Мой класс? Мой класс… Мой класс!!!
Еще свежи в памяти открытые улыбки, взъерошенные мальчишеские головы, кудри девчонок, ласковые с хитринкой взгляды моего выпускного 9в. Еще по привычке думаю, где они в этот момент, чем занимаются, и отправляю смс-ку – поздравление с новым учебным годом. Еще так и летит с губ: «Сашка! Все растем? (мой самый высокий ученик) Давай снимем размер!» (у нас в классе была традиция после летних каникул мериться ростом: насколько ребята вытянулись)
Но Сашка уже не в моем классе, и нет умницы Ани, красавицы Даши, артиста Максима…
У меня теперь другой класс, другие дети, чужие дети.
Они стоят на линейке, будто не замечая меня. Кто-то рассказывает о летней поездке, кто-то хвалится новым портфелем, дневником с наклейками на обложке, прической, даже букетом. Кто-то молча стоит в сторонке.
Я же пытаюсь поймать хоть один взгляд, жду, когда, наконец, на меня обратит внимание мой класс.
Мой класс?
Объявляют 5б, и мы отправляемся в кабинет на классный час, час знакомства. Усаживаются. Я наблюдаю: вон тот, говорят, драчун, а эта, сразу видно, тихоня, вон та кучка уже спорит, а тот сидит, исподтишка поддакивает, а эта – модница, та – одиночка…
Н-н-да, будем строить сплоченный коллектив.
Успокоились. Смотрят на меня внимательно, так серьезно. В радуге глаз любопытство и даже страх. Такие маленькие, смешные, беззащитные, упрямые, добрые,.. мои.
Мой класс!
Первая диагностика.
Ищу по кабинетам школьного психолога – самого занятого, пожалуй, педагога: надо узнать, как дети адаптировались к среднему звену и ко мне, как к классному руководителю.
Результаты психологической диагностики ошеломили всех: черные, густо-фиолетовые рисунки, показывающие полное неприятие всего происходящего с детьми.
Я в шоке. Учитель начальной школы плачет. Психолог пишет рекомендации.
А на носу первое родительское собрание. Выстраиваю его на принципе сопереживания. Приглашаю учителей, работающих в классе, завуча по воспитательной работе и психолога. Главное сейчас: поселить взаимное доверие друг к другу, открыть двери для содружества.
Через 3 недели повторная диагностика: рисунки намного светлее и ярче, учителя «зеленеют» и «оранжевеют», я «желтею», учебный год становится ярко-синим.
Ура! Получается!
Пригласила психолога на беседу с детьми, купив заранее оригинальные кулончики – символ их успеха в 5 классе. У многих они сохранились до сих пор.
Объединяемся!
Совместный с родителями поход? Нет! Что мы там с ними будем делать? Так класс воспринял мою идею.
Действительно, как организовать, чтобы он стал образовательным, принес пользу и взрослым, и детям, чтобы в нем разрешились некоторые конфликты между детьми, чтобы он решал воспитательные задачи?
Организую игру в пинбол. Противодействующие группы детей – в одну команду, туда же и их родителей, и меня.
Едем в «Березовку». Погода чудесная, везде ландыши. С собой спортинвентарь, еда, аптечка. По дороге вместе с родителями проводим викторину по ПМП. По приезду выбираем домики с огромной беседкой и местом для костра.
Пока выгружаем содержимое сумок, делю всех на команды и даю задание: перечислить все известные способы разведения огня!
Родители готовят еду; дети разбрелись по территории базы: кто нашел футбольные ворота, кто качели, кто теннисный стол, кто полянку для игры в вышибалы.
А я, наблюдая за мальчишкой, снизившим успеваемость, веду беседу с его мамой.
- Стал хуже учиться, поведение неудовлетворительное: на уроках болтает, на переменах носится, огрызается с учителями.
- Много за компьютером сидит, не вытащишь, и гуляет не поймешь с кем.
- Ему энергию некуда девать и мужского слова не хватает (растет без отца, с мамой и двумя сестрами). Может отдадим в легкую атлетику? Смотрите, какой резвый, и здоровье позволяет. Там и занятость, и мужское слово, и дисциплина, и другой статус. Я позвоню и узнаю, как записаться в секцию…
Командная с родителями игра в пинбол (я бы назвала ее современной «Зарницей») стала самым ярким и обсуждаемым событием четверти.
