Эпиграф урока.
Мы сокращаем свою жизнь своей
невоздержанностью,
своей беспорядочностью, своим безобразным
обращением
с собственным организмом.
И.П. Павлов
Проблема урока: жить или курить?
Цель урока: cодействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни “жить или курить?” в ходе решения задач химического содержания на проценты.
Задачи урока:
• образовательная: расширить знания о влиянии никотина на организм; закрепить умения и навыки, связанные с вычислением процентов;
• развивающая: развивать логическое мышление, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях и устанавливать межпредметные связи с математикой, химией и биологией;
• воспитательная: воспитывать ответственное отношение к учебе, трудолюбие, коммуникативность;
• валеологическая: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за свое здоровье и здоровье близких людей.
Виды используемых ИКТ: электронные и информационные ресурсы с текстовой, графической, визуальной информацией.
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Средства обучения: раздаточный материал; аппаратное и программное обеспечение: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, СТ М-Тест, текстовый процессор Microsoft Word.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Межпредметные связи: химия, математика, биология.
Ключевые компетенции: умение общаться, умение переносить знания в различные области, владение информационными технологиями.
План урока
- Организационное начало урока.
- Введение.
- Сообщения учащихся.
- Результаты анкетирования. Мотивация.
- Постановка цели урока.
- Актуализация.
- Устные упражнения и задачи.
- Решение задач.
- Решение задачи с обсуждением.
- Сообщение учащегося “Состав табачного дыма”.
- Самостоятельная работа.
- Беседа по выполненным заданиям.
- Работа в группах. Практическая работа “Химические опыты с сигаретами”. Беседа по результатам опыта. Презентация.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
1. Организационное начало урока
1.1. Вводное слово учителя химии.
Молекулы трех веществ – никотина, морфина и этанола – отнимают у людей здоровье и приносят им столько горя, сколько разрушительные мировые войны. Борьба с пагубным действием этих молекул на организм человека отвлекает силы множества людей самых разных профессий.
18 ноября во многих странах, в том числе в России, отмечают День отказа от курения.
1.2. Сообщения учащихся.
Сообщение 1 учащегося.
Мировая статистика свидетельствует о том, что среди взрослого населения курят половина мужчин и четверть женщин. Приобщение к курению начинается в школе; мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10 лет, девочки – в 13-14 лет.
По данным отдела внешних связей и координации профилактической работы центра медпрофилактики республики Бурятия, в нашей республике курит около 60% мужчин, 30% женщин и примерно 37% детей подросткового возраста. Количество тех, кто закуривает первую сигарету, у нас не уменьшается, а постоянно увеличивается.
Вряд ли кто из подрастающего поколения знает, что каждые 6 секунд в мире умирает 1 человек, до 6 человек в минуту, до 5 млн - в год. Не многие знают и то, что уже сегодня смерть от курения во всем мире занимает третье место среди других болезней, а вклад курения в смертность во всем мире составляет 17 % . Мало известен и еще один печальный рекорд - Россия является абсолютным мировым лидером по курению среди взрослых и несовершеннолетних.
Курение – это еще и серьезный удар по семейному бюджету. Ежемесячно среднестатистический курильщик тратит около тысячи рублей на сигареты. Плюс к этой сумме – покупка жевательных резинок, чтобы сбить запах, ароматизаторов, отбеливающих зубных паст.
Сообщение 2 учащегося.
Родина табака – Америка. Слово “табак”, возможно, происходит от названия острова Тобаго. Но не стоит обвинять Колумба в тех бедах, которые обрушились на человечество в связи с развитием пристрастия к курению. Если бы он знал, к чему приведет распространение по всему миру привезенного им табака, то он, наверное, проплыл бы мимо Нового Света.
В прежние времена за курение наказывали.
В России при царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого будет найден табак, бить кнутом до тех пор, пока курильщик не
Признается откуда взял табак. Правило, запрещающее курение на улицах, действовало многие десятилетия в городе на Неве. Ещё современникам А.С. Пушкина строго-настрого запрещалось “как при прогулках пешком, так и при проезде в экипажах курить цигарки”. Инициаторами запрета курения на улицах были отнюдь не медики. Приказ продиктовали пожарные.
В архивах венгерского города Эстергома найдены любопытные документы, датированные 1771 г., - специальные “табачные установления”. Согласно им все курильщики обязаны были зарегистрироваться в ратуше и платить особый налог в пользу местных пожарных бригад. Тех, кто покуривал тайком, штрафовали: половина денег предназначалась информатору, половина – властям. Не осиливших штраф пороли розгами. И сегодня в ряде стран к курильщикам применяются жесткие меры наказания. Так, в деревне Хундер индийского штата Раджастхан курение не только запрещено, но и наказуемо. Привычка выбрасывать за окно автомобиля ситарету может дорого обойтись жителям бразильского города Белу-Оризонти. В наше время тревогу по поводу курения бьют медики. Тем, кто курит, полезно знать состав табачного дыма и вызываемые его компонентами болезни. Человек, выкуривший 22 тыс. сигарет, приравнивается к работнику уранового рудника. Это уже инвалид. Хочется задать вопрос: стоит ли минутное удовольствие всех этих последствий?
Сообщение 3 учащегося.
