Актуальность программы: Развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей-мигрантов, беженцев, обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде. Возникает ряд проблем в обучении и социальной адаптации этой категории учащихся.
Исследование адаптации и коммуникативной культуры учащихся, проводимое на базе учреждения выявило, что учащиеся- мигранты по сравнению со сверстниками, постоянно проживающими в стране, имеют более низкий уровень адаптации. Это порождает у учащихся- мигрантов неуверенность в себе, нежелание проявлять инициативу.
У учащихся-мигрантов отмечается более низкий уровень осознания своих чувств и эмоций и осознание чувств и эмоций других, но они лучше управляют своими чувствами и эмоциями по сравнению со сверстниками, постоянно проживающими в стране.
Большинство учащихся-мигрантов имеют низкий уровень общительности, что связано как с языковыми проблемами, так и психологическими. Они недостаточно инициативны и не включаются в коллективную деятельность.
Результаты исследования показывают необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения данных учащихся.
В качестве рекомендаций педагогам и психологам, работающим с детьми-мигрантами можно выделить следующие:
- развитие средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном сообществе
- разработка адаптационно-образовательных программ для учащихся- мигрантов
- создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой;
- подготовка учителей, ориентированных на
работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения
ими несколькими языками и культурами (воспитание
личности на рубеже культур), способных к
организации диалога культур.
Так, в исследовании национального
коммуникативного поведения И. А. Стернин ставит
следующие основные задачи, наиболее отвечающие
цели миграционной педагогики:
-сформировать научное представление о коммуникативном поведении как компоненте национального поведения лингвокультурной общности,
- разработать модель описания коммуникативного поведения лингвокультурной общности,
-показать применимость разработанной модели к описанию основных черт коммуникативного поведения определенной лингвокультурной общности.
Непременным условием для оказания эффективной помощи, поддержки жизненного самоопределения личности учащихся-мигрантов и их семей может быть достигнут лишь общей, интегрированной совместной деятельностью в области поликультурного образования всех видов служб региона, края, города, школы.
В качестве развивающей программы по профилактике конфликтного поведения и адаптации учащихся- мигрантов была разработана программа " Зеркало", состоящая из упражнений и этюдов по формированию социальных навыков умения взаимодействовать с другими людьми
Программа состоит из 12 занятий. Первое и последнее занятия являются диагностическими. Занятия проводятся во второй половине дня, 1раз в неделю. Длительность цикла- 3 месяца. Продолжительность занятия 40 минут.
Цель программы: формирование навыков конструктивного поведения, сотрудничества, коллективизма.
Задачи программы:
- развитие произвольной регуляции поведения и эмоционального состояния;
- формирование осознанного восприятия эмоций;
- умение адекватно выражать свои эмоциональные состояния;
- снятие тревожности
- повышение групповой сплоченности
Формы и методы работы
- Метод игровой коррекции, психогимнастика;
- Метод модификации поведения: упражнения и этюды;
- Релаксационный метод
Адресат - подростки-мигранты, испытывающие сложности в адаптации в классах с полиэтническим составом.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель |
1. | Ты и Я | Изучение личностных особенностей с использование диагностического комплекса Л.А.Ясюковой для старших школьников, "Иматон", 2009 |
2. | Что такое "толерантность" | показать многоаспектность понятия "толерантность |
3. | Каким ты выглядишь в глазах других? | Формирование позитивного образа Я, чувства эмпатии |
4. | Я принимаю решение | Формирование навыка принятия решений коллективно и персонально. |
5. | Конфликты или компромиссы? | Развитие навыков конструктивного поведения |
6. | Как противостоять стрессу | Научить техникам адекватного реагирования на стресс |
7. | Скажи "нет" сквернословию | Формирование культуры речи |
8. | Мои ценности и цели | Формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения. |
9. | Я в зеркале своих проблем | Осознать свои трудности и наметить пути решения своих проблем |
10. | Я - властелин своих эмоций | Научить распознавать свои эмоции и эмоции других, развитие чувства эмпатии |
11. | Дружба на все времена | Развитие чувства коллективизма |
12 | Итоговое занятие "Вместе- дружная семья" | Анализ результатов по программе |
Список литературы.
1. Мазепина Т.В. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах.-М, 2002
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М,2000
3. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.-М, 2001
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать.-М.,2001
5. Чистякова М.И.Психогимнастика.-М.,1995