Интегрированный урок по истории и информатике "Накануне реформ"

Разделы: История и обществознание, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.

Фора урока: межпредметная творческая работа.

Метапредметные задачи:

  • помочь учащимся осознать и оценить цели крестьянской реформы 1861 года в контексте особенностей процесса исторической модернизации российского общества;
    обосновать конкретно историческими условиями развития России в середине XIX века именно такое решение крестьянского вопроса;
  • продолжить работу по формированию важнейших интеллектуальных умений: анализа, сравнения, обобщения, участия в полемике, готовности аргументировать собственное мнение навыки работы с историческим документом;
  • способствовать нравственному осмыслению факта отмены крепостничества в России;
  • формировать умение выделять варианты развития страны в конкретно-исторические периоды и уметь обосновывать выбор того или иного варианта развития;
  • формировать многофакторный подход к оценке исторического прошлого, в частности умение видеть человека в истории, оценивать роль исторической личности в истории.

Цели урока:

  • охарактеризовать внутреннюю обстановку в стране накануне отмены крепостного права, а также причины неизбежного решения крестьянского вопроса;
  • дать характеристику личности императора Александра II;
  • показать практическое значение знаний, умений и навыков, полученных на уроках информатики в другой предметной области (истории);
  • формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.

Предметные задачи в рамках темы:

  • выяснить основные предпосылки отмены    крепостного   права в России;
  • продолжить развитие умений работать с историческими источниками, подбирать недостающую информацию, соотносить информацию из различных источников, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы;
  • воспитывать умение понимать, сочувствовать, сопереживать людям, ставить себя на их место;
  • формировать умения преобразовывать информацию из одной формы представления в другую;
  • формировать умения самостоятельной работы на ПК.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • осознать мысль о необходимости отмены крепостного права;
  • понимать и характеризовать роль Александра II в проведении реформы;
  • понимать безнравственность крепостничества;
  • показать свои умения работать с документом: форматировать его, вставлять таблицы, схемы.
  • показать, насколько самостоятельно они могут работать за компьютером, оперировать основными приёмами и навыками: сохранить, изменить, переместить, вставить.

Методы обучения: частично-поисковый (с историческими источниками).

Формы организации деятельности учащихся  на   уроке:

  • фронтальная, групповая, индивидуальная;
  • работа с историческими документами, статистическими материалами;
  • работа на компьютере с информационной средой на основе текстового процессора Ms Word, позволяющим осуществить преобразование информации из одной формы представления в другую.

Развитие УУД учащихся:

  • применение и отработка умений анализа исторического источника
  • совершенствование навыков групповой работы;
  • применение знаний для решения  учебной   проблемы.

Оборудование урока:

  • компьютер учителя;
  • проектор;
  • презентация (презентация);
  • практическое руководство для работы с презентацией (приложение 1);
  • рабочая тетрадь ученика;
  • компьютеры для учащихся;
  • практическое задание в электронном виде;
  • учебник “История России XIX век” для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.

Литература:

  1. Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова “Поурочные разработки по истории России”, М., “ВАКО”, 2005 г.-С. 134-145.
  2. Ляшенко Л. М. Царь Освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М., 1994;
  3. Захарова Л. Г. Александр II // Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1991;
  4. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. — М., 1991.
  5. учебник информатики (базовый курс) для 8 класса, авторы И.Семакин, Л.Залогова, С.Русаков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
  6. интернет-ресурсы (приложение 9).

Структура урока:

  1. организационный момент;
  2. мотивация;
  3. целеполагание;
  4. практическое занятие с элементами лабораторной работы;
  5. подведение итогов работы;
  6. информация о домашнем задании;
  7. рефлексия.

Понятийный аппарат: Крепостное право, барщина, оброк, реформа, документ, фрагмент, шрифт, размер, форматирование, начертание, таблица, вставка объектов, группировка.

Продолжительность: 90 минут.

Урок проводится в компьютерном классе совместно учителем истории и учителем информатики.

1. Оргмомент.

