Цель урока: ввести языковой термин «омонимы»
Задачи урока:
- Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению;
- Ввести термин «омонимы»;
- Наблюдать за использованием омонимов.
Место урока в серии других уроков: урок раздела «Как устроен наш язык. Лексика».
Тип урока: урок введения нового знания.
Оснащение урока:
- компьютер,
- компакт диск с иллюстрациями предметов,
- таблицы для индивидуальной работы,
- презентация.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
N п/п | Ход урока | Слайд или учебник (страница, упражнение) |
1. | Мотивирование к учебной деятельности – Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий. |
Слайд 1 |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 1. Словарная работа. – Ребята посмотрите на экран. Что там написано? (Слова) Почему не можем прочитать эти слова? (Не хватает гласных) – Каким образом мы будем вставлять гласные? (Применяем правило или вспоминаем словарные слова). – Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь, выделяя орфограммы. ПОДСКАЗКА: постарайтесь догадаться, что это за слова, а если возникнут затруднения, можете обратиться к своими «словарикам». Вид проверки: взаимопроверка в парах, исправление ошибок. 2. Введение в тему. – Ребята, если вы верно справились с заданием, то из первых букв слов у вас должно получиться новое слово. ОМОНИМ – Можете ли вы объяснить значение этого слова? – Какие похожие, созвучные слова вам известны? (Синонимы и антонимы) – Объясните эти термины, приведите примеры. – Определите, какая пара слов является синонимами, а какая антонимами. Запишите в тетрадь. Друг – товарищ (синонимы) Друг – враг (антонимы) – Какая пара слов лишняя? Почему? (Это родственные слова) |
Слайд 2 Слайд 3 |
3. | Выявление места и причины затруднения. Так что же такое омонимы? (Это слова) – Хотите узнать, что это за слова? Для этого нам необходимо выполнить интерактивное задание. Задание: « В рисунке спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найди их» Каждый ученик подходит к экрану и показывает предмет. |
Интерактивное задание |
4. | Построение проекта выхода из затруднения Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение. 1. Коса – девичья коса, прическа 2. Коса – орудие труда для срезания травы 3. Коса – песчаная отмель – Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково) – Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение) Вывод: это есть омонимы. – Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему) Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило. Подчеркиваем ключевые слова. – Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает. Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя». – Как узнать значение слов-омонимов? (В тексте, по иллюстрации, из словаря) |
Слайд 4 Рубрика «Разгадываем тайны языка» с.66) Рубрика «Подсказка» с. 67 |
5. | Реализация построенного проекта – Давайте выполним упражнение 1. Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)). – Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу) – Почему слово ключ записано в словаре два раза? (Значения слов разные, значит это слова-омонимы) |
Слайд 5 |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? (В слове необходимо поставить ударение) Давайте дополним предложение так, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь. Какие слова мы будем использовать? (Имена прилагательные, чтобы указать характерные признаки предмета) Запишите три предложения на выбор, используя слова для справок. Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение. |
Слайд 6 Слова для справок на доске |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Прочитайте предложение на экране. Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости? В предложении орфографическая ошибка. – Запишите омонимы в тетрадь Хлеб сухой – хлеб с ухой. – Смешное задание? Вывод: С помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов. Работа в парах. – А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы. Выполняем упражнение 4. Заполняем таблицу Проверяем правильность выполнения. |
Слайд 7 |
8. | Включение в систему знаний и повторение. Дифференцированная работа. Задания на карточках, для тех, кто считает, что хорошо понял новую тему. Фронтальная работа над упражнением 5 с комментированием. Веснушкам нету сноса: Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла. Зависело б от мыла. Веснушки я б отмыла. Задание: Найди слова – омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно Находим и объясняем значение омонимов. |
|
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). – С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке? – Что такое омонимы? Приведите примеры. Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи. Дифференцированное домашнее задание (выполнить любое на выбор) Упражнение 6 В словаре найти 2 пары омонимов. Составить предложения. Найти шутки, каламбуры или другие интересные задания, в которых встречаются слова омонимы. |