Применение исторического материала на уроках и во внеклассных мероприятиях как один из способов повышения мотивации к изучению математики

Разделы: Математика


Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Одна из целей обучения математике –  воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.  История математики представляет собой часть общей истории развития человеческой культуры. Использование исторического материала на уроках математики – один из приемов развития познавательного интереса к изучению математики; развития эстетического вкуса, а также привития нравственных качеств.  Богатым источником для воспитательной деятельности является жизнь и деятельность людей, внесших серьезный вклад в историю математики и физики. Например, жизнь Л.В. Ковалевской, М.В. Ломоносова, Л.Эйлера , Я.С Перельмана  имеет большое воспитательное и познавательное значение. Духовный и нравственный облик С.В.Ковалевской ее верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. Именно таким людям и посвящен интегрированный урок –игра « Калейдоскоп великих открытий» (математика и физика) в форме  телевизионной игры «Поле чудес»

Цели игры:

  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение их интеллекта, общей культуры;
  • развитие интереса к изучению математики и физики.

Задачи:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание логического мышления;
  • Учебная – развитие креативных навыков .
  • Развивающая – развитие памяти, внимательности. 
  • Познавательная – знакомство с историческим данными, расширение кругозора учащихся.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Итак, мы начинаем интеллектуальную игру «Поле чудес». Ваша активность, сообразительность украсят нашу встречу, сделают ее интересной, содержательной, запоминающейся.

Отборочный тур

1. Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет окружающий мир. Математика – слово греческого происхождения. Что в переводе с греческого означает слово «математика»? (НАУКА)

2. Шотландский ботаник Роберт Броун еще при жизни как лучший знаток растений получил титул «князя ботаников». В 1805  после четырехлетней экспедиции в Австралию привез в Англию около 4000 видов не известных ученым австралийских растений и много лет потратил на их изучение. Изучал физиологию растений, впервые подробно описал ядро растительной клетки. Но имя ученого сейчас широко известно вовсе не из-за этих работ. В 1827 Броун проводил исследования пыльцы растений. Как-то он разглядывал под микроскопом выделенные из клеток пыльцы североамериканского растения Кларкии хорошенькой взвешенные в воде  цитоплазматические зерна. Неожиданно Броун увидел, что мельчайшие твердые крупинки, которые едва можно было разглядеть в капле воды, непрерывно дрожат и передвигаются с места на место, как будто танцуют. Какой «танец» наблюдал Р.Броун?  Как называется это явление?

Ответ: Броун установил, что эти  движения, по его словам, «не связаны ни с потоками в жидкости, ни с ее постепенным испарением, а присущи самим частичкам». Но объяснить это загадочное явление, которое назвали «броуновским движением», не смог ни сам Броун, ни многие другие ученые в течение многих лет

3. Кто правильно объяснил его?

Ответ: Лишь спустя 100 лет физик Жан Перрен 1908 г. осуществил цикл экспериментальных исследований броуновского движения, которые  окончательно убедили в том, что броуновское движение является следствием теплового движения молекул среды. Исходя со своего опыта, он вычислил (1909)число Авогадро.

4. Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «...отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом...»

В 1700 г. Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский для школы учебник по математике и навигации. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его «вратами учености». В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо. Назовите фамилию этого великого математика.

Ответ: Магницкий

5. Говорят, что прозрение пришло к Нему в одно мгновение. Ученый якобы ехал на трамвае по Берну (Швейцария), взглянул на уличные часы и внезапно осознал, что если бы трамвай сейчас разогнался до скорости света, то в его восприятии эти часы остановились бы — и времени бы вокруг не стало. Это и привело его к формулировке одного из центральных постулатов физики — что различные наблюдатели по-разному воспринимают действительность, включая столь фундаментальные величины, как расстояние и время. Назовите ученого и его постулат.

Ответ:  Говоря научным языком, в тот день Альберт Эйнштейн осознал, что описание любого физического события или явления зависит от системы отсчета, в которой находится наблюдатель. В то время как описание событий зависит от наблюдателя, законы природы от него не зависят, то есть, как принято говорить на научном языке, являются инвариантными. В этом и заключается принцип относительности.

Выходит ученик и читает стихотворение Сергея Боброва.

«Про число «пи» – 3,1415926»:

Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибиться,
Что окружность верно счесть.
Надо только постараться
И запомнить все как есть:
Три — четырнадцать — пятнадцать
Девяносто два и шесть!

