В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения. Данное утверждение подтверждается результатами ежегодных наблюдений за детьми в образовательном учреждении (ГООУ «Санаторная школа – интернат №4» г. Ухта Республики Коми). В школе – интернате обучаются дети со 2 по 8 класс, при этом повышенная агрессивность свойственна примерно одной трети учащихся (Результаты мониторинга уровня агрессивности у учащихся ГООУ «Санаторная школа – интернат №4» г. Ухты за четыре года представлены в Приложении 1).
Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене: в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме. Учащиеся 2 – 4, а в отельных случаях и 5 классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории, в основном, общаются посредством грубых слов, выражений и кличек, не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и т.п.
Зачастую основной причиной подобного поведения, по мнению исследователей, является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими [7].
С возрастом данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в поведении), агрессивность детей приобретает более выраженную враждебность и начинает граничить с противоправным поведением [10]. В связи с чем работа по коррекции агрессивных проявлений необходима именно в младшем школьном возрасте, т.к. подобные состояния легче исправить, когда они еще не закрепились как тенденция в поведенческом арсенале детей [4].
Работа по коррекции агрессивного поведения, прежде всего, должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в коррекционной работе с данными детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.
Обязательным в коррекционной работе является соучастие в ней педагогов и родителей. Именно от стиля поведения самих родителей и педагогов, особенностей их взаимодействия с агрессивными детьми зависит успешность и результативность проводимой педагогом-психологом коррекции.
С учетом вышеперечисленного педагогом-психологом ГООУ «Санаторная школа – интернат №4» г. Ухты Республики Коми была разработана Программа занятий по коррекции агрессии и развитию коммуникативных навыков младших школьников (Пояснительная записка к Программе представлена в Приложении 2)
Работа по программе предполагает несколько этапов: диагностический, информационно-просветительский, коррекционно-развивающий и аналитический.
1. Диагностический этап.
В ходе данного этапа педагог-психолог выявляет агрессивных детей, детей с другими трудностями в коммуникативной сфере, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе. Как правило, данный этап приходится на 1 учебную четверть, когда осуществляется знакомство с вновь прибывшими учащимися, а также изучение их индивидуально-психологических особенностей.
Несмотря на имеющееся разнообразие методов и методик по выявлению «особых» детей, ведущим диагностическим средством изучения отдельных особенностей у школьников является технология структурированного наблюдения (подробно данная технология описана Семаго М.М. и Семаго Н.Я – условия проведения структурированного наблюдения наряду с другими диагностическими методиками для исследования уровня агрессии у школьников представлены в Приложении 3). Метод наблюдения позволяет педагогу-психологу выявить детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности – детей с трудностями в коммуникативной сфере, а также с повышенной агрессивностью.
Другим не менее информативным методом является метод экспертных оценок, который позволяет определить уровень агрессии ребенка в процессе наблюдения за ним различными людьми. Экспертами могут являться те люди, которые работают с ребенком или тесно общаются с ним и имеют возможность следить за его поведением в различных ситуациях. Это могут быть учителя – предметники, классный руководитель, руководитель кружка, родители, старшие братья и сестры и т.д. Метод экспертных оценок дает возможность оценивать агрессивное поведение детей не только в школе, но и в другом социальном окружении, что позволяет более точно говорить о склонностях того или иного ребенка к агрессивному поведению [4].
Большую помощь в изучении особенностей эмоционально-волевой сферы детей может оказать метод анкетирования.
2. Информационно-просветительский этап.
На данном этапе педагог-психолог решает следующие задачи:
Во-первых, знакомит взрослых (родителей, классного руководителя, воспитателя группы) с результатами проведенного психологического наблюдения, психодиагностики с агрессивными детьми.
Во-вторых, информирует родителей и педагогов об индивидуально-психологических особенностях детей данной категории; дает рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми.
В-третьих, мотивирует их на тесное сотрудничество в процессе коррекционно-развивающей работы, осуществляемой с детьми.
Данный этап реализуется параллельно остальным мероприятиям в рамках деятельности по коррекции агрессивного поведения и развития коммуникативных навыков младших школьников.
Необходимый дидактический материал для реализации данного этапа работы (разработка родительского собрания, материал для тематического стенда по проблеме, памятка для родителей) представлены в Приложении 4., Приложении 5., Приложении 6. соответственно.
3. Коррекционно-развивающий этап.
Продолжительность и периодичность занятий.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью по 40 - 50 минут с периодичностью их проведения 1 раз в неделю.
