Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми ограниченных возможностей средствами песочной психотерапии

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОВЗ, Метод Юнгианской песочной терапииSandpla, фрустрированные потребности, психологическая коррекция, психотерапевтические занятия


Своевременная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условиям их адаптации, социализации и дальнейшей интеграции в обществе. Данная категория детей обучается в системе, как общего, так и коррекционного образования. В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной психотерапии " Sand-play", которую осуществляют специалисты психологического центра.

На современном этапе развития психологической практики очевидна неоднозначность понимания содержания термина «психологическая коррекция». В широком смысле — это направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. В таком понимании психокоррекционные воздействия не имеют четких границ с психотерапевтическими, консультативными, обучающими.

Таким образом, рассматривая данный метод в рамках психологического сопровождения, мы имеем в виду психотерапевтические занятия – как процесс исследования внутреннего мира ребенка, его фрустрированных потребностей, переживаний, аффектов.

В семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья нередко формальным лидером становиться мать. Как правило, она диктует ребенку стиль его поведения, решает за него все его проблемы, в его присутствии говорит от его имени, лишая его возможности высказать собственное мнение. Ребенок – инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Нередко у детей с ОВЗ появляются немотивированные отказы, страхи, негативизм. К нарушениям эмоционально- волевой сферы относится неспособность ребенка управлять своими эмоциями, настроением, эмоциональной лабильностью, наблюдается расстройство влечений. Это касается полового влечения и влечения, связанного с инстинктом самосохранения (агрессия, направленная как на окружающих, так и на себя). Занятия в песке показаны детям с различными видами нарушений: РДА, РДШ, разные виды СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), патохарактерологическое развитие личности, психопатии, фобии, невротические расстройства.

Поскольку метод песочной терапии - это предвербальный метод, который преимущественно работает с предвербальными процессами, глубокими архаическими слоями психики, с тем, что мы не можем пробудить словом, происходит более глубокое прорабатывание. Поэтому, данный метод предоставляет ребенку абсолютно свободное и безопасное пространство для выражения своих чувств и потребностей. Он создает то, что ему нравится, без определенного плана или направленности, безмолвно.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, следует подходить с гуманистических позиций и ориентировать родителей на главную цель песочной психотерапии - не "переделать" ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, научиться любить и уважать себя таким, какой он есть.

В связи с заявленной проблемой были определены следующие шаги сопровождения: наблюдение за ребенком во время свободной деятельности; беседа с родителями о сущности метода песочной терапии, и поиск совместной постановки цели и задач для конкретного ребенка. Как правило, задачи формируются в процессе психотерапевтических сессий, на которых я, в беседе с родителями, стараюсь « развернуть» песочный символизм в плоскость реальной жизни, тем самым обратить внимание родителей на те, глубокие процессы, которые в процессе игры, способен проработать ребенок. Как, показывает практика, для детей с ограниченными возможностями здоровья важно сформировать собственное «Эго», развить и укрепить его. Способы укрепления «Эго» могут самые разные: через творческое самовыражение, через «оформление» чувств или отреагирование негативных эмоций, через расширение внутреннего опыта ребенка и т.д. Важно в продукции ребенка обнаруживать бессознательные фантазии, которые структурируют его опыт. Например, у ребенка с психосоматикой присутствует базисный дефект в развитии Я и эмоциональности, не хватает мужской роли в психике, нет идеи нормальной связи между родителями, присутствует путаница внутреннего и внешнего, Я и объекта, и присутствует нарциссическое и анаклитическое отношение матери к ребенку. На развитие ребенка влияют бессознательные страхи матери и отца, их желания и проективные ожидания, которые формируют шаблон убеждений о биологической, сексуальной и психосоциальной идентичности.

Таким образом, основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".

В начале сессии ребенок видит лоток в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает, констеллируется в нем в течение сеанса. Он свободен, выбирать: играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Психолог не дает ему никаких инструкций. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку, но некоторые дети не готовы взаимодействовать с песком и длительное время и выстраивают игровые сюжеты прямо на полу.

В конце сессии делается несколько фотографий, для последующей интерпретации символических аспектов душевых проявлений. Параллельно с этим процессом происходят встречи с родителями ребенка, и это сотрудничество очень важно для достижения положительного терапевтического результата.

Для отслеживания динамики над процессом пескотерапии, психологом заполняется протокол сеанса, где он отмечает все, что может иметь значение. Таким образом, осуществляется возможность систематизировать процесс пескотерапии, что в дальнейшем помогает увидеть динамику работы, т.е. как поступки и переживания ребенка естественным образом оформляются на песочной плоскости. Таким образом, осуществляется контроль даже над малейшими изменениями в психической организации ребенка.

Просматривая и супервизируя несколько случаев из песочной практики, можно отметить что у многих детей с ограниченными возможностями здоровья, слишком длительное время проходит этап «хаоса»: ребенок беспорядочно расставляет множество игрушек на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное “проживание” психоэмоционального состояния и освобождение от него. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет. Например, так в песочнице мы видим 3 этапа: конфликт между плохим и сильным (пауки) и слабым хорошим (звери—мать и детеныш) - идеальное королевство - сложный мир с королем и королевой, отделенных от ребенка, ведьмой и животными силами (лошади) и ресурсами ( волшебные сокровища). Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.

Таким образом, процесс исцеления в песочной терапии может происходить в личности ребенка, если он страдает от психического расстройства или повреждения возникшего до рождения или в раннем детстве. В своей книге Руфь Амманн “Healing and Transformation in Sandplay” описывает расстройства первичных отношений с матерью или материнской фигурой, которая сделала невозможным для них взросление (рост) с базовым (здоровым) доверием к миру или в их жизненный процесс. В таких случаях терапевтический процесс сопровождает (ведет) внутрь глубоко лежащих пластов опыта раннего детства. Эти пласты расположены за пределами сознания и вербализации. Психическая энергия возвращается назад, пока не достигнет здорового ядра психики. Через песочную терапию картины и силы ненарушенного единства оживают и становятся эффективным и здоровым фундаментом формирования и строительства новой структуры личности.