Геометрические фигуры

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока: соотнесение предметов с эталонной формой.

Задачи урока:

1. Образовательные:

1.1. Уточнить название геометрических фигур: круг, квадрат и активизировать в речи.
1.2. Упражнять в выделении признаков треугольника на основе действия обследования.
1.3. Учить детей видеть знакомые геометрические формы в предметах ближайшего окружения.

2. Развивающие:

2.1. Развивать способность детей к классификации фигур по заданному основанию.

3. Воспитательные:

3.1. Формировать умение договариваться о распределении материала.
3.2. Побуждать детей к принятию игровой роли.

Материал: круги и квадраты из плотного картона (по 2 на каждого ребенка), карточки с изображением “круглой” и “квадратной” пищи; треугольники на каждого ребенка по 1 шт.

Ход занятия

Сегодня к нам в гости пришли геометрические фигуры, вот они (воспитатель выставляет круг и квадрат). Поздоровайтесь с ними так, как Вы приветствуют друг друга: “Доброе утро, круг; доброе утро, квадрат”. (Побуждение детей к приветствию). Круг и квадрат пришли не одни, они привели с собой младших братьев и сестер – маленьких кругов и квадратов.

Давайте поиграем с ними в детский сад.

(Определение игрового пространства “детский сад”).

Я вам предлагаю быть воспитателями, а геометрические фигуры – ваши дети. Я уже разделила их на группы.

Подходите и выбирайте себе группу детей.

(Дети садятся за столы, на которых находятся геометрические фигуры).

– произвольный выбор в пары.

Я тоже выберу себе группу детей и сяду за стол (с кем– то из детей)

За каждым столом получилось по 2 воспитателя. Давайте договоримся о том, у кого в группе будут круги, а у кого квадраты.

(Дается образец: Кого ты хочешь взять к себе в группу? Тогда у меня будут…)

– После того, как “воспитатели” выбрали себе группу, предлагается познакомиться со своими воспитанниками.

(Образец: “Меня зовут Светлана Михайловна”. “А меня зовут круг” или квадрат.)

С чего начинается день? (Выставляется модель “выполнение утренней гимнастики”)

Правильно, каждое утро мы делаем зарядку.

А теперь постройте “своих детей”, друг за другом.

(Раскладывание фигур в ряд).

Физкультминутка. (Демонстрация зарядки).

А что делаем после зарядки? (Демонстрация моделей “моем руки”, завтрак)

После зарядки мы готовимся к завтраку. Моем руки.

Спросите у своих детей: “Круг ты вымыл руки? А у тебя чистые руки?” т.д.

Усаживание за стол.

Договоритесь, кто из вас будет усаживать “круги” а кто “квадраты”.

Спроси, у своего друга, “Ты кого хочешь покормить? Тогда я буду “кормить….

Ты согласен? Помогите своим детям сесть за стол.

За одним столом будут сидеть – круги, за другим – квадраты”.

Уточнение цели.

(Прием приложения)

 

Пока ваши дети садились за столы, помощник воспитателя Н,М. принесла нам еду.

Что приготовили нам повара?

Рассматривание еды: Что это? Уточнение названия и формы.

– (Яблоки, апельсины, блины, бутерброд с сыром, бутерброд с колбасой, вафли).

Я догадалась, почему у нас разной формы еда, потому что “круг” будет кушать круглую пищу, а “квадратная” пища – для квадратов.

Ответы детей: (Круги едят только “круглую” пищу, а квадраты – “квадратную”).

Проверяем: кругов столько, сколько круглой пищи или можно сказать их поровну.

Приятного аппетита.

“Воспитатели”, накрывают на стол и кормят своих детей”.

Стук в дверь.

К нам пришла еще одна большая фигура. Кто знает, как она называется?

Давайте подойдем к ней и поздороваемся с .

“Доброе утро, , что вы хотели?

