Урок химии и математики в 9-м классе "Проблема курения с точки зрения химии и математики"

Разделы: Математика, Химия


Эпиграф урока.

Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью,
своей беспорядочностью, своим безобразным обращением
с собственным организмом.
И.П. Павлов

Проблема урока: жить или курить?

Цель урока: cодействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни “жить или курить?” в ходе решения задач химического содержания на проценты.

Задачи урока:

образовательная: расширить знания о влиянии никотина на организм; закрепить умения и навыки, связанные с вычислением процентов;

развивающая: развивать логическое мышление, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях и устанавливать межпредметные связи с математикой, химией и биологией;

воспитательная: воспитывать ответственное отношение к учебе, трудолюбие, коммуникативность;

валеологическая: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за свое здоровье и здоровье близких людей.

Виды используемых ИКТ: электронные и информационные ресурсы с текстовой, графической, визуальной информацией.

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Средства обучения: раздаточный материал; аппаратное и программное обеспечение: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, СТ М-Тест, текстовый процессор Microsoft Word.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: химия, математика, биология.

Ключевые компетенции: умение общаться, умение переносить знания в различные области, владение информационными технологиями.

План урока

  1. Организационное начало урока.
    1. Введение.
    2. Сообщения учащихся.
    3. Результаты анкетирования. Мотивация.
    4. Постановка цели урока.
  2. Актуализация.
    1. Устные упражнения и задачи.
  3. Решение задач.
    1. Решение задачи с обсуждением.
    2. Сообщение учащегося “Состав табачного дыма”.
    3. Самостоятельная работа.
    4. Беседа по выполненным заданиям.
  4. Работа в группах. Практическая работа “Химические опыты с сигаретами”. Беседа по результатам опыта. Презентация.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

1. Организационное начало урока

1.1. Вводное слово учителя химии.

Молекулы трех веществ – никотина, морфина и этанола – отнимают у людей здоровье и приносят им столько горя, сколько разрушительные мировые войны. Борьба с пагубным действием этих молекул на организм человека отвлекает силы множества людей самых разных профессий.

18 ноября во многих странах, в том числе в России, отмечают День отказа от курения.

1.2. Сообщения учащихся.

Сообщение 1 учащегося.

Мировая статистика свидетельствует о том, что среди взрослого населения курят половина мужчин и четверть женщин. Приобщение к курению начинается в школе; мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10 лет, девочки – в 13-14 лет.

По данным отдела внешних связей и координации профилактической работы центра медпрофилактики республики Бурятия, в нашей республике курит около 60% мужчин, 30% женщин и примерно 37% детей подросткового возраста. Количество тех, кто закуривает первую сигарету, у нас не уменьшается, а постоянно увеличивается.

Вряд ли кто из подрастающего поколения знает, что каждые 6 секунд в мире умирает 1 человек, до 6 человек в минуту, до 5 млн - в год. Не многие знают и то, что уже сегодня смерть от курения во всем мире занимает третье место среди других болезней, а вклад курения в смертность во всем мире составляет 17 % . Мало известен и еще один печальный рекорд - Россия является абсолютным мировым лидером по курению среди взрослых и несовершеннолетних.

Курение – это еще и серьезный удар по семейному бюджету. Ежемесячно среднестатистический курильщик тратит около тысячи рублей на сигареты. Плюс к этой сумме – покупка жевательных резинок, чтобы сбить запах, ароматизаторов, отбеливающих зубных паст.

Сообщение 2 учащегося.

Родина табака – Америка. Слово “табак”, возможно, происходит от названия острова Тобаго. Но не стоит обвинять Колумба в тех бедах, которые обрушились на человечество в связи с развитием пристрастия к курению. Если бы он знал, к чему приведет распространение по всему миру привезенного им табака, то он, наверное, проплыл бы мимо Нового Света.

В прежние времена за курение наказывали.

