Вода – важнейшее вещество на Земле

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

Образовательные:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся о свойства воды;
  2. Доказать, что вода - одино из важнейших веществ на Земле.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес;
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: Содействовать эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
  • Презентация к уроку;
  • Выставка дополнительной литературы;
  • Выставка работ учащихся;
  • Информационные плакаты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни водой, с её строением, ее физическими и химическими свойствами, нахождением в природе, значением и круговоротом в природе.

Запишите тему нашего урока. «Вода - важнейшее вещество на Земле» (Слайд 1).

2. Изучение нового материала.

Учитель. Прежде чем мы приступим к изучению воды, давайте послушаем как воспевали воду поэты разных времён. 

Ученик.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
А. Фет

Учитель. Давайте зачитаем слова о воде французского писателя Антуан де Сент – Экзюпери. (Слайд 2).

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете »

Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле. Выступление учащегося. (Слайд 3).

«Вода на Земле»

Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… Природная вода! Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1км3 облаков составляет около 2000 т, а в атмосфере Земли водяного пара около 12300 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают с высоты десятков и сотен метров водопадами, неся свои воды в океаны и моря. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных.

Так много или мало воды на Земле? Очень мало! От всего объема Земли на воду приходится около 2,5 млрд. км3.

Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная находится в глубоких слоях земной коры. Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из –за рубежа. Воду надо беречь.

Учитель. Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле.

Сколько воды в организме человека? (65%- 75%)

А известно ли вам, что мозг содержит 80% воды.

Выступление учащегося. (Слайд 4).

«Вода в живом организме»

Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем – животные, на последнем – человек.

Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань - стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль- всего лишь 0,2%.

Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом.

У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды. Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.

Строение воды. (Слайд 5).

Учитель. «Вода одно из начал всего существующего на Земле. Вода – простое и неделимое» считали ещё в древнее время. Первым, кто опроверг представление о воде, как о простом веществе, был Антуан Лавуазье. 24.06.1783 г. с коллегой П. Лапласом получил Н2О из О2 и Н2. И исследовали массу воды, которая равнялась массе начальным продуктам. Так стало известно что вода состоит из 2-х элементов – О2 и Н2. По валентности выводим формулу Н2О Ребята, как вы считаете, вода простое или сложное вещество? Какой вид химической связи в молекуле воды? Запишем схему образования молекулы воды.

Куда смещаются электроны?

Молекула воды полярна. Она имеет угловое строение.

В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью.

По отношению к воде вещества делятся на какие группы? Приведите примеры.

  1. растворимые
  2. нерастворимые
  3. малорастворимые

(1ученик выполняет задание на доске)

Задание №1

Пользуясь таблицей растворимости, распределите вещества по группам. (Слайд 6).

Даны вещества:

Ba(OH)2, KCl, BaSO4, CaSO4, NaNO3, CuSO4, HNO3, AgCl, FeS, Ca(OH)2

Физические свойства. (Слайды 7,8,9).

Такое химическое строение позволяет воде обладать уникальными свойствами. Ребята, какими физическими свойствами обладает вода?( Это вещество без цвета, запаха и вкуса, имеет 3 агрегатных состояния, замерзает при температуре 100, максимальная плотность при температуре +4).

Химические свойства. (Слайды 10,11,12)

Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ.

  1. Что образуется при взаимодействии кислотного оксида с водой?
  2. Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?

Работа по карточкам (2 ученика работают на доске)

Задание №2

Закончите уравнения реакций. Назовите тип реакций

  • SO2 + H2O =
  • N2O5+ H2O =
  • СaO + H2O =
  • SiO2 + H2O =
  • CuO + H2O =

Дополнительные вопросы.

  1. Какие оксиды не взаимодействуют с водой?
  2. Назовите тип реакций
  3. Изменяется ли степень окисления в этих реакциях?

Есть реакции с участием воды, в которых изменяется степень окисления. Вспомним, вода проявляет окислительные свойства в реакции с какими простыми веществами?( С активными металлами, например с натрием) Посмотрим опыт, запишите уравнение реакции.

Учитель: При нагревании возможно взаимодействие воды и с менее активными металлами, например с магнием.

Запишите уравнение реакции, расставьте степени окисления.

Учитель: В некоторых случаях вода проявляет восстановительные свойства

Например, при взаимодействии с фтором. Запишите уравнение:

2 F2 +2H2O = 4HF+ O2

Учитель: В одной книге один писатель - фантаст написал, что если чайник с водой очень долго кипятить на плите, то произойдет взрыв, так как вода разлагается на водород и кислород. Может ли такое быть?

Нет, так как вода разлагается при t= 2000°C или при пропускании электрического тока.

Запишите уравнение реакции.

2H2O = 2H2 + O2

С какими сложными веществами взаимодействует вода?

С оксидами. Какие продукты при этом получаются? Особенно опасны реакции кислотных оксидов с водой в атмосфере, так как это приводит к кислотным дождям. Какой ущерб они наносят? Выступление учащегося. (Слайды 13-28).

Вода вступает в реакцию с некоторыми солями, образуя кристаллогидраты.

Уравнение реакции:

CuSO4 + 5H2O = CuSO4•5H2O

Теперь выполним задание. (Слайд 29).

Учитель. (Слайд 30).

В природе путешествует Н2О.
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед, 
Растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взорвется, дождями вернется,
Вокруг оглянись, в природу вглядись -
Вас окружает везде и всегда,
Это волшебное чудо – вода!

Учитель. Вода- труженица, у нее много дел и обязанностей. Она строит сушу и разрушает горы, переносит на себе корабли, опускается на землю теплым туманом, поливает ее теплым дождем, укрывает снегом. Но что бы ни делала вода, в каком бы состоянии ни была - она всегда в пути. Это путешествие - «круговорот воды в природе». Давайте вспомним, как происходит круговорот воды в природе? (Слайд 31).

Учитель. Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод. Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Один из основных загрязнителей воды – нефть и нефтепродукты. Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит на нас с вами. 22 марта-это всемирный день воды. В этом учебном году во всех школах проводился Всемирный День чистой воды. Посмотрим видеофрагмент.

3. Подведение итогов урока

Теперь давайте составим синквейн в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк. (Слайд 32).

  1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
  2. Подберите к этому слову 2 прилагательных
  3. Подберите к этому слову 3 глагола
  4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
  5. Подберите синоним к этому слову.

Пример «синквейна», написанного учащимися.

  1. Вода.
  2. Бесцветная, жидкая.
  3. Растворяет, орошает, питает.
  4. Не все то золото, что блестит.
  5. Жизнь.

Фронтальная беседа/Выставление оценок

4. Информация о домашнем задании.