отдирая от трупов примёрзшую одежду, он не терял присущего ему мягкого юмора.

В.Солодов имел дворянско-крестьянское происхождение.Его мама - Ираида Ивановна - была настоящей дворянкой, безукоризненно воспитанной, прекрасно образованной, свободно владевшей тремя языками и получившей два высших образования. Отец же, Сергей Солодов, был крестьянином. Его предки были крепостными семьи великого народолюбца Некрасова и жили в имении Карабиха. Дед заведовал солодовней, отсюда и пошла их фамилия.

Познакомились родители будущего художника во время Первой мировой войны, на фронте. Так складывались обстоятельства, что им часто приходилось менять место жительства. К моменту рождения Всеволода они оказались в городе Ржеве Тверской губернии. Спустя четверть века он вернулся на Тверскую землю, чтобы остаться здесь навсегда.

Ведущий 12.

Семья В.С.Солодова, как и тысячи советских семей, в годы Великой Отечественной войны испытала лишения, голод, горечь утрат..

Всеволод ещё подростком помогал семье: он приловчился расписывать настенные ковры на простынях заказчиков..Свой первый гонорар он получил в 13 лет. А потом он на законных основаниях зарабатывал изготовлением вывесок. А руки умели к тому времени многе: и печь сложить, и дом отремонтировать, и всякий съедобный корешок в лесу отыскать, а главное — рисовать.Эта страсть и привела его в Московское художественное училище. Параллельно он получал художественное образование в Государственном институте театрального искусства . Стипендии на жизнь не хватало, Ему, как в своё время и И.Левитану, приходилось часто голодать, но он научился не отступать перед трудностями.На последнем курсе Всеволоду несказанно повезло. Генштаб заказал особые, секретные плакаты для обучения разведчиков.Сева взялся за работу и “наклепал”, как он сам выразился, этих плакатов довольно много.Через месяц его вызвали за гонораром. За цифрой стояло два ноля. Для него это было сказочным богатством.

Ведущий 13.

На эти деньги Всеволод и женился. Любимым делом для него на долгие годы стала работа театральным художником. За 17 лет работы в театре он оформил 82 спектакля. Всеволод Сергеевич был одним из лучших театральных художников России. Эскизы его декораций покупал Театральный музей имени Бахрушина.

Солодов — первый тверской художник, имеющий в Москве постоянную экспозицию своих работ. В 2000 году правительство Москвы выкупило 34 картины художника для основания галереи его работ. 84 полотна Всеволода Сергеевича приобрёл московский департамент по образованию. Более 500 тверских пейзажей уехало за границу. Художник шутил, что в Италии его работ больше, чем Леонардо да Винчи : 166 !

Картины Солодова (около 200 !) хранятся и в двух музеях Твери.

Оставив театр, Солодов занялся собственно живописью. С 1970 года определяющей в его творчестве стала пейзажная живопись..Всеволод Сергеевич много времени проводил в загородном доме в деревне Дорошкино Аввакумовского сельского поселения. “Где бы я ни ездил, а в России самые лучшие места — под Тверью. Тверской край — это душа России”, - говорил он.

Учитель.

Родина по достоинству оценила вклад художника в развитие культуры и искусства. В канун 80 — летия Всеволоду Сергеевичу Солодову вручили золотую медаль Академии художеств Р Ф “Лучший пейзажист России”. Через год он ушёл от нас, но остались его картины, запечатлённые на полотнах любимые уголки Тверского края, любимое деревце -берёзка — непременный атрибут его картин. На вопрос журналистов, почему он отдаёт предпочтение пейзажной живописи, Всеволод Сергеевич всегда отвечал так : “Природа очищает человека” Познакомимся с некоторыми картинами нашего земляка.

Слайды № 18-21

Ведущий 14.

В 2008 году В.С.Солодов нарисовал картину “Берёзовая аллея”. На полотне мы видим два деревянных дома, через дорогу напротив них — копну сена, вдали -полоску леса; кое-где-небольшие ёлочки - вечные подружки русских берёзок. Вот и весь, кажется, пейзаж. Но от картины нельзя оторвать взгляд. В чём же её привлекательная сила?

