Введение
Для современной школы, развертывающей интенсивную работу по повышению качества знаний учащихся, по максимальной реализации их учебных способностей, овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Полноценный навык чтения – это база для орфографически грамотного письма, дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже способ общения.
Однако выявлены и проблемы, являющиеся серьёзным сдерживающим фактором развития навыков беглого осознанного чтения: недостаточные навыки диагностической деятельности педагога; возникновение трудностей в привлечении родителей к обучению детей; затруднения в формировании навыков чтения у детей с речевыми дефектами.
Актуальность проблемы обусловлена рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык. Поэтому перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.
Составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания является орфографическая грамотность. Именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. Глубина и прочность навыков учащихся определяются всей системой обучения и зависят от методов и приемов работы, от подбора эффективных и целенаправленных упражнений, от умелого проведения самостоятельных работ, от развития орфографической зоркости у учащихся и привития им навыков самопроверки и самоконтроля, от знания ими теоретического материала, на основе которого формируются орфографические навыки, от повторения грамматического и орфографического материала.
Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условий:
– при формировании навыков чтения
необходимо опираться на развитие таких
важнейших психических процессов, как восприятие,
внимание, память, мышление.
– навык чтения значительно укрепляется, если
параллельно с ним развиваются и другие виды
речевой деятельности: аудирование, говорение и
письмо.
– формировать полноценный навык чтения
необходимо не только на уроках чтения, но и на
уроках математики, русского языка, окружающего
мира и др.
Для формирования орфографического навыка у младших школьников необходимо выполнение следующих педагогических условий:
– количественный рост словаря (за счет
усвоения новых слов и их значений);
– качественное обогащение словаря (путем
усвоения смысловых и эмоциональных оттенков
значений слов, переносного значения слов и
словосочетаний).
– преодоление и предупреждение ошибочных
словосочетаний в речи учащихся;
– осознанное построение предложений.
Научная новизна работы заключается: в обобщении и систематизации современной литературы по проблеме; экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы, способствующей повышению качества образования. В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы, разработан комплекс тренировочных упражнений с 1 по 4 классы, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, сформировать чувство языка; разработаны методические требования к организации занятий с младшими школьниками по формированию навыков беглого осознанного чтения.
Цели и задачи проекта
Исходя из вышеизложенного мы определяем, что цель нашего проекта – разработка программы факультативного курса, ориентированной на повышение грамотности обучающихся, развитие познавательных способностей.
Проблема, цель проекта определяют конкретные задачи:
- Разработать программу факультативного курса «Школа оптимального чтения и грамотного письма».
- Разработать методику организации учебной деятельности обучающихся в рамках. преподавания факультативного курса «Школа оптимального чтения и грамотного письма».
- Разработать дидактический материал для уроков обучения грамоте.
Методологическая база проекта
Проблема формирования навыка беглого осознанного чтения рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).
Теоретические основы обучения чтению
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”. Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели».
Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность
средствами устной речи передать слушателям
главную мысль произведения и свое собственное
отношение к нему.
В методической науке выделяют три этапа
формирования навыка чтения: аналитический,
синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость
систематической и целенаправленной работы над
развитием и совершенствованием навыка чтения.
Чтобы решить проблему формирования
сформированного навыка чтения разработан
дидактический материал к урокам обучения
грамоте (Приложение 1)
и создана программа факультативного курса
«Школа оптимального чтения и грамотного письма»
(Приложение 2).
Заключение
Как показал опыт работы, обучающиеся, с которыми проводилось обучение по программе имеют высокое качество знаний, о чем свидетельствуют результаты успеваемости (таблица 1). Также заметно стабильное повышение уровня техники чтения и грамотности учащихся (таблицы 2, 3).
Программа факультативного курса «Школа оптимального чтения и грамотного письма» опубликована сайте электронного СМИ «Педсовет»/Pedsovet.org, 2011 г., имеет внешнюю рецензию, может быть использована в учебном процессе любым образовательным учреждением.
Таблица №1: Сведения об успеваемости учащихся за последние 5 лет:
Год |
Класс |
Количество |
% успеваемости |
% качества |
2006-2007 | 2-й |
3 |
100 |
66 |
2007-2008 | 3-й |
2 |
100 |
66 |
4-й |
1 |
100 |
100 |
|
2008-2009 | 4-й |
2 |
100 |
100 |
1-й |
4 |
– |
– |
|
2009-2010 | 2-й |
5 |
100 |
60 |
2010-2011 | 3-й |
5 |
100 |
60 |
Таблица 2: Сведения о результатах техники чтения за последние 5 лет:
Год Уровень |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
1 уровень оптимальный | 33% |
33% |
40% |
60% |
60% |
2 уровень высокий | 33% |
33% |
20% |
– |
– |
3 уровень удовлетворительный | – |
33% |
20% |
20% |
20% |
4 уровень критический | 33% |
– |
20% |
20% |
20% |
5 уровень неудовлетворительный | – |
– |
– |
– |
– |
Таблица 3: Сведения об уровне грамотности обучающихся за последние 5 лет.
Год Уровень |
2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
1 уровень оптимальный | – | – | 33% | 20% | – |
2 уровень высокий | 33% | 66% | 33% | 40 | 40 |
3 уровень удовлетворительный | 33% | 33% | 33% | 40% | 40% |
4 уровень критический | 33% | – | – | – | 20% |
5 уровень неудовлетворительный | – | – | – | – | – |
Список литературы:
- Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
- Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
- Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
- Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
- Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я – мама, 2006, №2.
- Безруких М.М. Формирование навыков чтения и
письма
в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm - Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
- Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. – №3, – с. 12-19.
- Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.
- Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников.// Начальная школа. – 1989 г. – №1. – с. 33 –38.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
- Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. – №6 – с. 5-14.
- Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. – №3. – с. 67-69.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
- Ладыженская Т. А. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.
- Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.
- Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. – №5. – с. 99-101.
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.
- Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.
- Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. – №3 – с. 16 –21.
- Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.
- Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.
- Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. – №8 – с.22-26.
- Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
- Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 – №7 – С. 24-27.
- Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 – №5 – с. 15-17
- Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 – №6 – с. 24-46.
- Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. – № 6 – с. 12-16.