Учащиеся должны:
- иметь наглядные представления об основных свойствах квадратичной функции,
- иллюстрировать их с помощью графических изображений,
- уметь строить графики квадратичной функции,
- находить по графику промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения.
Цель урока: рассмотреть виды преобразований графика квадратичной функции.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить сведения о свойствах квадратичной функции;
- ознакомить учащихся с графиками частных видов квадратичной функции – функций у = аx2, у = аx2 + n, y = a (x – m)2; у=a (x – m)2+n.
- научить строить и выполнять преобразования графиков квадратичной функции.
Развивающие:
- развитие у учащихся аналитического мышления;
- развитие речи (расширение математического словаря).
Воспитательные:
- привитие практических умений и навыков по построению графиков;
- воспитание познавательной активности;
- воспитание ответственности;
- воспитание культуры диалога.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, доска и мел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания (разбор нерешенных задач, если они есть).
2. Контроль усвоения материала:
- Определение квадратичной функции;(слайд 2)
- Заполни пропуски…(слайд 3)
- Функция у=аx2+вх+с, где а, в, с – заданные действительные числа, а ≠0, х- действительная переменная, называется … функцией. (квадратичной)
- График функции у=аx2 при любом а≠0 называют… .( параболой).
- Функция у=аx2 является … (возрастающей, убывающей) на промежутке х ≤ 0. (убывающей).
- Значения х , при которых квадратичная функция равна нулю, называют… функции. (нулями функции)
- Точку пересечения параболы с осью симметрии называют… параболы.(вершиной параболы)
- При а>0 ветви параболы у=аx2 направлены… .(вверх)
- Если а<0 и х ≠0, то функция у=аx2 принимает …(положительные, отрицательные ) значения. (отрицательные)
III. Изучение нового материала. (Работа в группах)
1) Построить графики функций в одной системе координат и сделать выводы об их расположении.
- 1 группа:у=x2, у=2x2, у=½x2. (слайд 4, 5)
- 2 группа: у=x2, у=x2+1, у=x2-1. (слайд 6, 7)
- 3 группа:у=x2, у=(х+1)2, у=(х-1)2. (слайд 8, 9)
2) Каждая группа представляет результаты работы и делает выводы.
3) Обобщение полученных сведений.(слайды 10, 11)
f(x + n) | n> 0 | n< 0 |
Сдвиг влево вдоль оси ОХ на n единиц | Сдвиг вправо вдоль оси ОХ на n единиц | |
f(x ) + m | m > 0 | m < 0 |
Сдвиг вверх вдоль оси ОУ на m единиц | Сдвиг вниз вдоль оси ОУ на m единиц | |
f(x + n) + m | n>0, m> 0 | n<0, m< 0 |
Сдвиг влево вдоль оси ОХ на nединиц, затем сдвиг вверх вдоль оси ОУ на m единиц | Сдвиг вправо вдоль оси ОХ на n единиц, затем сдвиг вниз вдоль оси ОУ на m единиц | |
n>0, m< 0 | n<0, m> 0 | |
Сдвиг влево вдоль оси ОХ на nединиц, затем сдвиг вниз вдоль оси ОУ на m единиц | Сдвиг вправо вдоль оси ОХ на nединиц, затем сдвиг вверх вдоль оси ОУ на m единиц |
IV. Закрепление полученных знаний.
(слайд 12)
1) График какой функции, изображенной на рисунках соответствует указанной формуле у=3x2+1. (слайд 13)
2) График какой функции, изображенной на рисунках соответствует указанной формуле у= -0,5x2-3. (слайд 14)
3) График какой функции, изображенной на рисунках соответствует указанной формулеу= -2(х-2)2. (слайд 15)
4) График какой функции изображенной, на рисунках соответствует указанной формуле у= (х+2)2 – 4. (слайд 16)
5) Какой формулой задается график функции, изображенной на рисунке:
- у = (х+2)2 – 2,
- у = 2 - (х+2)2,
- у = 2+ (х+2)2,
- у = (х+2)2. (слайд 17)
6) Какой формулой задается график функции, изображенной на рисунке:
- у = 2(х+3)2 +4,
- у = 2(х-4)2-3,
- у = 3-2 (х+4)2,
- у = -2(х-3)2+4 (слайд 18)
Вывод. В заданиях 4), 5), 6) выполняются два преобразования графика функции: сдвиг вдоль осей Ох и Оу.
V. Итоги урока.
Виды преобразований и способы построения графиков квадратичной функции.
VI. Рефлексия.
(слайд 19)
Лист рефлексии
Подчеркните, пожалуйста, те состояния, которые Вы испытывали в процессе сегодняшнего урока: | |
интерес беспокойство эмоциональный подъем |
скука удовольствие раздражение |
VII. Домашнее задание.
(слайд 20)
1. Построить в одной системе координат графики функций:
а) у=1/2x2 ;
б) у=-1/2(х-3)2 ;
в) у=1/2(х+3)2-2.
2. Укажите координаты вершины параболы и направление ветвей:
а) y = -3x2+5;
б) y = (x+5)2+2;
в) y = -0,5(x-2)2+3;
г) y = 2(x-3)2.