Урок математики в первом классе. Тема: "Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Разделы: Математика, Начальная школа


Оборудование: мультимедийный проектор, Mimio Studio (интерактивная доска).

Слайды Mimio Studio

Презентация

Цели и задачи:

  • уточнить представления о цифрах и числах;
  • познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;
  • познакомить с первыми десятью римскими цифрами;
  • тренировать мыслительные операции, речь, навыки счета  в пределах 9;
  • тренировать умение записывать соотношения между  числами, представленными различной символикой.

I. Устные упражнения

– Счет до 20 вперед и обратно. (Можно использовать линейку.)
– Сосчитайте через один от 1 до 9; от 10 до 2.
– Скажите, пожалуйста, у всех получилось считать? А если у вас будут затруднения, то  как вам справится с этой задачей?
(Можно воспользоваться линейкой или числовым отрезком.)
– Сегодня мы – гости Волшебной страны. Живут там цифры.  А как вы думаете, какие это цифры, если страна Волшебная? (Волшебные цифры.)
– А теперь откроем страницу 40 учебника  и попадаем в Волшебную страну.
Посмотрите, там все необычно.
–  Какие цели и задачи мы поставим перед собой для этого урока.

Высказывание детей:

– Познакомиться с новыми цифрами;
– Научиться выполнять действия с ними;
– Научиться  сравнивать их и т.д.

– Что интересного вы видите? (Числа обозначены по-другому, другими цифрами.)
– Чем отличается число от цифры? (Число – это количество предметов; цифра – это знак для обозначения числа.  Этот  знак  можно выбирать произвольно.)
– Какими цифрами обозначены в Волшебной стране число: 0, 2, 5, 8?
– Какое число обозначено флажком? Листиком? Грушей?
– Какое число следует за листиком? Какое число  предшествует ему?
– На сколько листочек больше грибка? На сколько грибок меньше, чем листочек?
– На сколько цветочек больше, чем яблоко? На сколько яблоко меньше, чем цветок?
– Что я должна знать:

  • Для сравнения чисел  в Волшебной стране? (Из двух чисел на числовом отрезке меньше то, которое расположено левее, а  больше то, которое расположено правее.)
  • Для сложения или вычитания из волшебного числа обычного числа? (При сложении числа надо от выбранной точки переместиться вправо по числовому лучу, а при вычитании переместиться от выбранной точки влево.)

II. Цифры Волшебной страны

– Сейчас, мы с вами попробуем использовать наши знания в Волшебной стране.
– Выполнение задания № 1, № 2.
(Работа у доски по цепочке,  с комментированием.)
–  А сейчас, сами составьте выражения на сравнения, используя цифры Волшебной страны.
(Проверка вариантов решения у доски.)
– Подведем итог нашей работы в Волшебной стране. Сможете ли вы сравнивать и выполнять действия с числами, записанные «волшебными» цифрами. (Да, если будет дан числовой отрезок.)

III. Римские цифры

– А знаете ли вы, что  цифры, которыми мы пользуемся, не были придуманы в одночасье. Это результат длительного исторического развития человеческого общества. В древности люди записывали числа словами. Постепенно слова заменились знаками. У разных народов числовые знаки были разными. Древнейшие известные нам цифры – иероглифы вавилонян и египтян. Они представляют собой клинописные знаки.
Прообразы современных цифр появились в Индии примерно в шестом веке. Удобство записи чисел при помощи этих цифр привело к их распространению в другие страны. В Европу индийские цифры попали благодаря арабам лишь в X – XIII вв., поэтому их часто называют «арабскими». Всеобщее распространение они получили лишь в XVII веке.
Наиболее долговечной из древних цифровых систем стала римская нумерация, возникшая более 25 веков назад. Они до сих пор используются для обозначения чисел.
В наши дни римские цифры используются в основном для обозначения порядковых числительных.
(Подробное ознакомление детей с римской нумерацией.)
Давайте, попробуем сами записать (по образцу) римские цифры.
Выполнение задания № 4 стр. 40.
(Учащиеся у доски записывают по образцу римские цифры.)
– Давайте прочитаем числовые выражения, найдём их значения и результат запишем римскими цифрами.
Выполнение задания № 5 стр. 40.
(В тетради и у доски с объяснением столбики I  и II, а  III самостоятельно.)
– Для тех, кто справился с заданием можно предложить выполнить задание № 6.
Задание № 7 стр. 41 учащиеся выполняют самостоятельно.

– Как будете выполнять эту работу?

