Оборудование: мультимедийный проектор, Mimio Studio (интерактивная доска).
Цели и задачи:
- уточнить представления о цифрах и числах;
- познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;
- познакомить с первыми десятью римскими цифрами;
- тренировать мыслительные операции, речь, навыки счета в пределах 9;
- тренировать умение записывать соотношения между числами, представленными различной символикой.
I. Устные упражнения
– Счет до 20 вперед и обратно. (Можно
использовать линейку.)
– Сосчитайте через один от 1 до 9; от 10 до 2.
– Скажите, пожалуйста, у всех получилось считать?
А если у вас будут затруднения, то как вам
справится с этой задачей?
(Можно воспользоваться линейкой или числовым
отрезком.)
– Сегодня мы – гости Волшебной страны. Живут там
цифры. А как вы думаете, какие это цифры, если
страна Волшебная? (Волшебные цифры.)
– А теперь откроем страницу 40 учебника и
попадаем в Волшебную страну.
Посмотрите, там все необычно.
– Какие цели и задачи мы поставим перед собой
для этого урока.
Высказывание детей:
– Познакомиться с новыми цифрами;
– Научиться выполнять действия с ними;
– Научиться сравнивать их и т.д.
– Что интересного вы видите? (Числа
обозначены по-другому, другими цифрами.)
– Чем отличается число от цифры? (Число – это
количество предметов; цифра – это знак для
обозначения числа. Этот знак можно
выбирать произвольно.)
– Какими цифрами обозначены в Волшебной стране
число: 0, 2, 5, 8?
– Какое число обозначено флажком? Листиком?
Грушей?
– Какое число следует за листиком? Какое число
предшествует ему?
– На сколько листочек больше грибка? На сколько
грибок меньше, чем листочек?
– На сколько цветочек больше, чем яблоко? На
сколько яблоко меньше, чем цветок?
– Что я должна знать:
- Для сравнения чисел в Волшебной стране? (Из двух чисел на числовом отрезке меньше то, которое расположено левее, а больше то, которое расположено правее.)
- Для сложения или вычитания из волшебного числа обычного числа? (При сложении числа надо от выбранной точки переместиться вправо по числовому лучу, а при вычитании переместиться от выбранной точки влево.)
II. Цифры Волшебной страны
– Сейчас, мы с вами попробуем использовать наши
знания в Волшебной стране.
– Выполнение задания № 1, № 2.
(Работа у доски по цепочке, с
комментированием.)
– А сейчас, сами составьте выражения на
сравнения, используя цифры Волшебной страны.
(Проверка вариантов решения у доски.)
– Подведем итог нашей работы в Волшебной стране.
Сможете ли вы сравнивать и выполнять действия с
числами, записанные «волшебными» цифрами. (Да,
если будет дан числовой отрезок.)
III. Римские цифры
– А знаете ли вы, что цифры, которыми мы
пользуемся, не были придуманы в одночасье. Это
результат длительного исторического развития
человеческого общества. В древности люди
записывали числа словами. Постепенно слова
заменились знаками. У разных народов числовые
знаки были разными. Древнейшие известные нам
цифры – иероглифы вавилонян и египтян. Они
представляют собой клинописные знаки.
Прообразы современных цифр появились в Индии
примерно в шестом веке. Удобство записи чисел при
помощи этих цифр привело к их распространению в
другие страны. В Европу индийские цифры попали
благодаря арабам лишь в X – XIII вв., поэтому их
часто называют «арабскими». Всеобщее
распространение они получили лишь в XVII веке.
Наиболее долговечной из древних цифровых систем
стала римская нумерация, возникшая более 25 веков
назад. Они до сих пор используются для
обозначения чисел.
В наши дни римские цифры используются в основном
для обозначения порядковых числительных.
(Подробное ознакомление детей с римской
нумерацией.)
Давайте, попробуем сами записать (по образцу)
римские цифры.
Выполнение задания № 4 стр. 40.
(Учащиеся у доски записывают по образцу
римские цифры.)
– Давайте прочитаем числовые выражения, найдём
их значения и результат запишем римскими
цифрами.
Выполнение задания № 5 стр. 40.
(В тетради и у доски с объяснением столбики I
и II, а III самостоятельно.)
– Для тех, кто справился с заданием можно
предложить выполнить задание № 6.
Задание № 7 стр. 41 учащиеся выполняют
самостоятельно.
– Как будете выполнять эту работу?
Объяснение учащимися своей работы.
Дети должны пересчитать предметы в рамках,
соединить линией рамки, содержащие одинаковое
количество предметов, и записать ответ для
левого столбика арабскими цифрами, а для правого
– римскими. Учитель может поработать с
некоторыми учащимися индивидуально у доски по
мере необходимости.
