Урок физики по теме "Сообщающиеся сосуды"

Разделы: Физика


Цели:

  • раскрыть основные научные положения темы;
  • обобщить знания учащихся по данной теме во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Метод: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Приемы: элементы модульной технологии (технологические карты), эксперимент, тест.

Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: лейка, чайник, модель гидравлического пресса, модель домкрата, сообщающиеся сосуды, таблицы №15, 19, пробирка с подкрашенной водой, растительное масло. Презентация

Задачи:

  • Образовательные:
    • углубить знания учащихся о давлении, сформировать понятие «сообщающиеся сосуды»; выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах; показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике;
    • сформировать обобщенное, целостное представление полученных знаний об окружающем мире.
  • Воспитательные:
    • развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа;
    • воспитать интерес к предмету и окружающему миру;
    • воспитать у учащихся уважение к природе, науке и друг к другу.
  • Развивающие:
    • воспитать коммуникативные качества личности, умение работать в группе;
    • развивать умение логическое мышления, полноту и аргументированность высказываний;
    • усилить коммуникативные свойства речи;
    • развивать способности учащихся систематизировать ранее полученные знания;
    • используя работу парами, элементы развивающего обучения, демонстрационный опыт, развивать логическое мышление и умение доказать свою точку зрения.

Оформление доски: «Сообщающиеся сосуды». Рисунки сообщающихся сосудов.

Домашнее задание: п. 39, упр.16 (1, 2)

Творческое задание: «Изготовить модель фонтана».

План-конспект урока

I. Оргмомент (1 мин.)

II. Актуализация опорных знаний. (7 мин.)

Цель: проверить исходный уровень знаний по теме «Давление».

Задание: Ответьте на вопросы.

1 вариант:

1) Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в сосуд погрузили деревянный брусок.

А) увеличится,
Б) не изменится,
В) уменьшится.

2) В каком сосуде давление воды на дно больше?

А) в первом,
Б) во втором,
В) одинаково.

3) Запишите формулу для расчёта давления твёрдых тел.

2 вариант:

1) Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше.

А) на 1,
Б) на 2,
В) на 3.

2) В сосудах изображённых на рис. находятся жидкости. В 1 сосуде вода, во 2 керосин. Одинаково ли давление на дно?

А) В 1 больше,
Б) во 2 больше,
В) одинаково.

3) Запишите формулу для расчёта давления жидкости.

III. Формирование навыков и умений

Тема урока «Сообщающиеся сосуды» (2 мин.)
Запишите число, тему урока. Давайте вместе сформулируем цели урока (уч-ся формулируют цели: познакомиться с устройством сообщающихся сосудов, изучить принцип работы сообщающихся сосудов, научиться применять полученные знания к решению задач)

1. Проблемный вопрос: Как вы думаете, что общего между предметами, которые находятся на демонстрационном столе: чайник, лейка, модель гидравлического пресса, модель домкрата, сообщающиеся сосуды. (Учащиеся предполагают)

Предполагаемый ответ учащихся: Общее между этими предметами является то, что они состоят из нескольких сосудов соединённых вместе.

Сосуды, соединённые между собой называются сообщающимися. (слайд 1, 2, 3, 4, 5)

Вам сегодня предстоит на основе самостоятельного экспериментирования изучить новый материал. Сложность задания выберите самостоятельно.

Цель: выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах.

Задание: выполните эксперимент согласно инструкции. Сложность задания выберите сами. Сделайте вывод по эксперименту.

2. Работа по технологическим картам. Выполнение ЭЗ-1 (10 мин)

Экспериментальное задание (ЭЗ-1) на «3»

1) Заполните сосуды подкрашенной водой. Одинаково ли располагаются уровни однородной жидкости во всех сосудах? Зависит ли положение уровня жидкости в сосудах от формы сосуда? Сделайте вывод, выбрав из скобок ответ:

В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается …( на одном уровне, в узком сосуде выше) (1 балл)

2) Долейте в широкий сосуд растительное масло. Плотность масла меньше плотности воды. Одинаковый ли уровень жидкости в сосудах? Зависит ли положение уровня жидкости от рода (от плотности) жидкости? Сделайте вывод, выбрав из скобок ответ.