Ведущий:

1. Кто автор обозначения числа  = 3,1415...? Он же впервые применил двоеточие для обозначения действия деления?

Ответ: Джонс

2. Кто и по какому поводу сказал: « Когда Пифагор открыл свою знаменитую теорему, он принёс в жертву богам 100 быков. С тех пор все скоты боятся нового…»?

Ответ: С.В. Ковалевская

3. Кому принадлежат слова :» Химия –правая рука физики, математика– её глаза»?

Ответ: М.В. Ломоносов

4. Кто из русских учёных установил закон о распределении простых чисел?

Ответ: Чебышёв Пафнутий Львович

гра первой тройки

Задание первой тройке

Чьё имя носит способ (алгоритм)  нахождения наибольшего общего делителя двух целых чисел?

Ответ:  Евклид

Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Евклид самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания этой математической науки, чем изучение его трудов. На это он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги».
В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучавшаяся.

Постепенно ассистент открывает угаданные буквы и слово в целом.

На барабане с вращающимся волчком:

числа – количество очков;
«П» – приз;
« +» – очки удваиваются;
«С» – справочник;
«Б» – банкрот.
Если выпадает сектор «С» – математическая книга, то разрешается в течение минуты воспользоваться справочной литературой.
Если выпадает сектор «П».

Ведущий: Приз на сцену!

Ассистент вносит черный ящик, в котором находится приз: альбом,  угольник, транспортир, общая тетрадь,  авторучка, коробка конфет, брелки, диски, наклейки.
Зал приветствует победителя первой тройки аплодисментами.
В это время на экране появляется портрет математика.

Ведущий: Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену!

Все участники игры получают призы: математическую книгу, шоколадку.
Участники первой тройки занимают места в зале.

Игра второй тройки

Звучит музыкальная заставка.

Ведущий: Вторая тройка – на сцену!

Игроки занимают свои места, ведущий представляет игроков

Задание второй тройке

Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Ему приписывают открытия того, что диаметр делит круг пополам,  о равенстве вертикальных углов, об отрезках на сторонах угла, пересеченных параллельными прямыми.

(Игра проходит по сценарию игры с первой тройкой.)

Ответ: Фалес

Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией». Платон, знаменитый греческий философ IV в. до н. э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец. Стоящая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами – не видит...». Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов».

Задание третьей тройке

Французский учёный, математик, физик, философ (17в.) заложил основы проективной геометрии, сделал ряд открытий в теории вероятностей, но школьникам больше известен как физик, его именем названа единица давления в системе СИ.

Ответ: Блез Паскаль

Игра третьей тройки

Ведущий: Третья тройка — на сцену!

Звучит музыкальная заставка, третья тройка выходит на сцену, ведущий представляет игроков.

Финальное задание

Ведущий: Великий учёный. Первооткрыватель многих фактов в математике и механике, применивший свой инженерный талант при защите г. Сиракузы.он изобрёл для защиты мощные машины – катапульты. Одно из его изобретений – винт в мясорубке.

Ответ:  Ахимед  287 г. до н.э.

Об Архимеде как человек мало сведений . Легенды рассказывают, что когда солдаты ворвались в город, Архимед был занят решением задачи и что-то чертил. Римский воин приказал ему встать, но старый учёный не повиновался, сказав, что хочет закончить  решение. Тогда римлянин выхватил меч и убил гениального учёного.
Сам Архимед своим  наиболее важным достижением в геометрии считал сочинение «О шаре и цилиндре», в котором доказал, что объём шара, вписанного в цилиндр, в полтора раза меньше объёма этого цилиндра и что отношение  поверхности описанного цилиндра к поверхности вписанного шара также равно 3 : 2. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя 200 лет по этому памятнику нашли его могилу

Подведение итогов, вручение призов.

Используемые ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F7%E0%EB%E0_%C5%E2%EA%EB%E8%E4%E0
http://www.peoples.ru/science/mathematics/evklid/evklid_5.jpeg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
http://antic-writers.info/i/p/thales.jpg
http://900igr.net/datai/istorija/Kultura-XVII-veka/0020-017-Blez-Paskal-1623-1662.jpg
http://www.foru.ru/s/201-4.jpg
http://biographera.net/biographies/arhimed/arhimedbig.jp
http://www.math.uwaterloo.ca/navigation/ideas/Archimedes_mosaic.jpg
http://pryahina.ucoz.net/184-2-2.gif
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&lib_no=272055&tmpl=lib
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=117579&tmpl=lib&page=1

Приложение 1