В России при царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого будет найден табак, бить кнутом до тех пор, пока курильщик не

Признается откуда взял табак. Правило, запрещающее курение на улицах, действовало многие десятилетия в городе на Неве. Ещё современникам А.С. Пушкина строго-настрого запрещалось “как при прогулках пешком, так и при проезде в экипажах курить цигарки”. Инициаторами запрета курения на улицах были отнюдь не медики. Приказ продиктовали пожарные.

В архивах венгерского города Эстергома найдены любопытные документы, датированные 1771 г., - специальные “табачные установления”. Согласно им все курильщики обязаны были зарегистрироваться в ратуше и платить особый налог в пользу местных пожарных бригад. Тех, кто покуривал тайком, штрафовали: половина денег предназначалась информатору, половина – властям. Не осиливших штраф пороли розгами. И сегодня в ряде стран к курильщикам применяются жесткие меры наказания. Так, в деревне Хундер индийского штата Раджастхан курение не только запрещено, но и наказуемо. Привычка выбрасывать за окно автомобиля ситарету может дорого обойтись жителям бразильского города Белу-Оризонти. В наше время тревогу по поводу курения бьют медики. Тем, кто курит, полезно знать состав табачного дыма и вызываемые его компонентами болезни. Человек, выкуривший 22 тыс. сигарет, приравнивается к работнику уранового рудника. Это уже инвалид. Хочется задать вопрос: стоит ли минутное удовольствие всех этих последствий?

Сообщение 3 учащегося.

Группа ребят за 2 недели до урока занималась разработкой анкет для выявления масштабов курения в школе, причин, которые способствуют приобщению школьников к курению, влияния маркетинговых усилий табачных компаний на распространение курения. Далее проводится анкетирование и обработка результатов.

1.3. Результаты анкетирования.

  • 43% учащихся имеют привычку курить;
  • Основной возраст, когда начинают курить – 12-13 лет;
  • Причиной курения часто называют желание подражать взрослым;
  • 40% учащихся даже не читают предупреждающую надпись на пачке сигарет;
  • 64% не знают состав табачного дыма:
  • 65% знают о свойствах никотина;
  • 80% знают о влиянии курения на здоровье;
  • Среди курящих 35% - девочки;
  • 72% не знают о влиянии курения на окружающих и на окружающую среду.

1.4. Беседа о фактах, содержащихся в сообщениях. Формулирование цели урока. (Учитель химии)

2. Актуализация.

2.1. Устные упражнения и задачи. (Фронтальная работа учащихся с учителем математики)

1. Прочитать число и представить в виде процентов:

  1. В состав воздуха входит по объему части азота.
  2. В состав воздуха входит по объему часть кислорода.
  3. В состав молекулы воды входит часть водорода.
  4. В состав молекулы воды входит частей кислорода.

2. Заменить проценты дробью:

  1. Синильная кислота составляет 50% никотина.
  2. Оксид углерода составляет 60% табачного дёгтя.

3. Решите задачи:

  1. Сторож в бюджетном учреждении зарабатывает 8000 рублей в месяц. Он курящий, и выкуривает ежедневно по 1 пачке сигарет “Прима”, а в день дежурства 1,5 пачки. Таким образом, он тратит на покупку сигарет 13% своей зарплаты. Сколько рублей в месяц он расходует на сигареты?
  2. Курящие дети сокращают свою жизнь на 15 %. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 60 лет?

3. Решение задач.

3.1. Решение задачи с обсуждением. Работа класса с учителем математики. Один из учащихся работает у доски.

В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дёгтя, оксида углерода(II), полония – в одной сигарете, если в одной сигарете никотина содержится 6 ммг; табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина, а синильная кислота составляет 50% никотина; оксид углерода(II) составляет 60% от количества табачного дёгтя; а полоний 210 составляет 2/3 от количества оксида углерода (II).

3.2. Выводы по задаче (беседа с учителем химии) и небольшое сообщение учащегося о составе табачного дыма и химическом строении синильной и никотиновой кислот. (Используются Приложение 1 и Приложение 2.)

3.3. Самостоятельная работа.

Статистика показывает, что курящих подростков – 60 % мальчиков, девочек – 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если у нас учатся 85 мальчиков и 70 девочек?