2. Мотивация. Учитель истории: Сегодня у нас с вами будет совсем необычный урок. В чём его необычность? Чём мы будем заниматься? На этот вопрос вы сами можете ответить, разгадав кроссворд (слайд 2):

  1. Сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе;
  2. Выделенная, неразрывная часть текста. Воспринимается как единое целое;
  3. Размер шрифта – другое название;
  4. Повинность крестьян, отработочная рента, одна из форм феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд феодально-зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарём в хозяйстве феодала;
  5. Единица измерения высоты символов;
  6. Заговор, возмущение, мятеж, открытое сопротивление народа законной власти, выражающееся, как правило, в кровавой форме;
  7. Панель, содержащая инструменты для работы с текстом;
  8. Преобразование, вводимое законодательным путем. Изменение.

Учитель информатики: Итак, в чём же необычность урока? (история + информатика). Учитель информатики делает вывод о том, что урок интегрированный, цели урока получить знания не только по истории, но и попытаться самостоятельно найти и представить одноклассникам новую информацию при помощи работы с текстами и статистическими данными.

Учитель истории: Какова его тема? (По истории “Накануне реформы”, по информатике “Дополнительные возможности текстового процессора Ms Word”).

60-70 гг. XIX в. вошли в историю как эпоха Великих реформ. (Скажите, а нужно ли нам изучать реформы 150-летней давности? Что могут дать нам эти знания? Эти знания нужны для понимания реалий сегодняшней жизни, для понимания причинно-следственных связей событий, отдаленных во времени) (слайд 3)

3. Постановка учебной задачи (слайд 4)

Учитель истории: О сути и значении этих реформ мы будем говорить на следующем уроках, а сегодня мы постараемся представить себе Россию середины XIX в., создать собственный образ того времени, чтобы понять, почему именно вторая половина XIX столетия стала временем столь решительных преобразований. Как вы думаете, что нам необходимо сделать для этого?

- вспомнить (события 1 половины XIX, проблемы, стоявшие перед российским обществом и государством);

- познакомиться (с новыми фактами, характеризующими ситуацию в России в середине 19 века);

- проанализировать (полученную информацию);

- высказать (своё мнение по поставленному вопросу);

- аргументировать (свое мнение).

учитель информатики:

- использовать умения (форматировать текст, создавать таблицы, схемы, графические объекты при работе с документом);

- преобразовывать (информацию из одной формы представления в другую).

4. Практическое занятие с элементами лабораторной работы.

Учитель истории: Приступим к работе.

В 1856 году Николай I умер, и на престол взошел Александр II. (слайд 5). Было ему уже 36 лет. Следовательно, это был человек с вполне сформировавшимися характером, взглядами и убеждениями. Их формирование происходит под влиянием многих замечательных людей. Ведь родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, участник войны 1812 года, заслуженный офицер, имевшим множество ранений и наград. В девять лет его обучением занялся знаменитый поэт В.А.Жуковский. Программа, по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным. М.М. Сперанский преподавал ему право. Е.Ф. Канкрин – экономику. Портреты этих людей вы найдете в рабочих тетрадях (тетрадь ученика в начале урока - приложение 2, тетрадь ученика в конце урока - приложение 3). К сожалению, ветер перемешал таблички располагавшиеся под ними. Ваша задача навести порядок в нашей портретной галерее, и соотнести имена и портреты (Учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради, которое затем проверяется с помощью ИД) (слайд 6).

Будучи еще ребенком Александр как- то побывал на берегу Немана, на той самой горе, с которой в 1812 году смотрел на свою великую армию Наполеон. Воспитанник Жуковского сорвал, конечно, ветку на память об этом впечатлении. “Ни Наполеона, ни его страшной армии уже нет... Так все проходит!” — сказал будущий император со слезами на глазах. Тем не менее, будущий император усердно изучал историю, литературу. И потому хорошо знал имена многих выдающихся деятелей первой половины века. Попробуем вслед за ним вспомнить правителей, полководцев, общественных деятелей. представителей культуры того времени. 1 вариант выполняет часть А в задании № 2 рабочей тетради, 2 вариант – часть B (выполнение работы и проверка с помощью ИД) (слайды 7,8).

