Опыт использования: проводится один раз в одном классе.
Проблемная ситуация: создание макета, с помощью которого учащиеся будут изучать правила поведения на улицах и в скверах города.
Проблема проекта: для выполнения макета города надо выяснить, как происходит процесс строительства.
Вид проекта: творческий, поисковый.
Адресация
Тема учебно-методического плана по предмету "Технология":
- "Комплексные работы. Техническое моделирование макета здания";
- "Человек и земля. Архитектура. Городские постройки. Детская площадка".
Цель: формирование представлений о процессе строительства здания.
Задачи:
- учить анализу и планированию изделия по образцу, обучению работе по чертежу;
- закрепить приёмы разметки бумаги карандашом по линейке, резанья ножницами, сборки на клею;
- познакомить со строительными профессиями и машинами;
- воспитывать уважение к людям труда;
- осваивать новые формы поиска, обработки и анализа информации;
- закреплять навыки групповой и индивидуальной работы;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группе;
- развивать у младших школьников креативное мышление.
Возраст учащихся: 9 - 10 лет (3 класс).
Время работы над проектом: 4 урока.
Форма организации детей: индивидуальная и групповая работа.
Ведущая деятельность: исследовательская, конструкторская, творческая (в зависимости от этапа проекта).
Режим работы: урочная и внеурочная деятельность.
Обеспечение
Материально-техническое обеспечение: изображения различных сооружений, строительных машин, макеты домов, чертёж, белая чертёжная бумага, картон, чертёжные инструменты, ножницы, шило, подкладная доска, кисть, клей.
Информационное обеспечение: интернет, печатные источники информации.
Дополнительно привлекаемые ресурсы: библиотекарь, родители.
ЗУН и общеучебные умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся:
- умение собирать и обрабатывать информацию;
- умение читать условные обозначения чертежа;
- владение основными способами практической деятельности.
Предполагаемые приращения
1. Новые знания о видах строений, строительных профессиях и машинах, этапах строительства.
2. Приобретение навыков работы в группе.
3. Формирование умения находить необходимый для урока материал, пользуясь дополнительными источниками информацию.
4. Формирование навыка креативного мышления.
Сфера применения результатов: внеурочная деятельность.
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве (работа в группе).
Форма продукта проектной деятельности: макет.
Способ объединения результатов на презентации: макеты, выполненные в бригадах, объединяются в микрорайон так, чтобы получился макет города.
Вид презентации: макетирующий. [1]
Описание проекта
I. Мотивация проекта
Для наглядного изучения правил дородного движения и поведения на улицах города учащимся предлагается создать макет города. В ходе обсуждения проблемы учащиеся высказывают свои предложения по её решению.
II. Планирование
Уточнив совместно с учителем цель и задачи проекта, младшие школьники составляют общий план работы:
- поиск материала о строительстве и его презентация,
- выполнение макета дома,
- выполнение макета микрорайона и его презентация,
- оформление макета города.
III. Реализация проекта
Учащиеся распределяются на инициативные группы для поиска информации по следующим направлениям:
1 группа подбирает материал о видах объектов строительства (Приложение 1),
2 группа знакомится с этапами строительства дома и машинами, занятыми при этом (Приложение 2),
3 группа ищет материал о профессиях людей, занятых в процессе строительства дома (Приложение 2),
4 группа подбирает загадки и ребусы, связанные со строительством (Приложение 3).
IV. Презентация проекта
Урок № 1
Представление проектов
У ч и т е л ь: Нашу страну называют большой строительной площадкой. И это действительно так. Всюду мы можем увидеть растущие корпуса различных зданий. А какие вообще бывают строения? Как происходит процесс возведения дома? Кто задействован в этой работе? Обо всём этом узнали наши ученики. Послушаем их.
Учащиеся по группам представляют подобранный материал: рассказывают, какие бывают здания и сооружения, что такое малые архитектурные формы, как возводят дома, какая техника задействована во время строительства дома, как называются профессии людей, работающих на стройке. Завершает этот рассказ отгадывание загадок и ребусов по теме "Строительство" (Приложения). Свои выступления учащиеся сопровождают картинками, рисунками, плакатами.
