Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается: функции мобильного телефона, набор товаров в магазине, инструкции к новой технике, поиск в интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.. Требуется умение отбирать главное в море информации. Этому противоречит традиционное массовое восприятие процесса обучения: «все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания»
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на результаты образования, цель которого – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы – дать хорошие прочные знания» А в соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится – организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.
Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Используя современные педтехнологии учителю
необходимо организовать деятельность учащихся.
Позиция учителя должна быть следующей: к классу
не с ответом (готовыми знаниями, умениями,
навыками), а с вопросом. Знания обучающихся
должны стать результатом их собственных поисков.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально
организованных для этого условиях).
Достичь этих целей можно, используя метод проектов.
Проектная технология – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)
Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.
Учебный проект
Проблема проекта | «Почему?»(это важно для меня лично) | Актуальность проблемы – мотивация |
Цельпроекта | «Зачем?»(мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методыи способы | «Как?»(мы это можем делать) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Что получиться?» (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Этапы работы методом проектов
1 этап – погружение в проект | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Формулирует: | Осуществляет: | |
проблему проекта | личностное присвоение проблемы | |
сюжетную ситуацию | вживание в ситуацию | |
цель и задачи | принятие, уточнение и конкретизации цели и задач | |
2 этап – организация деятельности | ||
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: | |
организовать группы | разбивку на группы | |
распределить задания в группах | распределение ролей в группе | |
спланировать деятельность по решению задач проекта | планирование работы | |
возможные формы презентации результатов | выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов | |
3 этап – осуществление деятельности | ||
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: | |
консультирует учащихся по необходимости | каждый в соответствии со своим заданием и сообща | |
ненавязчиво контролирует | консультируется по необходимости | |
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость | «добывают» недостающие знания | |
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов | готовят презентацию результатов | |
4 этап – презентация | ||
Подводит итоги обучения: | Демонстрируют: | |
обобщает и резюмирует полученные результаты | понимание проблемы, цели и задач | |
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение | умение планировать и осуществлять работу | |
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе | найденный способ решения проблемы | |
рефлексию деятельности и результата | ||
дают взаимооценку деятельности и ее результативности |
Наиболее значимым и важным является 1
этап проектирования – погружение в проект.
Это первый шаг в работе, именно этот этап
чаще всего представляет наибольшую трудность
и от его грамотного планирования зависит
дальнейшая деятельность. Определить проблему
поставить цель, конкретизировать задачи,
спланировать мероприятия и прогнозировать
результат помогает метод проектирования
«Зеркало прогрессивных преобразований»
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ
«Зеркало прогрессивных преобразований»
1. Постановка проблемы: рост
заболеваемости СПИДом
Формулировка проблемы, темы и построение
«дерева проблем» – причины нерешения проблемы
2. Причины:
(формулировка начинается с «не…», «нет…»)
Ситуация «плюс»
3. Цель проекта:
Цели – это наиболее общие утверждения типа: создать дополнительные источники информации о СПИДе
4. Задачи – конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта.
Задачи – это возможные улучшения ситуации, формулируются относительно причин «нерешения проблемы».
5. Мероприятия – те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;
- Результат/продукт: создание источников информации о заболевании
- Критерии результативности: сроки, финансирование, ответственные
- Анализ ресурсов: достаточно ли времени для осуществления проекта, полное ли финансирование, источники информации, работники службы и т.д.
Задание: Рассмотреть пример проблемы «Низкий уровень результатов ЕГЭ» (работа в группах, рефлексия)
Список лтературы:
- Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. – М., 2005.
- Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. – М., 2005.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. – М., 2006.