По достижению совершеннолетия в 1834 году Николай I стал приобщать сына к государственным делам. А 1837 г. Александр совершает путешествий по западной Европе и России. Теперь уже на собственном опыте он постигает, что жизнь простых людей во многом зависит от решений правителей. Так, например, во время поездки по России, он получил 16 тыс. просьб от местного населения. Встречался он и со ссыльными декабристами в Сибири, Герценом в Вятке. Вернувшись в Петербург, Александр обратился к отцу с прошением о смягчении участи политических ссыльных. В результате ходатайства наследника престола Герцену был разрешен переезд из Вятки во Владимир; к лучшему были изменены и условия жизни декабристов. А какие либеральные реформы проводились в России в 1 половину XIX в.? (выполнение задания №3 в рабочей тетради, по вариантам (слайды 9,10).

XIX в - золотой век русской художественной культуры. Пушкин, Лермонтов, Брюллов, Глинка, Тургенев и многие др. писатели, художники, музыканты так же были хорошо известны Александру II. Например, он очень любил читать “Записки охотника” Тургенева. А насколько вы знакомы с деятелями той эпохи, давайте выполним задание № 4 в рабочей тетради (слайд 11).

Русская наука также не стояла на месте, вспомним некоторые достижения русских учёных. Игра “Кубик”. Учащиеся называют изображенные события (слайд 12).

Ответы учащихся:

  • 1820 год – открытие Антарктиды (Беллинсгаузен, Лазарев экспедиция 1819-1920).
  • 1826 год – Неевклидова геометрия Лобачевского.
  • 1839 год – Пулковская обсерватория Струве.
  • 1847 год – началось строительство Ж/Д Петербург-Москва.
  • 1834 год – изобретение электродвигателя Якоби
  • 1854-1855 – Пирогов применил наркоз

Как видите открытия, изобретения русских учёных были не только важным вкладом в развитее мировой науки. Они имели большую практическую ценность, способствовали развитию производства.

Чтобы деятельность русских мануфактур и заводов была более эффективна, владельцы иной раз заимствовали и новшества из других стран. Вернемся к картине Федотова “Сватовство майора” (слайд 13).Обратите внимание на изображение хозяйки дома. Поверх тяжелого парчового платья она набросила шаль. Зачем? Ей было холодно? Но рядом стоит ее дочь в очень легком платье. А ответ прост. В те времена повсюду славились шали купавинской мануфактуры. Их делали на станках, привезенных из Франции. Стоили они очень дорого – 200 рублей. Это годовой доход работника, поэтому, сначала их могли покупать лишь купчихи вроде нашей хозяйки, пожелавшей еще раз показать гостю богатство невесты.

Кстати, шали, более элегантные, в начале века были модны и в высшем обществе. Девушек – дворянок в пансионах даже стали учить специальному танцу с шалью. Он позволял юным красавицам показать свою осанку, изящество.

Физминутка.

Учитель информатики: Представьте себе, что у вас на плечах красивейшая купавинская шаль. Разверните плечи, гордо приподнимите голову. Ступаем плавно, изящно несём шаль, чуть развернули её, показали богатейший рисунок (ученики имитируют слова учителя, разминая плечи, позвоночник).

На купавинских французских станках можно было делать такие замечательные ткани.

Красиво, не правда ли? А называются они ЖАККАРД, в народе - искусственный шёлк. Своё название ткань получила от имени французского ткача ЖОЗЕФА МАРИ ЖАККАРА, который в период с 1801-1806(?) г. изобрёл ткацкий станок (слайд 14). Загляните в гостиную 19 века, и вы увидите изготовленные из жаккарда обивку диванов и кресел, обои, шторы и скатерти, тончайшую тюль и постельное бельё, даже одежду! (слайд 15).

Задание. Ответьте на вопросы и узнайте, для кого шилась одежда из жаккарда (слайды 16-22)

Наполеон I наградил Жаккара пенсией в 3000 франков и правом взимания премии в 50 франков с каждого действующего во Франции станка его конструкции.

Но какое отношение это имеет к вычислительной технике? Самое прямое! Жаккар механизировал процесс ручного плетения. Он изобрел устройство управления ткацким станком на основе перфокарт – картонок с отверстиями. По-разному пробивая отверстия на перфокартах, можно было получать на станках ткани с разным переплетением нитей. Перфокарта – это прототип современных программ (слайд 23)

Задание. Чтобы программа работала правильно, все действия должны выполнятся в строгой логической последовательности. Давайте выполним задание № 5 в рабочей тетради, и узнаем, что получится в результате. Алгоритм “Работа с текстом" (слайд 24).