В сообщающихся сосудах высота столба жидкости имеющей меньшую плотность будет… (выше, ниже) (1 балл)

Экспериментальное задание (ЭЗ-1) на «4»

1) Заполните сосуды подкрашенной водой. Одинаково ли располагаются уровни однородной жидкости во всех сосудах? Зависит ли положение уровня жидкости в сосудах от формы сосуда? Сделайте вывод (1 балл)

2) Долейте в широкий сосуд растительное масло. Одинаковый ли уровень жидкости в сосудах? Зависит ли положение уровня жидкости от рода (от плотности) жидкости? Сделайте вывод (2 балла)

Экспериментальное задание (ЭЗ-1) на «5»

1) Укрепите трубку с воронкой в лапке штатива. Удерживая другой конец трубки на одном уровне, аккуратно налейте воды. Как только жидкость успокоится, обратите внимание на расположение поверхности однородной жидкости в сосудах. Сделайте вывод (2 балла)

2) Трубку аккуратно поднимите чуть-чуть вверх, опустите, наклоните. Обратите внимание на уровень жидкости в сосуде. Сделайте вывод (2 балла)

Вывод: свойство сообщающихся сосудов (слайд 6)

Теоретическое обоснование свойства сообщающихся сосудов заполненных однородной жидкостью:

Р1 = Р2
ρgh1 = ρgh2
h1 = h2 (слайд 7)

Теоретическое обоснование свойства сообщающихся сосудов заполненных неоднородной жидкостью:

Р1 = Р2
ρ1gh1 = ρ2 gh2
ρ1 ≠ ρ2
h1 ≠ h2 (слайд 8)

– Продолжим урок. Чтобы проверить себя, как вы усвоили тему, выполните ЭЗ-2.

На доске рис. сообщающихся сосудов. Показать на рис. положение свободной поверхности однородной жидкости, разных жидкостей. (5-6 мин)

ЭЗ-2 на «3»

1) Можно ли заполнить доверху сосуды №1, №2, №3?

А) 1 можно.
Б) 2 можно.
В) 3 можно.

2) В каком колене трубки находится менее плотная жидкость?

А) в правом
Б) в левом
В) плотность жидкостей одинакова.

3) Приведите примеры сообщающихся сосудов в быту и технике (стр. 95-96 учебника)

ЭЗ-2 на «4»

Два сосуда соединены резиновой трубкой с краном и наполнены жидкостью. Левый сосуд керосином, правый водой.

1) В каком сосуде давление на кран больше?

А) в левом
Б) в правом
В) одинаково.

2) Будет ли переливаться жидкость, если открыть кран?

А) будет из левого сосуда в правый.
Б) будет из правого сосуда в левый.
В) не будет.

3) Приведите примеры сообщающихся сосудов в быту и технике.

ЭЗ-2 на «5»

В сообщающиеся сосуды в одно колено налита вода, в другое керосин.

1) В каком колене находится вода?

А) в колене В
Б) колене Г

3. Фронтальная проверка результата эксперимента

Закончите предложение:

  • «В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается …»
  • «Высота столба неоднородных жидкостей ….» (5 мин.) (слайды 9, 10)

4. Тест. Две стеклянные трубки соединены резиновой трубкой (слайд 11). Останется ли уровень жидкости тот же…

А если правую трубку наклонить?

1. Уровень не изменится.
2. Уровень в другой трубке уменьшится.

Б левую трубку поднять вверх?

1. Уровень не изменится.
2. Уровень в другой трубке уменьшится.

В На рисунке изображена модель фонтана. Если открыть кран К, то струя воды…

1. Поднимется на большую высоту.
2. Поднимется до уровня воды в воронке.
3. Поднимется на меньшую высоту.

Г Какой из кофейников 1 или 2 более вместим?

1. Кофейник 1.
2. Кофейник 2.
3. Вместимость одинакова.

Д Справедливо ли правило сообщающихся сосудов в состоянии невесомости?

1. Да, т.к. …
2. Нет, т.к. …

Ответы обосновать в устной форме.

Ответы: А1; Б1; В2; Г1; Д2. (слайд 12)

IV. Задание – проблема. Работа группами

1)  По рисунку, объяснить принцип действия поилки для цыплят (2 мин.)

Оборудование: банка с водой, блюдце. Подготовившиеся отвечают.

2) Какое давление оказывает вода на дно и стенки сосуда? В точке А, В, С. Результат сравнить. Сделать вывод. (3 мин.)

Оборудование: на штативе закреплён сообщающиеся сосуды, куда налита вода, скотчем на разной высоте приклеены точки.

V. Итог урока (2 мин.)

Оценки за урок (слайд 13)

– До свидания. Урок окончен.