Средний вес новорожденного ребёнка 3 кг 300 г. Если у ребёнка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 125 г, а если курит мать – меньше на 300 г. Определите, сколько % теряет в весе новорождённый, если:

а) курит папа;

б) курит мама.

Статистика показывает, что курящая секретарь-машинистка на странице печатного текста в 800 знаков может допустить 4% ошибок. Сколько ошибок на странице?

4. Работа в группах. (Инструктаж учителя химии)

Практическая работа “Химические опыты с сигаретами”.

Инструктивная карточка.

Опыт 1. “Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет”.

  • Получение сигаретного дыма и его растворение. Опыт проводят под тягой или в хорошо проветриваемом помещении! “Закуривают” сигарету: укрепляют её в лапке штатива и надевают на неё резиновую грушу со стороны фильтра. Груша будет имитировать легкие человека. Сжимают грушу, поджигают сигарету и создают грушей тягу – осторожно её разжимают. При этом табачный дым заполняет грушу. Берут небольшой стакан с 20-25 мл дистиллированной воды и выпускают из груши дым в воду. Если груша не будет доставать до дна стакана, можно надеть грушу на стеклянную трубочку. Некоторые компоненты дыма растворятся в воде. Забор сигаретного дыма повторяют несколько раз. Сигаретный дым можно также выпускать в колбу с водой, после чего её закрывают пробкой и встряхивают для растворения веществ.
  • Извлечение веществ из сигаретного фильтра. Отрывают фильтр от сигареты после “курения”, разворачивают его и помещают в небольшую колбу с 10-20 мл дистиллированной воды. Колбу закрывают пробкой и встряхивают несколько раз. Полученные растворы оставляют для последующих опытов.
  • Определение реакции среды полученных растворов. Далее исследуют реакцию среды полученных растворов, для чего вносят в них универсальную индикаторную бумагу. Она должна показать кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с СО2,SO2, NO2, выделяющимися при тлении табака. Учащимся предлагают составить уравнения реакций взаимодействия указанных кислотных оксидов с водой.

Опыт 2. “Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет”.

  • Реакция с FeCl3. В две пробирки наливают по 1 мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляют 2-3 капли 5%-ного раствораFeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения, например:

Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, например фенол – фиолетовую, пирокатехин - зеленую, гидрохинон – зеленую, переходящую в желтую:

  • Реакция с KMnO4. В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролеин. Их обнаруживают следующим образом. В две пробирки наливают по 1 мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавляют в пробирки несколько капель 5%-ного раствора KMnO4. Наблюдают обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:

Делают вывод о содержании вредных веществ, оставшихся на фильтре после курения, в табачном дыме, прошедшем через фильтр, по интенсивности окраски комплексов железа (III) и по массе осадка MnO2. Отмечают роль сигаретного фильтра в улавливании вредных веществ.

Опыт 3. “Обнаружение непредельных соединений”.

В две пробирки наливают по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, и добавляют по 1-2 капли бромной и йодной воды (несколько капель аптечной настойки йода растворяют в 10 мл воды). Наблюдают обесцвечивание растворов.

5. Подведение итогов урока.

Проводится небольшой тест в системе СТМ-тест. Выводы,беседа.

1. В состав табачного дыма входит:

  1. Синильная кислота,
  2. Углекислый газ,
  3. Кислород,
  4. Азот.

2. Курение не оказывает влияния на:

  1. Семейный бюджет,
  2. Здоровье человека,
  3. Окружающую среду,
  4. Политику.

3. Мерами, направленными на борьбу с курением, не является:

  1. Запрещение рекламы табачных изделий,
  2. Разъяснительная работа о вреде курения,
  3. Уголовное наказание,
  4. Предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма

6. Домашнее задание.

1. Решите задачу: В вашем классе 20 учеников. По результатам опроса оказалось, что курят 8 человек. Сколько процентов учащихся курит в вашем классе? Пробовали курить ещё 45%. Сколько учеников пробовали курить?

2. Выпустить по итогам урока плакат или листовку по пропаганде здорового образа жизни.

Приложение 1

Приложение 2