Отцом вычислительной техники считается английский ученый 19 века Чарльз Бэббидж, который впервые предпринял попытку построить счетную машину, работающую по программе. Машина предназначалась для помощи Британском морскому ведомству в составлении мореходных таблиц. В период с 1822 по 1871 гг. он не прекращал своих попыток создать прообраз будущих компьютеров. Научные идеи Беббиджа увлекли  дочь знаменитого английского поэта Джорджа Байрона – леди Аду Лавлейс. Она составила программы, по которым машина могла бы производить сложные математические расчеты. Многими понятиями, введенными Адой Лавлейс в описании тех первых в мире программ, в частности, понятием "цикл", широко пользуются современные программисты (слайд 25).

Как вы думаете, что такое программа? (действия, которые выполняет ПК). Кто разрабатывает эти программа? (человек).

Задание. Один из этапов разработки программы – описание действий в графической форме (с помощью блок-схем). Выполнив задание №6 в рабочей тетради, вы построите таблицу по предложенной блок-схеме. Результат проверим на доске (слайд 26,27).

Учитель истории: Итак, монархи принимали законы. Полководцы завоевывали земли, писатели, художники, композиторы создавали прекрасные произведения искусства, ученые совершали открытия (просмотр фрагментов из фильма “Звезда пленительного счастья”). А что же простые люди? Они жили своей тихой мирной жизнью, радуясь своим маленьким радостям (слайд 28).

Кажется, все было не так уж плохо. Отчего же после смерти Николая I. возникла версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. Почему умирая, он сказал сыну: “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот. Какие проблемы оставил Александру II его отец? (Крымская война. Кавказская война. Крестьянский вопрос). Какая проблема была, на ваш взгляд, важнейшей? - (Крестьянский вопрос) (слайд 29).

Вопрос об отмене крепостного права давно волновал и российское общество, и правящих в России монархов. Вспомним, кто и как, из наших правителей относился к крепостному праву? (слайд 30) И все же никто из них на отмену крепостничества не пошел. Предпринимались лишь отдельные шаги. Их последовательность мы уже восстановили (задание №6 в рабочей тетради). Теперь мы должны понять, что заставило Александра II сделать этот последний решительный шаг. Сделать это нам помогут исторические источники, с которыми вы сейчас познакомитесь.

Практическая работа. Учащиеся выполняют практическую работу на ПК: по парам занимают места, учитель раздает группам дифференцированные задания (приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8). На экране – таймер (слайд 31). По завершению работы проводится физминутка на снятие напряжения в глазах, верхнем шейном отделе позвоночника, плечевых суставах. Затем выступают группы, предоставляющие графические результаты работы и выводы, к которым они пришли на основе анализа документов (слайды 32-35).

По ходу их выступления формулируются и записываются в рабочую тетрадь причины отмены крепостного права:

1) Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства;

2) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих;

3) Крепостное право – угроза общественного беспокойства;

4) Возможность потерять статус великой державы;

5)Безнравственность крепостного права.

Итак, вернемся к вопросу урока. Какой вывод можем сделать? Александр II и не был либералом и сторонником реформ. Но осознав причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, встал на путь реформ (слайд 36).

5. Подведение итогов работы, выставление оценок (учитель информатики оценивает практическую работу за ПК, учитель истории работу на уроке, в рабочих тетрадях, выступление у доски).

6. Домашнее задание:

  1. Параграф 19
  2. Творческая работа: Написать “письмо” императору Александру II от имени крепостного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу. Выполнить форматирование
    Для страницы: ориентация книжная, поля - левое 2 см, остальные по 1,5 см.
    Для текста: шрифт Monotype Corsiva; для заголовка размер 19 пт, межсимвольный интервал разреженный на 1,5 пт, цвет синий; для основного текста размер 15 пт, цвет чёрный, выравнивание – по ширине страницы.

7. Рефлексия (слайды 37, 38. Слайд 39 используется для работы со слайдами 16-22).

  • Продолжите фразу
  • Выберите то действие, которое соответствует вашему состоянию