Между занятиями (в течение недели) учащиеся выполняют предполагаемое тематикой занятия домашнее задание - осуществляют наблюдение за своим поведением или настроением, пробуют применить на практике полученные на занятии навыки и умения.
Основная тематика занятий, а также решаемые задачи представлены в тематическом планировании:
Тематическое планирование (таблица)
Более подробное описание занятий, а также дидактический материал для их проведения представлены в Приложении 7. и Приложении 8.
Форма проведения занятий.
Программа реализуется посредством проведения групповых занятий с элементами тренинга.
Структура занятий:
- разминка (направленная на включение детей в процесс общения, взаимодействия);
- обсуждение домашнего задания (проводится после, иногда вместо разминки и способствует закреплению пройденного материала);
- основная часть занятия: чтение сказки или просмотр мультипликационного фильма по теме, выполнение упражнений (нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы);
- обсуждение после каждого выполненного упражнения (предполагающее эмоциональную и смысловую оценку содержания упражнения, проводимое с целью развития рефлексии у детей);
- получение учащимися домашнего задания (направленного на закрепление умений, полученных на занятии);
- проведение сеанса релаксации (направленного на снятие мышечных зажимов, свойственных агрессивным детям);
- ритуал завершения занятия (с целью создания комфортного климата в коллективе, получения внимания каждым ребенком).
Методы работы на занятиях.
Методы для работы на коррекционно-развивающих занятиях подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также психологических особенностей данной категории «особых» детей. Среди них - элементы сказкотерапии и арт-терапии, ролевое проигрывание ситуации, групповая дискуссия, беседа, упражнения на самопознание, релаксационные техники.
Условия формирования коррекционно-развивающей группы.
Предпочтительное количество участников коррекционно-развивающих занятий 12 – 15 человек.
При этом в коррекционно-развивающую группу должны входить как учащиеся с повышенной агрессией (трудностями в коммуникативной сфере), так и учащиеся без данных особенностей. Подобный способ формирования коррекционной группы позволяет создать условия, при которых агрессивные дети, дети с трудностями в коммуникативной сфере легче и быстрее усваивают адекватные формы общения, видя перед собой пример социально приемлемого поведения других учащихся класса.
При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы с агрессивными детьми [4]:
- Отрицательное отношение ребенка и его родителей к психологическому сопровождению.
- Отсутствие результатов предварительной индивидуальной работы с ребенком.
- Сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, из-за чего поведение ребенка становится трудно контролируемым.
- Наличие острой психотической симптоматики (бред, галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.).
- Снижение интеллекта до степени умеренной дебильности.
Роль и степень участия педагогов (воспитателя группы, классного руководителя) в групповой коррекционно-развивающей работе.
Присутствие педагога (воспитателя группы, классного руководителя) является обязательным на каждом коррекционно-развивающем занятии.
Знание педагогом осваиваемых детьми навыков и умений на занятиях, а также последующая их отработка в повседневной жизни школьников под его контролем обеспечит преемственность коррекционной работы между психологом и классным руководителем (воспитателем группы).
Кроме этого, педагоги (наряду с родителями) выступают помощниками в выполнении домашних заданий, предусмотренных программой – помогают проанализировать прочитанную сказку, просмотренный мультипликационный фильм, пронаблюдать за своим поведением, посмотреть на некоторые его особенности критично и т.д.
4. Аналитический этап.
На данном этапе педагог-психолог производит анализ результатов проведенной работы, диагностику изменений в поведении учащихся, оценку эффективности коррекционно-развивающей работы.
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.
Кроме этого, педагог-психолог должен ответить для себя на следующие вопросы:
- Что из запланированного получилось? Благодаря чему?
- Чего не получилось добиться в ходе коррекционно-развивающей работы?
- Какие приемы и методы оказались наиболее действенными?
- Какие методы и приемы не оказали должного воздействия?
- Соответствуют ли результаты работы намеченным целям?
Анализ результативности работы по данной программе представлен в Приложении 9.
Список использованной литературы:
- Белинская Е. Волшебный мир детства // Школьный психолог, 2007, №18
- Бретт Д. Жила – была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей / Перевод с английского - Г.А. Павлов. М., Класс – Библиотека психологии и психотерапии, 2006.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.
- Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009.
- Дьяченко Л. Релаксация в гнездышке // Школьный психолог, 2005, №11.
- Кунигель Т. Рассерженные шарики // Школьный психолог, 2006, № 5.
- Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.
- Силина О. Путешествие в страну понимания // Школьный психолог, 2007, №16.
- Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007.
- Хухлаева О. Хочу быть успешным. М., Чистые пруды, 2005. - Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5.