Сообщение темы урока, постановка учебных задач
У ч и т е л ь: Как вы думаете, для чего нам нужен будет весь собранный материал? (Ответы детей.)
У ч и т е л ь: Действительно, чтобы выполнить макет "Чудесный город" нам необходимы эти знания. Сегодня мы начнём делать макет здания. Вы будете и архитекторами, и проектировщиками, и строителями, чтобы в итоге у вас получился макет дома. (Показ образца. Рис.1)
У ч и т е л ь: Какие умения у вас уже есть для выполнения этой работы? (Ответы детей.)
У ч и т е л ь: А какие новые умения нам понадобятся? (Умение прорезать и выгибать бумагу.)
Анализ образца
У ч и т е л ь: Из каких частей состоит изделие? Части разные по назначению.
У ч е н и к: Фундамент - это основа дома. Стены (фасад) - это сам дом, где живут люди. Крыша бережёт от непогоды.
У ч и т е л ь: Какие детали надо заготовить, чтобы получился макет здания?
У ч е н и к: Подставка - 1 деталь, развёртка стен - 1 деталь и крыша - 1 деталь. Кроме этого могут быть детали отделки (дверь, антенна, украшение фасада).
У ч и т е л ь: Как соединены детали в изделии?
У ч е н и к: Детали соединены неподвижно при помощи клея.
У ч и т е л ь: Какие материалы понадобятся для работы?
Рис.1. Образец изделия
У ч е н и к: Чертёжная бумага, картон, клей.
У ч и т е л ь: Какие инструменты?
У ч е н и к: Линейка, карандаш, ножницы, гладилка, кисть для клея, фломастер.
У ч и т е л ь: Какие приспособления будут нужны?
У ч е н и к: Клеёнка на стол для работы с клеем.
Итог работы
Уроки № 2-3I. Сообщение темы урока
II. Планирование работы
Учащимся предлагается для восстановления деформированный план.
- Творческое оформление фасада. (4)
- Разметка и раскрой подставки и крыши. (2)
- Разметка и раскрой развёртки стен. (1)
- Сборка изделия. (3)
После восстановления правильного порядка пунктов плана учащимся предлагается спланировать время для работы. После обсуждения школьники приходят к выводу, что для выполнения макета здания понадобится 2 урока.
III. Работа по 1 пункту плана
а) чтение чертежа (рис.2)
У ч и т е л ь: Скажите, что можно узнать из чертежа?
У ч е н и к: Длину и ширину заготовки, частные размеры. По линиям можно определить, где резать, где сгибать
У ч и т е л ь: Что обозначают линии чертежа?
У ч е н и к: Толстая линия - линия реза, прямая и две точки - линия сгиба, наклонные линии - место нанесения клея.
У ч и т е л ь: Назовите габаритные размеры заготовки.
У ч е н и к: Габаритные размеры 190 мм на 295 мм.
У ч и т е л ь: Что обозначает размер 80 мм?
Рис.2. Чертёж развёртки стен дома
У ч е н и к: Это ширина передней и задней стены дома.
В дальнейшем размеры рассматриваются аналогично.
Разметку учащиеся выполняют самостоятельно. Проверка визуальная.
б) подготовка к раскрою
У ч и т е л ь. Обозначим линии, по которым будем делать сгибы. Сгибы необходимо проработать шилом. Вспомним правила безопасной работы шилом. (Ответы учащихся.)
Учащиеся под руководством учителя работают шилом, а затем выполняют вертикальные сгибы, используя гладилку.
в) раскрой развёртки (рис.3)
Учащиеся называют правила безопасной работы ножницами, затем перечисляют приёмы работы ими и выполняют
раскрой под руководством учителя. Проверка визуальная.
г) обработка клапанов
Учащиеся самостоятельно отгибают горизонтальные клапаны, прорабатывая их гладилкой. Взаимоконтроль.
