Лексика. Слова-омонимы. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (296 кБ)


Цель урока: ввести языковой термин «омонимы»

Задачи урока:

  • Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению;
  • Ввести термин «омонимы»;
  • Наблюдать за использованием омонимов.

Место урока в серии других уроков: урок раздела «Как устроен наш язык. Лексика».

Тип урока: урок введения нового знания.

Оснащение урока:

  • компьютер,
  • компакт диск с иллюстрациями предметов,
  • таблицы для индивидуальной работы,
  • презентация.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

N п/п Ход урока Слайд или учебник (страница, упражнение)
1. Мотивирование к учебной деятельности
– Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий.
Слайд 1
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1. Словарная работа.
– Ребята посмотрите на экран. Что там написано? (Слова) Почему не можем прочитать эти слова? (Не хватает гласных)
– Каким образом мы будем вставлять гласные? (Применяем правило или вспоминаем словарные слова).
– Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь, выделяя орфограммы.
ПОДСКАЗКА: постарайтесь догадаться, что это за слова, а если возникнут затруднения, можете обратиться к своими «словарикам».
Вид проверки: взаимопроверка в парах, исправление ошибок.
2. Введение в тему.
Ребята, если вы верно справились с заданием, то из первых букв слов у вас должно получиться новое слово.
ОМОНИМ
Можете ли вы объяснить значение этого слова?
– Какие похожие, созвучные слова вам известны?
(Синонимы и антонимы)
– Объясните эти термины, приведите примеры.
– Определите, какая пара слов является синонимами, а какая антонимами. Запишите в тетрадь.
Друг – товарищ (синонимы)
Друг – враг (антонимы)
– Какая пара слов лишняя? Почему?
(Это родственные слова)

Слайд 2










Слайд 3


3. Выявление места и причины затруднения.
Так что же такое омонимы? (Это слова)
– Хотите узнать, что это за слова?
Для этого нам необходимо выполнить интерактивное задание.
Задание: « В рисунке спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найди их»
Каждый ученик подходит к экрану и показывает предмет.


Интерактивное задание
4. Построение проекта выхода из затруднения
Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение.
1. Коса – девичья коса, прическа
2. Коса – орудие труда для срезания травы
3. Коса – песчаная отмель
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
Вывод: это есть омонимы.
– Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему)
Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило. Подчеркиваем ключевые слова.
– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает.
Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
– Как узнать значение слов-омонимов?
(В тексте, по иллюстрации, из словаря)
Слайд 4






Рубрика «Разгадываем тайны языка» с.66)

Рубрика «Подсказка»
с. 67
5. Реализация построенного проекта
Давайте выполним упражнение 1.
Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)).
– Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)
– Почему слово ключ записано в словаре два раза? (Значения слов разные, значит это слова-омонимы)
Слайд 5
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
(В слове необходимо поставить ударение)
Давайте дополним предложение так, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.
Какие слова мы будем использовать? (Имена прилагательные, чтобы указать характерные признаки предмета)
Запишите три предложения на выбор, используя слова для справок.
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение.
Слайд 6




Слова для справок на доске
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Прочитайте предложение на экране.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
В предложении орфографическая ошибка.
– Запишите омонимы в тетрадь
Хлеб сухой – хлеб с ухой.
Смешное задание?
Вывод: С помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов.
Работа в парах.
А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы.
Выполняем упражнение 4.
Заполняем таблицу
Проверяем правильность выполнения.








Слайд 7
8. Включение в систему знаний и повторение.
Дифференцированная работа.
Задания на карточках, для тех, кто считает, что хорошо понял новую тему.
Фронтальная работа над упражнением 5 с комментированием.
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Задание: Найди слова – омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно
Находим и объясняем значение омонимов.
 
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы?
Приведите примеры.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.
Дифференцированное домашнее задание
(выполнить любое на выбор)
Упражнение 6
В словаре найти 2 пары омонимов. Составить предложения.
Найти шутки, каламбуры или другие интересные задания, в которых встречаются слова омонимы.