Конфликт сошел на нет уже во время 1-го захода игры. В секцию легкой атлетики записались двое. Успеваемость их повысилась, поведение изменилось.
И снова КТД.
С учетом современных требований цель воспитательной работы в 6 классе была сформулирована так: создание ситуации успеха для каждого ребенка в различных направлениях деятельности.
Значит, совмещаем общение, учение, взаимодействие с учителями, участие в общественных делах.
Задумала цикл мероприятий «Город, в котором мне хотелось бы жить». Кого привлекаю? Учителя истории, конечно, социального педагога, родителей, СМИ ( газета «Наше слово», из которой дети делали вырезки по истории родного города, вырезки фотографий, различных статей по теме), почетных граждан города и просто горожан, причем совершенно незнакомых, с целью опроса и интервью.
Начала с классного часа, затем анкетирование, проекты путеводителей, которые составлялись с помощью родителей; затем обращение к истории города (здесь присоединился учитель), интервью у учителей, у прохожих, социологический опрос, знакомство с альманахом «Воскресенск – моя родина светлая…» в детской библиотеке, разучивание песни о городе, и в итоге, сейчас это называют проект, - рисунок города, в котором нам хотелось бы жить.
Опять подрались?
В конце урока алгебры захожу к своим. Привычно улыбаюсь( всегда улыбаюсь, стоит их увидеть), заставляю себя принять серьезный вид и направляюсь к ученику. Шепчу на ухо: «После урока ко мне». Все обмениваются взглядами, знают, если пришла во время урока – дело серьезное.
Приходит: невозмутимый, гордый, с большущим синяком на щеке.
- Что случилось?
-Он получил за дело: стащил сумку, спрятал и раскрасил маркерами. А еще он…
Ясно. Поговорила с одним. С другим. Беседа с обоими. Пожали друг другу руки.
Проходит два дня. Приезжаю на работу к 4-му уроку. Меня ожидает мама одного из драчунов, она уже написала заявление на мальчика.
Опять подрались?!
Обещаю разобраться. Дело оказывается серьезнее, чем думала. Консультируюсь с социальным педагогом и школьным психологом.
Беседа тет-а-тет. Затем совместная с социальным педагогом беседа с родителями. Классный час на тему «Конфликты и пути их разрешения», приглашаю школьного инспектора с лекцией, диагностика по агрессии в группе учеников, прошу учителя обществознания поработать с понятием «правовые нормы» и возвращаюсь к беседе с родителями и детьми.
Результат: никаких драк, родители нормально общаются, к обществознанию интерес, социальный педагог в авторитете, школьному психологу респект и благодарность, а мне раздумья: а мог бы сработать и обратный эффект, если бы не было грамотного взаимодействия, содружества всех воспитательных сил..!
Еще раз о скаутах.
Привлекаю завуча по воспитательной работе к очередному совместному с детьми родительскому собранию. Рассказывает о программе воспитания скаутов, показывает результаты работы. Здорово!
На следующий день пишут заявления о вступлении в скауты четверо. Неплохо. Звоню моей первой помощнице, бабушке ученицы, приглашаю к себе.
Начинаю издалека: «А вы могли бы научить делать детей цветы из бумаги, и плести канат, и запускать бумажного змея, и вообще многому интересному и полезному. Может, будете проводить для ребят уроки? Заканчиваю: «Они Вас очень уважают и любят ( К.А. с нами во всех внеклассных мероприятиях, поездках), Вы такая энергичная, общительная, вам место среди скаутов!»
В итоге: восемь заявлений, радость общения К.А., дети под присмотром во внеурочное время, моя еще большая осведомленность о жизни ребят и связь с общественностью. Всем хорошо!
А остальные ребята? Реклама движения - отказ. Видеосюжеты – отказ. Хотят показать, что уже выросли из этого. На самом деле им нравится и хочется таких же игр, путешествий, КТД, встреч и мероприятий.
Что делать? Да просто делать то же самое, что и скауты, только не раскрывать секрета. И в моем классе тоже есть свои «Поколение памяти», «Твори добро», «Россия – Родина моя», «Талантлив каждый»… Спасибо скаутингу!
Это праздник со слезами на глазах…
Скоро 9мая. Традиционная в нашей школе вахта памяти, встречи с ветеранами, участие в митинге, посещение «Музея боевой славы», открытки, памятные сувениры, гвоздики…
Дети делают все это уже по накатанной схеме. Понятие «историческая память» не вызывает глубоких эмоций. И понятно: это дети другого поколения, не прожившие, не прочувствовавшие войну. Они далеки от этого.