Объяснение  учащимися своей работы.
Дети должны пересчитать предметы в рамках, соединить линией рамки, содержащие одинаковое количество предметов, и записать ответ для левого столбика арабскими цифрами, а для правого – римскими. Учитель может поработать с некоторыми учащимися индивидуально у доски по мере необходимости.
Как только ученик выполняет работу – он встает. Учитель проверяет его работу. За правильно выполненную работу ученик получает наклейку, после этого он становится помощником учителя и помогает проверить остальных учащихся. Все ребята, правильно выполнившие задание, получают поощрение.

Подведем итог нашей работы:

– Как называются цифры, с которыми мы сейчас работали?
– С какими цифрами мы чаще работаем на уроках?

IV. Алфавитная нумерация

– Мы с вами узнали, что в Индии, в Вавилоне, в Египте – были разнообразные цифры. А были ли у нас – у славян, цифры? А если были, то как они могли выглядеть?

Варианты ответов детей. (На доске можно нарисовать отрезок с делениями, а учащиеся выходят к доске,  и рисуют придуманную им цифру.)

– Действительно, была славянская алфавитная нумерация. Она возникла в IX – X вв. и встречалась до конца XVII  века. Её название – «кириллица» – происходит от имени славянского просветителя Кирилла Философа. В составе кириллицы 42 буквы, 17 из которых использовались для обозначения чисел. Над буквами-числами ставился особый знак ~ , названный «титло». Цифры 1-9 обозначались следующими буквами: a (аз) – 1 и т.д.

Учащиеся рассматривают таблицу на стр. 42 задание № 1.
 Выполнение задания № 2 стр. 42. Выполняется по цепочке у доски.
Для тех, кто все выполнил можно предложить задание № 3 стр. 42 – самостоятельно, с последующей проверкой.

Подведем итоги нашей работы:

– С какой нумерацией мы познакомились сегодня на уроке? (Волшебной, римской, алфавитной.)
– Как называются числа, с которыми мы работаем на уроках математике? (Арабские)

V. Закрепление изученного материала

– Мы сегодня очень многое узнали, давайте теперь вспомним изученное ранее. Посмотрите на задание № 4 стр. 42. Что надо сделать?

Объяснение учащихся: по рисунку составить выражения. Дети делают сами, с проверкой на доске.

Задание № 5 стр. 43. А что вы будете делать в этом задании?

Объяснение учащихся: составлять выражения, но в выражении будет несколько слагаемых – более 2.

Проверка на доске или устно.

VI. Рефлексия

– Давайте вспомним, какие цели мы поставили сегодня перед собой.

Ответы учащихся:

– Познакомиться с новыми цифрами;
– Научиться выполнять действия с ними;
– Научиться  сравнивать их и т.д.

– Скажите, пожалуйста, все ли цели мы сегодня достигли?  (Да.)
– Давайте, проанализируем работу каждого из вас.  Для этого, возьмите карандаш любого цвета, который вам нравится. На полях тетради рисуем кружочки (можно заранее наклеить) в количестве   5 штук. Закрашивать их будем с нижнего. Я буду задавать вам вопросы. Если вы, готовы ответить на мой вопрос словами: «Да, я знаю или я могу…», то вы кружочек закрашиваете, не можете ответить – оставляете кружок белого цвета.

  • Можете ли вы составлять числовые выражения по рисунку.
  • Можете ли вы решать примеры, записанные «волшебными цифрами», ели у вас есть числовой отрезок.
  • Можете ли вы прочитать выражения,  записанные римскими цифрами.
  • Можете ли вы решить выражения,  записанные римскими цифрами.
  • Запомнили ли вы названия цифровых нумераций, с которыми встречались на уроке.

VII. Подведение итогов

– Кто закрасил один кружок?
– Кто закрасил два кружка?
– Кто закрасил три кружка?
– Кто закрасил четыре кружка?
– Кто закрасил пять кружков?
– Что было самым трудным на уроке?
– Предлагаю вам дома выполнить задание № 6 стр. 43.(По желанию)
– Большое спасибо за работу на уроке.

VIII. Используемая литература

  1. Методические рекомендации. Пособие для учителя. Математика 1 класс. Л.Г. Петерсон. М., «Ювента», 2010
  2. Устные упражнения на уроках математики. Методические рекомендации. 1 класс. Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова. М., «Школа 2000+…», 2003
  3. Учебник-тетрадь по математике. 1 класс. Л.Г.Петерсон. Часть 2. М., «Ювента», 2010
  4. «Энциклопедический словарь юного математика»
  5. «За страницами учебника математики», Н.Я.Виленкин, И.Я.Депман. М.,1999
  6. Г.И.Глейзер «История математики в школе», М.,1964 г.
  7. Картинки взяты из поисковой системы Яндекс.  (Электронный адрес приложен на слайдах доски)