Группа ребят за 2 недели до урока занималась разработкой анкет для выявления масштабов курения в школе, причин, которые способствуют приобщению школьников к курению, влияния маркетинговых усилий табачных компаний на распространение курения. Далее проводится анкетирование и обработка результатов.
1.3. Результаты анкетирования.
- 43% учащихся имеют привычку курить;
- Основной возраст, когда начинают курить – 12-13 лет;
- Причиной курения часто называют желание подражать взрослым;
- 40% учащихся даже не читают предупреждающую надпись на пачке сигарет;
- 64% не знают состав табачного дыма:
- 65% знают о свойствах никотина;
- 80% знают о влиянии курения на здоровье;
- Среди курящих 35% - девочки;
- 72% не знают о влиянии курения на окружающих и на окружающую среду.
1.4. Беседа о фактах, содержащихся в сообщениях. Формулирование цели урока. (Учитель химии)
2. Актуализация.
2.1. Устные упражнения и задачи. (Фронтальная работа учащихся с учителем математики)
1. Прочитать число и представить в виде процентов:
- В состав воздуха входит по объему части азота.
- В состав воздуха входит по объему часть кислорода.
- В состав молекулы воды входит часть водорода.
- В состав молекулы воды входит частей кислорода.
2. Заменить проценты дробью:
- Синильная кислота составляет 50% никотина.
- Оксид углерода составляет 60% табачного дёгтя.
3. Решите задачи:
- Сторож в бюджетном учреждении зарабатывает 8000 рублей в месяц. Он курящий, и выкуривает ежедневно по 1 пачке сигарет “Прима”, а в день дежурства 1,5 пачки. Таким образом, он тратит на покупку сигарет 13% своей зарплаты. Сколько рублей в месяц он расходует на сигареты?
- Курящие дети сокращают свою жизнь на 15 %. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 60 лет?
3. Решение задач.
3.1. Решение задачи с обсуждением. Работа класса с учителем математики. Один из учащихся работает у доски.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дёгтя, оксида углерода(II), полония – в одной сигарете, если в одной сигарете никотина содержится 6 ммг; табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина, а синильная кислота составляет 50% никотина; оксид углерода(II) составляет 60% от количества табачного дёгтя; а полоний 210 составляет 2/3 от количества оксида углерода (II).
3.2. Выводы по задаче (беседа с учителем химии) и небольшое сообщение учащегося о составе табачного дыма и химическом строении синильной и никотиновой кислот. (Используются Приложение 1 и Приложение 2.)
3.3. Самостоятельная работа.
Статистика показывает, что курящих подростков – 60 % мальчиков, девочек – 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если у нас учатся 85 мальчиков и 70 девочек?
Средний вес новорожденного ребёнка 3 кг 300 г. Если у ребёнка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 125 г, а если курит мать – меньше на 300 г. Определите, сколько % теряет в весе новорождённый, если:
а) курит папа;
б) курит мама.
Статистика показывает, что курящая секретарь-машинистка на странице печатного текста в 800 знаков может допустить 4% ошибок. Сколько ошибок на странице?
4. Работа в группах. (Инструктаж учителя химии)
Практическая работа “Химические опыты с сигаретами”.
Инструктивная карточка.
Опыт 1. “Получение растворов веществ,
содержащихся в дыме и фильтре сигарет”.
Опыт 2. “Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет”.
- Реакция с FeCl3. В две пробирки наливают по 1 мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляют 2-3 капли 5%-ного раствораFeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения, например:
Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, например фенол – фиолетовую, пирокатехин - зеленую, гидрохинон – зеленую, переходящую в желтую:
- Реакция с KMnO4. В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролеин. Их обнаруживают следующим образом. В две пробирки наливают по 1 мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавляют в пробирки несколько капель 5%-ного раствора KMnO4. Наблюдают обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:
Делают вывод о содержании вредных веществ, оставшихся на фильтре после курения, в табачном дыме, прошедшем через фильтр, по интенсивности окраски комплексов железа (III) и по массе осадка MnO2. Отмечают роль сигаретного фильтра в улавливании вредных веществ.
Опыт 3. “Обнаружение непредельных соединений”.
В две пробирки наливают по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, и добавляют по 1-2 капли бромной и йодной воды (несколько капель аптечной настойки йода растворяют в 10 мл воды). Наблюдают обесцвечивание растворов.
5. Подведение итогов урока.
Проводится небольшой тест в системе СТМ-тест. Выводы,беседа.
1. В состав табачного дыма входит:
- Синильная кислота,
- Углекислый газ,
- Кислород,
- Азот.
2. Курение не оказывает влияния на:
- Семейный бюджет,
- Здоровье человека,
- Окружающую среду,
- Политику.
3. Мерами, направленными на борьбу с курением, не является:
- Запрещение рекламы табачных изделий,
- Разъяснительная работа о вреде курения,
- Уголовное наказание,
- Предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма
6. Домашнее задание.
1. Решите задачу: В вашем классе 20 учеников. По результатам опроса оказалось, что курят 8 человек. Сколько процентов учащихся курит в вашем классе? Пробовали курить ещё 45%. Сколько учеников пробовали курить?
2. Выпустить по итогам урока плакат или листовку по пропаганде здорового образа жизни.