Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через занятия тестопластикой

Разделы: Социальная педагогика


Большой проблемой для детей - инвалидов является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что дети - инвалиды не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Я работаю в клубе "Радость" для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занимаюсь с детьми тестопластикой. Кружок "Сувенир" посещают не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровые дети, это их родственники, друзья, знакомые. Самым замечательным в клубе дети дружно называют общение со сверстниками, ребята легко знакомятся, помогают друг другу. Очень важно, что здоровые дети внимательны, отзывчивы и толерантны по отношению друг к другу и к больным детям. Им интересно творчество друг друга, они легко преодолевают комплексы, связанные с болезнью, дети начинают верить в себя. Поделки, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной привлекательностью и особой лечебной аурой. Лепка - одно из самых увлекательных и любимых занятий детей. На занятиях тестопластикой, каждый старается проявить свою индивидуальность, во платить свой замысел. Успех на каждом занятии это своего рода психотерапия, позволяющая избавиться от нервного напряжения, плохого настроения, поверить в себя и в свои силы. Как интересно лепить поделки своими руками! Их можно подарить родным и друзьям.

В процессе занятий лепкой у детей развивается мелкая моторика пальцев интеллектуальные и творческие способности. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль в мыслительной деятельности ребенка.

О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку "выдвинутым наружу головным мозгом". Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:

Обучающие

  • Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
  • Помочь раскрыть способности детей преодолеть трудности в процессе обучения;
  • Обучить детей работать с соленым тестом:
  • Замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
  • Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • Развить мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные

  • Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
  • Сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие

  • Развить самостоятельность, аккуратность;
  • Сформировать потребность в саморазвитии.

С чего я начала свою работу? В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. И решила внести занятия по тестопластике в работу с детьми с ОВЗ. В первую очередь провела ряд пробных занятий, написала образовательную программу "Сувенир" для детей с ограниченными возможностями здоровья, составила и провела диагностику и по ее результатам составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом.

Используемые приемы лепки :

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. На первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность поработать с ним, потрогать, понюхать, помять. Высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Так же на первых занятиях в основном использовали с детьми формочки для печения. Ребятам очень нравилось стряпать угощения. При помощи предметов с рельефной фактурой делали интересные поделки рамки для фотографий, подсвечники. Далее стали лепить объемные фигурки ежика, совы шишки, при помощи маникюрных ножниц. Сложные поделки из соленого теста выполнялись из простых элементов - колобков, колбасок, лепешек. Очень нравится ребятам лепить цветы. На эту тему сделано очень много работ. Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются колер, краски - гуашь, акварель. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - тряслись руки. Чувствовалось, что ребятам сложно выполнять такую работу. Но теперь, смотришь, и радостно за воспитанников, как ловко все у них получается. После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к другому этапу работы более сложному. По сюжетам русских народных сказок лепили панно "По-щучьему велению", "Колобок", "Машенька и медведь". На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях. Особо хочется остановиться на тех методах и приемах, которые я использую в работе с детьми. Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста, по итогам проведенных выставок, конкурсов и фестивалей оформлен фото альбом. Большое место на занятии занимают игры с разнообразным готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают определенные психические процессы ребенка: мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами (грецкий орех, карандаши). "Сухие бассейны" наполненные косточками разных размеров, пуговицами, пробками, камешками.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Планируя работу на следующий год, решила более углубленно изучить технологию лепки из соленого теста, закрепить ранее полученные навыки, знания и умения. Буду осваивать вместе с детьми более сложные приемы (лепка фигуры человека). Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, игрушек для настольного театра, коллективных панно.

Список литературы

Список литературы для педагога

  1. Роговин А. Хочу сделать сам: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л.П. Савина - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - 48 с.: ил.
  3. Силаева К., Михайлова И. Большая книга поделок "Соленое тесто" - М.: ЭКСМО, 2004. - 223 с.
  4. Смирнова И.А. Наш особенный ребенок: Книга для родителей ребенка с ДЦП. - Спб.: КАРО, 2006. - 176 с.
  5. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 464 с.
  6. Фирсова А. Чудеса из соленого теста- М: Айрис-пресс, 2008. - 32с.
  7. Хананова И.Н. Соленое тесто. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 104с.
  8. Диагностика детей среднего и старшего возраста. Э.Д.Гейци. - Новосибирск: "БОРА-ПРЕСС", 2006. - 567с.

Список литературы для детей

  1. Учимся лепить и рисовать (серия "От простого к сложному")- СПб.; Кристалл; Валерии СПб. - 224 с., ил.
  2. Кард В., Петров С. Пластилин: Игрушки из пластилина. - М.: "Рипол классик"; СПб.: "Валерии СПД", 2001. - 128 с., ил.