Учебный процесс представляет собой сложную систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и ученика (учение). Под руководством учителя происходит овладение основами наук, способами учебной деятельности. Система “учитель – ученик” действует наиболее эффективно, когда наступает дидактический резонанс, т.е. согласованность между деятельностью учителя и ученика. Активизировать познавательную деятельность учеников мы можем:
- путем интересного изложения содержания урока;
- умелым применением приемов, средств, способов решения заданий;
- выбором наиболее занимательных форм решения задач (в стихах, в сказках, под музыкальное сопровождение);
- умелой постановкой вопроса;
- созданием проблемных ситуаций, требующих от учеников подумать, сделать выбор;
- удачной формулировкой цели урока;
- интересно построенной вступительной беседой;
- фактами, примерами, заданиями, которые вызвали бы эмоциональное отношение ученика;
- предложением сделать выбор из нескольких решений, найти и исправить чьи-то ошибки.
Проведение игр на уроках способствует успешному решению образовательных, развивающих и воспитательных задач. Игротехника включает в себя систему, совокупность методов, отдельных приемов, средств, способов, форм организации и проведения дидактических игр; это технология организации и проведения системы дидактических игр, используемых на уроках. По времени дидактические игры, подчиненные достижению общей цели урока, могут занимать как несколько минут (это фрагмент урока), так и значительную часть (уроки – зачеты; уроки – путешествия и т.д.). В игровой деятельности детей активно функционируют процессы памяти, мышления, воображения, восприятия, развивается орфографическая зоркость, внимание, наблюдательность ребенка.
Разрабатывая сценарий (концептуальный замысел) дидактических игр, используемых в ходе урока по какой-либо теме, целесообразно действовать по определенному алгоритму.
Сформулировать систему образовательных, развивающих и воспитательных целей.
Предусмотреть решение следующих задач: формирование у детей установки на предстоящую игру, желания решать учебную задачу; формирование познавательного интереса.
Следует заранее продумать: кого и на каком этапе спросить; какой степени трудности задать вопрос; какие дополнительные элементы повышенной трудности ввести в сценарий игры; какие элементы эмоциональной окраски игры вызовут ответное сопереживание учеников. Важную роль имеют и средства дидактической наглядности (опорные карточки, красочные схемы, художественно выполненные сюжеты по мотивам народных сказок, былин, детских мультфильмов и т.д.).
Таким образом, использование игротехники в учебном процессе позволяет успешно решать задачи активизации познавательной деятельности учащихся.
Применение игротехники в учебном процессе имеет большие возможности для повышения уровня преподавания учителя начальных классов, в частности в совершенствовании технологии проведения дидактических игр. В решении данного вопроса необходимо использовать научные труды Э.Н. Короткова, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Н.Г. Морозовой, Т.И. Шамовой, А. Шаталова и др. Эта литература может быть использована учителями при подготовке дидактических игр: в методическом обосновании их сценария, замысла, в методике проведения, а также в решении вопросов о целесообразном использовании игротехнических приемов.