Художнику удалось через русский пейзаж передать широту русской души.Третья часть горизонтального формата холста — отдана ровному полю, покрытому снежным одеялом. На переднем плане мы видим дорогу, уходящую вдаль, и по обеим стронам от неё - высокие, как свечи, как ворота в неизведанную даль белоствольные берёзы Это создаёт ощущение простора, бескрайности русской земли, её недосказанности и тайны .

В верхней части холста художник изобразил затянутое серо-розовой пеленой зимнее небо. От картины веет покоем, тишиной и... вечностью.

Берёза белая - подруга

Звучит песня “Белая берёза” (стихи Л.Овсянникова. Музыка В.Шаинского)

Слайд № 22.

Ведущий 15.

Русская берёзка - самое родное для нашего человека дерево! Великий композитор Ф.И.Глинка, вернувшись из-за границы домой, низко поклонился русской берёзке, а потом долго стоял, вытирая слёзы.

Такое же трепетное, нежное чувство к родному дереву испытывал и герой рассказа Розы Будриной “Алёшкина невеста” (Текст приводится в сокращении)

Чтец. (краткий пересказ)

В дни болезни матери Лёшка запустил учение. Надо было смотреть за малышами, стирать, мыть, готовить, управляться в огороде.

Вскоре в дом пришла беда : не стало матери.Совсем стало плохо Лёшке. Отец являлся поздно, тяжело валился на кровать, а утром чуть свет уходил, оставляя все заботы сыну.

Однажды он привёл в дом Фаину, молодую крикливую бабу. Легче Алёшке не стало, потому что в долме поселилась бестолковая суета, но молодуха ходила в магазин за продуктами и готовила обед. У Алёшки освободились вечера.Уложив братьев спать, он садился за учебники... В школе двойки сменились тройками, четвёрками, а однажды, раздавая сочинения, учительница сказала ему : “Пять!”

Из школы Алёшка пошёл не домой, а к околице.Здесь когда-то была берёзовая рощица. Но в бездородье шофёры вырубили большие деревья. Остались три маленькие берёзки.Две кособокие, а одна стройная, беленькая, как первоклассница. Её-то и выкопал Лёшка в честь своего праздника — заветной пятёрки. Принёс в палисадник и посадил. С того дня пошла у Алёшки Петрова учёба гладко. И жизнь стала интереснее.Домой он шёл с радостью. Его встречала тихим шелестом берёзка.

В сухие жаркие дни он поил её дождевой водой, на зиму укрывал от степных ветров щитами. Росла она красавицей. И прозвали её в деревне Лёшкиной невестой. Сам Алексей не возражал. Она и вправду была похожа на юную девушку с длинными прядями пушистых волос, в белом лёгком платьице на стройной фигурке.

В тени берёзки поставил Лёшка стол, за которым готовился к экзаменам. За этим же столом собрал на чаепитие друзей, когда уходил в армию.

В письмах братья уведомляли его о всех деревенских новостях. Молчали только о берёзке.А спрашивать о ней он стеснялся.

Демобилизовался Алексей в ноябре. Домой ехал через всю страну. Много одиноких берёз и целых рощ встречалось на его пути, но краше своей берёзки не увидел он ни одного деревца. Попутная машина довезла солдата до калитки.Рывком открыл её Алёшка и ...остановился. На месте, где была берёзка, торчал потемневший, словно обугленный пенёк. На крылдьцо вышла Фаина, всплеснула руками и заохала.Лёшка подошёл к пеньку, присел рядом. Фаина стонала :

Лёшенька, нынче нам брикет сырой привезли. Растапливать печку нечем. Берёзовая щепа — самая растопка...

Лёшка поднялся и, не глядя на Фаину, вышел со двора.

Берёза — символ пвмяти и непобедимости Родины.

Слайд № 23.

Звучит песня “Священная война” (стихи В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова)

Учитель.

Немало стихотворений о берёзе было написано во время Великой Отечественной войны. Для бойцов берёза была не просто деревом.. Она олицетворяла собой отчий дом, любимую девушку, невесту, сестру милосердия…

Чтец (в гимнастёрке и пилотке).

Слайд № 24.

Ведущий 16.