д) выполнение балконов (рис.4, 4а)
У ч и т е л ь. Предположите, как будем выполнять балконы. Вам поможет в этом чертёж. (Ответы учащихся.)
Рис.3. Раскрой развёртки
У ч и т е л ь. Сделаем так, как предложили ребята. Для выполнения балконов согните заготовку по третьему вертикальному сгибу. Выполните разрезы по линии через 1 см по каждому блоку. Отогните прямоугольники через один, а затем вогните внутрь.
Балконы с другой стороны передней стены фасада школьники делают самостоятельно по желанию.
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка.
Рис. 4, 4а. Выполнение балконов
е) склеивание развёртки стен
Учителю следует обратить внимание на то, что при склеивании горизонтальные линии должны обязательно совпадать. Самостоятельная работа учащихся. Визуальная проверка.
Работа по 2 пункту плана
а) разметка крыши и подставки (рис.5)
Рис. 5. Чертёж крыши и подставки
У ч и т е л ь. Переходим к выполнению крыши и подставки. Напоминаю, что они одинаковы. Измерьте длину и ширину двух стен дома. Назовите эти размеры.
У ч е н и к. 80 мм и 60 мм.
У ч и т е л ь. Начертите прямоугольник, длина и ширина которого на 10 мм больше с каждой стороны. Сколько таких прямоугольников понадобится? (2)
Учащиеся начинают работу самостоятельно. Чуть позже, в помощь тем, кто не смог определить нужные размеры, учитель открывает на доске чертёж, уточняя, что габаритные размеры нужного прямоугольника 90 мм на 70 мм. Взаимопроверка работы.
б) раскрой крыши и подставки
Самостоятельная работа учащихся. Для проверки наложить детали друг на друга. Детали должны совпадать.
Работа по 3 пункту плана
Учащиеся самостоятельно приклеивают крышу и подставку.
Итог урока
Урок № 4
I. Работа по 4 пункту плана
Данный урок - это творческая мастерская. Школьники выполняют макет города. Начинается работа с того, что класс разбивается на бригады. Каждая бригада создаёт макет микрорайона, а затем уже из микрорайонов собирается макет города.
Работа в бригаде начинается с оформления дома, выполненного накануне. Учащиеся делают двери, козырьки, украшают окна, ставят на крышу антенны и т.д. (Рис.6)
Затем идёт оформление микрорайона. Дети мастерят клумбы, фонтаны, скамейки, деревья, дорожные знаки и т.д.
II. Представление макета микрорайона
Рис. 6
В конце урока каждая бригада представляет свой микрорайон по следующему плану:
1) название микрорайона;
2) какие удобства для жителей есть в данном микрорайоне;
3) как обеспечена безопасная жизнедеятельность человека;
4) дальнейшее развитие микрорайона.
III. Сборка макета города
Из микрорайонов составляется большой макет города, который в дальнейшем используется для создания различных игровых ситуаций. Можно создавать ситуации для изучения правил дорожного движения и поведения на улице.
IV. Рефлексия
Подводя итоги работы над проектом, учащиеся говорили о том, как много нового о строительстве они узнали, с каким интересом выполняли макет дома, особенно балкончики. Но самый большой интерес вызвала творческая работа в группах по созданию микрорайона.
Результат работы над проектом:
- Макет может быть представлен в детском саду.
- Выполнение проекта способствовало повышению учебной мотивации.
- Сплочение детского коллектива
- Участие родителей в деятельности учащихся.
Список литературы.
- Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. - СПб: ГОУДПО ЦПКС "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий", 2007.
- Малые формы http://www.st-ar-des.ru/portfolio/small-form?ajax=true
- Свободная энциклопедия "Википедия". Статья "Сооружение"
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EE%F0%F3%E6%E5%ED%E8%E5
- Свободная энциклопедия "Википедия". Статья "Здание"
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Здание#.D0.94.D1.80.D1.83.D0.B3.D0.B8.D0.B5
- Собрание загадок обо всём на свете http://zagadki.org/riddles/professions/1/
- Этапы основного строительства http://www.firstudio.net/a1/for_customer/stage_of_construction.php