Как только ученик выполняет работу – он встает.
Учитель проверяет его работу. За правильно
выполненную работу ученик получает наклейку,
после этого он становится помощником учителя и
помогает проверить остальных учащихся. Все
ребята, правильно выполнившие задание, получают
поощрение.
Подведем итог нашей работы:
– Как называются цифры, с которыми мы сейчас
работали?
– С какими цифрами мы чаще работаем на уроках?
IV. Алфавитная нумерация
– Мы с вами узнали, что в Индии, в Вавилоне, в Египте – были разнообразные цифры. А были ли у нас – у славян, цифры? А если были, то как они могли выглядеть?
Варианты ответов детей. (На доске можно нарисовать отрезок с делениями, а учащиеся выходят к доске, и рисуют придуманную им цифру.)
– Действительно, была славянская алфавитная нумерация. Она возникла в IX – X вв. и встречалась до конца XVII века. Её название – «кириллица» – происходит от имени славянского просветителя Кирилла Философа. В составе кириллицы 42 буквы, 17 из которых использовались для обозначения чисел. Над буквами-числами ставился особый знак ~ , названный «титло». Цифры 1-9 обозначались следующими буквами: a (аз) – 1 и т.д.
Учащиеся рассматривают таблицу на стр. 42 задание
№ 1.
Выполнение задания № 2 стр. 42.
Выполняется по цепочке у доски.
Для тех, кто все выполнил можно предложить задание
№ 3 стр. 42 – самостоятельно, с последующей
проверкой.
Подведем итоги нашей работы:
– С какой нумерацией мы познакомились сегодня
на уроке? (Волшебной, римской, алфавитной.)
– Как называются числа, с которыми мы работаем на
уроках математике? (Арабские)
V. Закрепление изученного материала
– Мы сегодня очень многое узнали, давайте теперь вспомним изученное ранее. Посмотрите на задание № 4 стр. 42. Что надо сделать?
Объяснение учащихся: по рисунку составить выражения. Дети делают сами, с проверкой на доске.
– Задание № 5 стр. 43. А что вы будете делать в этом задании?
Объяснение учащихся: составлять выражения, но в выражении будет несколько слагаемых – более 2.
Проверка на доске или устно.
VI. Рефлексия
– Давайте вспомним, какие цели мы поставили сегодня перед собой.
Ответы учащихся:
– Познакомиться с новыми цифрами;
– Научиться выполнять действия с ними;
– Научиться сравнивать их и т.д.
– Скажите, пожалуйста, все ли цели мы сегодня
достигли? (Да.)
– Давайте, проанализируем работу каждого из вас.
Для этого, возьмите карандаш любого цвета,
который вам нравится. На полях тетради рисуем
кружочки (можно заранее наклеить) в
количестве 5 штук. Закрашивать их будем с
нижнего. Я буду задавать вам вопросы. Если вы,
готовы ответить на мой вопрос словами: «Да, я знаю
или я могу…», то вы кружочек закрашиваете, не
можете ответить – оставляете кружок белого
цвета.
- Можете ли вы составлять числовые выражения по рисунку.
- Можете ли вы решать примеры, записанные «волшебными цифрами», ели у вас есть числовой отрезок.
- Можете ли вы прочитать выражения, записанные римскими цифрами.
- Можете ли вы решить выражения, записанные римскими цифрами.
- Запомнили ли вы названия цифровых нумераций, с которыми встречались на уроке.
VII. Подведение итогов
– Кто закрасил один кружок?
– Кто закрасил два кружка?
– Кто закрасил три кружка?
– Кто закрасил четыре кружка?
– Кто закрасил пять кружков?
– Что было самым трудным на уроке?
– Предлагаю вам дома выполнить задание № 6
стр. 43.(По желанию)
– Большое спасибо за работу на уроке.
VIII. Используемая литература
- Методические рекомендации. Пособие для учителя. Математика 1 класс. Л.Г. Петерсон. М., «Ювента», 2010
- Устные упражнения на уроках математики. Методические рекомендации. 1 класс. Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова. М., «Школа 2000+…», 2003
- Учебник-тетрадь по математике. 1 класс. Л.Г.Петерсон. Часть 2. М., «Ювента», 2010
- «Энциклопедический словарь юного математика»
- «За страницами учебника математики», Н.Я.Виленкин, И.Я.Депман. М.,1999
- Г.И.Глейзер «История математики в школе», М.,1964 г.
- Картинки взяты из поисковой системы Яндекс. (Электронный адрес приложен на слайдах доски)