Но надо найти ключ к их сознанию, надо воспитать в них чувство неподдельного уважения к Тем, оставшимся жить, и к Тем, погибшим.
Рекламируют фильм «Мы из будущего». Посмотрела: то, что нужно. Перевернула интернет: нашла видеоролики о войне. Да, начинать надо именно с этого.
Классный час проводила в форме беседы. Сначала опрос: Нужно ли в наше время говорить о Великой Отечественной Войне? Единицы ответили: Не нужно, так как это было давно, тем более нас там не было. Встречный вопрос: А как же люди, которые были там, которые живы в наше время? Как им ваши равнодушные взгляды?...
Рассказы о ВОВ воспроизвожу по памяти, как рассказывал мне мой дед. Смотрим видеосюжеты, делимся впечатлениями. Сердца моих детей оттаивают, разные чувства сквозят в репликах: сожаление, страх, уважение, гордость. Безразличию – нет! Предлагаю посмотреть на войну глазами современных подростков, и мы идем в кино. Уникальный фильм! Как он действует на поколение наших детей, «поколение – пепси»! Девчонки плакали. Мальчишки насупились. Возвращались молча. Было о чем подумать!
Именно на таком эмоциональном фоне развернулась наша подготовка к концерту дедушкам и бабушкам – ветеранам, которых нашли родители класса. Каждую песню, каждое стихотворение ребята по-настоящему переживали. Родители приготовили угощение.
Это был праздник, действительно, со слезами на глазах… для всех.
Едем к Деду Морозу!
Идея поездки с классом в город Великий Устюг возникла у меня в начале учебного года. Ребята за летние каникулы вытянулись и заметно повзрослели, а мне так хотелось продлить им детство: настоящее, наивное, беззаботное. Родители заинтересовались и под-держали меня. Да еще услышав прогноз синоптиков: «зимы на Новый Год не будет», мы подумали, как здорово, что мы едем туда, где настоящие морозы, сугробы по колено, сани, зимние русские забавы.
Пригласила в поездку воскресенского фотохудожника Ю.Ф.: ему – красоты Вологды, нам – фотосессия.
Едем в поезде: плацкарт, уютная компания детей и родителей, позвякивают стаканы с горячим чайком, знакомимся с соседями по вагону. Общение, романтика – объединяют!
А в Устюге и Дед Мороз, и гора, длиной 240 метров, и катание на буранах и тройках, и обучение плетению их бересты, и иконопись, и знакомства с устюжанами – вообщем, подарили детям «сказку».
Седьмой класс. Едем к карельскому Деду Морозу. Опять все вместе. Другой мир: скалы, водопады, речь, традиции, чумы да избы на сваях, олени, «Калевала», игры.
Восхищаемся бурлящей, неистовой красотой Кивача, горой Сампо, озерами с причудливыми названиями, финским наречием.
Карельские педагоги учат изготовлению национальной куклы. Мальчишки посапывают, а делают! Стараются!
Карельский Дед Мороз встречает в настоящем чуме. Истории и загадки вокруг костра. Запах оленьих шкур и дыма.
Вернулись домой: всем рассказываем, советуем. Местное телевидение берет интервью. Педагоги, берите пример, не пожалеете!
Здесь все: и ученики, и родители, и учителя, и социум!
Об опыте…
Разный был опыт: и вызывающий улыбку, и печальный; и тот, который принес достойные плоды, и тот, о котором не хочется вспоминать; и плохой, и хороший, но плохой – тоже опыт.
Были совместные проекты, находки ключей к общему взаимопониманию, забавы и праздники, интересные мероприятия, добро, содружество, мечты и маленькое счастье.
Были и ссоры, конфликты, суд, КДН, слезы и разочарование, ощущение бессилия – тоже было.
И хотя мы вместе только 3 года, прожита уже маленькая жизнь – жизнь нашего большого взаимодействия…
Уже скоро ребята разойдутся по профилям. Там – другая жизнь, другое содружество, другой классный.
Многое еще нужно сделать, многое нужно успеть. Ведь именно от меня, от классного руководителя, зависит, какими мои дети перешагнут первую ступеньку взрослости. Какими…и как… и с кем…
Опыт был разный. Чувство одно: любви и ответственности – они неразделимы. Неразделимы, как наша большая совместная работа - работа в «мире детской души».