Тип урока: обобщающий
Цели урока:
- Обобщить полученные знания о качественных реакциях важнейших катионов и анионов;
- На основе проведения качественных реакций сделать вывод о природе исследуемого вещества;
- Создать условия для развития:
- умения применять знания и опыт в различных ситуациях;
- обще учебных и предметных умений (составлять уравнения)
- умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке
- умения адекватной самооценки и самоконтроля
- Помочь осознать ценность совместной деятельности; воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества.
Методы обучения: исследовательский, создание ситуации успеха, проблемный, рефлексивный.
Организационные формы: эксперимент, работа в парах
Средства обучения: ИКТ, химические лаборатории
Химик не такой должен быть, который
дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой,
который на основании опытных
данных может делать теоретические выводы.
М. В. Ломоносов.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методические комментарии |
I. Организация класса. Готовность к уроку. | Приветствует учеников (Приложение 1) | Готовят рабочие места, приветствуют учителя | Мобилизирующее начало урока |
II. Мотивационно-целевой Актуализация знаний Определение темы урока Целеполагание |
Зачитывает высказывание М.В.
Ломоносова. (Слайд 2) Задает вопросы: Как вы понимаете его высказывание? Чем мы сегодня будем заниматься? (Слайд 3) Говорит тему урока Задает вопрос: Чем опыт отличается от эксперимента? Дает задание : соотнесите понятия (Слайд 4), на основе этого сформулируйте цель нашего урока Таким образом, на основе эксперимента мы должны сделать вывод о природе неизвестного вещества |
В диалоге должны принять участие как
можно больше детей. Отвечают на вопросы, приводят примеры. В
тетрадях записывают тему урока |
Создание положительной мотивации к
уроку. Обеспечена возможность высказаться каждому ученику и выслушать каждого Опора на субъектный опыт ученика |
III. Организационно-деятельностный (познавательный) | Обращает внимание на (Слайд 5) Рассказывает историю о Юстусе Либихе, знаменитом ученом химике. На основе этой истории задает вопросы: Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? (Слайд 6) Предлагает перед основной работой пройти тест по технике безопасности. (Слайды 7-10) Осуществляет проверку Задание 1 (Слайд 11) Выданы три пронумерованных пробирки с растворами. С помощью индикаторов определите, в какой из них находится соляная кислота, гидроксид натрия и вода. На основе проведенного эксперимента сделайте вывод о природе выданных веществ Перед работой учитель предлагает тем, кто затрудняется воспользоваться подсказкой (Слайд 12) Проверка выполненного задания (Слайды 13-14) Предлагает оценить свою работу Задание 2 (Слайд 15) Как с помощью одного реактива определить растворы хлорида натрия, бромида калия, иодида калия? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах. Сделайте вывод Дает возможность использовать подсказку (Слайд 16) Проверка задания (Слайд 17) Предлагает оценить свою работу Задание 3 (Слайд 18) Проведите реакцию, которая выражается сокращенным ионным уравнением Напишите ее в молекулярном виде. Какой вывод можно сделать? Предлагает подсказку Проверка задания Предлагает оценить свою работу Задание 4
(Слайд 19) |
Смотрят на слайд, слушают историю,
отвечают на вопросы, делают выводы Проходят
тест по технике безопасности (Приложение
2) Работают в парах, используя микролабора Учащиеся могут воспользоваться подсказкой Проверяют, работают с картой самооценки и
самоконтроля Читают задание, Проверяют задание, осуществляют самооценку Осуществляют проверку, самоконтроль и самооценку Выполняют задание, записывают уравнения, делают вывод Проверяют, осуществляют самоконтроль и
самооценку Проверяют задание |
Соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований
Развитие коммуникативных качеств
Самооценка, самоконтроль |
IV. Рефлексивно-оценочный | Возвращение к цели урока (Слайд 21) Задает вопросы: Какая цель стояла перед вами? Что необходимо было сделать, чтобы достичь ее? Какие знания вам потребовались? Чему вы научились? Сделайте общий вывод исходя из цели нашей работы, запишите в тетрадь Самооценка (Слайд 22) Предлагает учащимся, используя карту самооценки и самоконтроля, подвести итог и оценить всю работу в течение урока. (Слайд 23) Читает высказывание Д. И Менделеева (Слайд 24) Индикаторы настроения Для определения веществ в начале урока мы использовали химические вещества – индикаторы. А теперь давайте посмотрим, как поменяют окраску индикаторы, которые покажут ваше настроение на уроке |
Отвечают на вопросы, самостоятельно
делают общий вывод, записывают его в тетрадь Осуществляют самооценку Слушают Делятся своими впечатлениями, используя химический цветок |
Речевое развитие Осознание ценности совместной деятельности Реализация рефлексивного алгоритма «Я», «Мы», «Дело». |
V. Задание на дом (дифференцировано) | (Слайд 25) Комментирует домашнее задание Обязательно: повторить 15, 30 (подготовиться к следующей практической работе) Творческое: Подготовить презентацию по темам «Кислород – основа жизни» Углекислый газ и его свойства» |
Самостоятельно выбирают задание | Создание условий выбора учащимися домашнего задания. Разумное многообразие заданий ориентирует ученика на самостоятельный поиск решений, на использование ранее приобретенных знаний и умений |