Обследование треугольника: (стороны, углы. Демонстрация диалога “Знакомство с треугольной фигурой”)

Давайте послушаем, о чем говорит большой треугольник.

“Я привел к вам в детский сад своих младших братьев, маленьких .

Воспитатели, принимайте в группу новых детей, познакомьтесь с ними. Спросите “Тебя как зовут? а меня – Светлана Михайловна).

Грустно маленьким треугольникам расставаться со старшим братом. Давайте успокоим их, погладим по сторонам. Посмотрите, как я это делаю: поставлю палец на угол и веду его по стороне до следующего угла, затем по другой стороне – до 2 уголка и снова веду пальцем по 3 стороне – до 3 уголка.

Теперь вы погладьте свои треугольники (обследование ).

Познакомьте треугольники со своими детьми – фигурками: демонстрация диалога:

“Подкатился круг к “Мы с тобой похожи? Нет. У меня нет углов, а у меня есть.

Подошел квадрат к “Мы с тобой похожи?” – Да, у меня есть уголки и у тебя тоже есть уголки”.

Создание условий для игровой деятельности:

Внесение “треугольной” еды – моркови.

Дети самостоятельно “угощают треугольники”.

“Воспитатели” сейчас вы показали своим детям группу, но кроме групп у нас есть музыкальный зал. Вероника Яковлевна ждет нас на музыкальное занятие.

Самоанализ

  1. Почему выбрана именно эта тема: сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных направлений в программе “Развитие”. Овладение сенсорными эталонами является фундаментом общего умственного развития.
  2. Данное занятие является интегрированным: решались задачи двух образовательных областей: “Познание” и “Социализация”.

Задачи ОО “Познание”:

  • уточнение названия геометрических фигур: круг, квадрат;
  • упражнять в выделении признаков треугольника на основе действия обследования;
  • учить детей видеть знакомые геометрические формы в предметах ближайшего окружения.

Задачи ОО “Социализации”:

  • формирование умения договариваться о распределении материала;
  • побуждение детей к принятию игровой роли.
  1. Цель занятия – соотношение предметов с эталонной формой достигалась поэтапно. Сначала мы с детьми уточнили названия знакомых геометрических фигур, а затем упражняли в классификации этих фигур (все дети знают названия фигур и активно используют их в речи). Дети (Маша, Ваня) продемонстрировали способность классифицировать фигуры по заданному основанию. При чем основание для классификации было задано в словесной форме, что является более сложным для детей данного возраста. Это меня порадовало. Занятие было построено в игровой форме. Игра помогла детям осознать смысл предлагаемого действия (дети не просто соотносили предметы с геометрическими фигурами, а просто играли – кормили). В конечном счете они присвоили себе это действие (это мы увидели в конце занятия, как Ксюша угощала треугольник морковкой). Побуждение детей к принятию игровой роли являлось обращение к детям словами: “воспитатель”, “ваши дети”, “постройте своих детей на зарядку”. Для развертывания игрового сюжета была организована параллельная игра: “воспитатель – ребенок”. Для переноса усвоенных способов действий была использована малознакомая геометрическая фигура – треугольник. Сначала на треугольник мы переносили знакомые действия обследования, а затем и соотнесение предмета по форме (дети выбрали морковку).

Я считаю, что цель, поставленная мною, была достигнута (полностью или частично). Это видно из того, кто самостоятельно справился, а кто посмотрел. Затруднения были у … Я помогала…(словом или действием).

Занятие планировалось незавершенным, с переходом к самостоятельной игре. Для этого был дан образец диалога (геометрических фигур): “Мы с тобой похожи”, “У нас с тобой есть уголки”. Затем переключили детей на другой вид деятельности: “воспитатели, покажите своим детям музыкальный зал”. Считаю, что на следующем занятии можно вводить упражнения на соотношение предметов с геометрическими эталонами, используя 3 геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

За видео-приложением обращайтесь, пожалуйста, к автору (из-за большого объема в статье не размещено)