Цель урока: создать условия, при которых ученик сможет повторить правила, термины и понятия, изученные в течение года.
Задачи урока:
- создать условия, при которых ученик сможет сформулировать и применить на практике изученные правила;
- создать условия, при которых ученик сможет работать индивидуально, совместно со всеми учащимися класса и с товарищем по парте;
- создать условия, при которых ученик сможет задуматься о важности изучения русского языка.
Ход урока
1. Орг. момент.
Учитель сообщает ученикам, что на сегодняшнем уроке русского языка они будут повторять изученный материал. Задача ребят вспомнить правила и потренироваться применять их на практике.
2. Словарная работа.
Цель этого этапа урока вспомнить написание словарных слов.
Это задание выполняется индивидуально. После появления на экране картинки учащиеся записывают словарное слово в тетрадь. Затем они выполняют самопроверку, сверяют свою запись со словом на экране. (Слайды 2-4)
Словарные слова: учитель, девочка, собака, заяц, яблоко, машина.
3. Повторение правила написания имён собственных.
Учащиеся называют, какие слова пишутся с большой буквы. Приводят примеры.
На экране появляется задание: написать названия 3-х городов,3-х рек и фамилии 3-х писателей. Данное задание выполняется коллективно. Все учащиеся могут сказать свои примеры и затем выбираются 3 варианта. Все слова записываются на доске и в тетрадях с комментированием. (Слайд 5)
На экране появляется фотографии. Учитель спрашивает детей, знают ли они, кто изображён на слайде. Если учащиеся затрудняются ответить, учитель сам называет фамилии и рассказывает об этих людях. После рассказа учителя учащиеся записывают на доске и в тетради фамилию, имя и отчество великого учёного и первого космонавта. (Слайд 6)
Михаимл (Михамйло) Васимльевич Ломономсов (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия - 4 (15) апреля 1765,Санкт-Петербург, Российская империя) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химики физик; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств.
Юмрий Алексемевич Гагамрин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский район, Западная область, РСФСР, СССР - 27 марта 1968, около города Киржач, Владимирская область, РСФСР, СССР) - лётчик-космонавт СССР, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство.
4. Физминутка.
Условие игры: если слово, которое появляется на экране, пишется с большой буквы, то учащиеся поднимают руки вверх, если с маленькой, то приседают.
Слова: (М,м)ария, (Я,я)блоня,(Р,р)оссия, (В,в)олга, (Р,р)ыжик, (Ш,ш)арик, (И,и)ванов. (Слайд 7)
5. Повторение написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Учащиеся называют правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Приводят примеры слов с данными сочетаниями и проговаривают с какой буквой будут писать это сочетание.
На экране появляются слова: кувшинка, чудесный, ландыши, часто. С одним из этих слов нужно придумать распространённое предложение. Это задание выполняется в парах. (Слайд 8)
Учащиеся называют свои предложения. Наиболее понравившееся предложение учащиеся с комментированием записывают на доске и в тетрадях.
6. Повторение словообразовательной роли приставки в слове.
Учащиеся вспоминают, какую часть слова называют приставкой. Приводят примеры слов, в которых есть приставка.
На экране появляются приставки: по-, на-, под-, до-, пере-. С данными приставками нужно образовать новые слова от слова, которое предложено. Данное задание выполняется по рядам. Учащимся первого ряда предлагается слово бежать, учащимся второго ряда - рисовать, учащимся третьего ряда - сказать. Три ученика выполняют данное задание на доске. Затем, учащиеся проверяют своих товарищей и самих себя. (Слайд 9)
7. Работа с корнем слова.
Учащиеся говорят, какую часть слова называют корнем.
Приводят примеры однокоренных слов.
В парах слов выделить корень и подобрать ещё одно однокоренное слово.
(Слайд 10)
Слова: море - морской, город - пригородный, снег - снеговик.
Данная работа выполняется всеми учащимися совместно. Запись делается на доске и в тетрадях.
8. Итог урока.
В конце урока каждый учащийся на листочке бумаги пишет, что было для него самым интересным на этом уроке, и что было самым трудным. Полученную информацию учитель использует для корректировки своей дальнейшей работы.