В 1943 году на Курской дуге, где произошло одно из самых кровопролитных танковых сражений во время войны, фронтовой корреспондент, уроженец Тверской губернии Яков Захарович Шведов - автор песен “Орлёнок” и “Смуглянка” - на одном дыхании написал стихотворение “Берёзка”.

Чтец.

Среди полей на перекрёстке
Взлетел крылатый столб огня,
Снаряд ударил в ствол берёзки,
А показалось, что в меня.

В июльский полдень, под обстрелом,
Я вспомнил детство, отчий дом,
Берёзку, что легко шумела
Своей листвою под окном.

Я вспомнил, как она собою
Нам украшала бедный сад,
Сквозная, чистая весною
И золотая в листопад.

...Пусть пулемёты снова брызнут
Смертельным яростным огнём!
В бой за берёзку, за Отчизну,
За солнце яркое идём!

Идём за милый край отцовский,
И если сгинем мы в боях,
То пусть товарищи берёзку
У нас посадят в головах.

Не надо почестей и тризны
Погибшим в схватках боевых.
Им слово краткое “Отчизна”
Дороже было слов иных.

Идёт огонь на нас стихией,
Летит трассирующая нить...
Берёзка, солнце и Россия
Живут и вечно будут жить!

Звучит песня “В Трептов-парке” cтихи Н.Агеева, музыка С.Колианиди.

Слайд № 25-26

Чтец.

В 1949 году

В Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.

Учитель.

Е.Вучетич, автор памятника советским воинам, настоял, чтобы у священных могил в Трептов-парке были высажены не какие-нибудь, а именно русские берёзки. Об этом событии поведал читателям писатель М.Бубеннов в романе “Белая берёза”.

Звучит песня “Берёзовые сны” (cтихи Г.Фера. Музыка В.Гевиксмана.)

Учитель.

В 60-е годы поэта Н. Рыленкова критиковали за пейзажную лирику. Поэт писал:

Критик мой нахмурится сурово,
Отгоняя даже тень улыбки:
“Как тебя я не учу, ты снова
Повторяешь прежние ошибки.

Пишешь всё пейзажи, да пейзажи.
Луг в цвету, берёзки в поле дальнем.
Пусть всё это мило, но нельзя же
Быть в наш век таким неактуальным”

Согласны ли вы с этим мнением? Подумайте и напишите сочинение в жанре эссе “Мой ответ критику” А я отвечу строчками стихотворения М.Пляцковского:

Пусть мне твердят,что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Любимые места!

Слайды 27-30 (Фотографии берёзок)

Творческие работы учащихся.

Викторина.

1. Берёзка-самое почитаемое дерево у славян. С ней были связаны различные обряды.

  • Почему берёзку сажали у дома? (берёза приносила удачу)
  • Почему берёзовые ветки втыкали в поле? (чтобы получить хороший урожай)
  • Зачем берёзовое полено закапывали под порогом конюшни?  (чтобы кони не переводились)
  • Зачем берёзовые ветки надевали на рога коровы? (чтобы защитить от ведьм)

2. Отгадайте загадку:

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки. (берёзовые спички)

3. Какой перефразой можно заменить слова РОДИНА и РОССИЯ? Замените эти слова оборотом речи, используя берёзовую тему. (“страна берёзового ситца”)

4. Кому принадлежит этот оборот? (С.Есенину)

5. Как правильно говорить: береста или берёста? (Норма литературного языка допускает обе формы)

6. В старину говорил: “Дать берёзовой каши” Что это означало? (наказать, высечь)

7. Объясните смысл пословицы: “И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут”

Как же помочь берёзе? (Нельзя выпускать из берёзы много сока,она засохнет. Угостила тебя берёзка - плотно заделай отверстие, например, глиной)

8. О каком времени года идёт речь в стихотворении С.Есенина? Найдите слова-подсказки.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.

(Осень. Слова-подсказки: туман, росы, золотистые (желтые) косы)

9. В русских былинах часто встречается такой эпитет к слову берёзка: покляпая. А что значит это слово? (кривая)

10. Где в России растут“ покляпые” берёзки? (в Карелии)

11. Кто быстрее составит синквейн на тему:“Берёза”?

(Берёза.

  • Белоствольная, плакучая.
  • Греет, лечит, вдохновляет.
  • Русская берёзка - символ Родины!
  • Красавица!)