Важнейшим условием успешной деятельности будущего инженера технолога общественного питания стала рассматриваться его профессиональная компетентность в области технологии приготовления пищи.
Слово «технология» в переводе с греческого означает «искусство», «умение», «мастерство». В современном представлении технология приготовления пищи – это технологическая дисциплина, изучающая рациональное производство кулинарной продукции в условиях индивидуального и массового производства. Совершенно очевидно, чем образованнее и опытнее студент в области производства кулинарной продукции, тем успешнее и безопаснее он будет осуществлять свою преобразовательную деятельность.
Мы рассматриваем, профессиональную компетентность будущего инженера в области технологии приготовления пищи как особое интегративное качество, которое выражается в его готовности применять соответствующие профессиональные компетенции, связанные с производством кулинарной продукции, обслуживанием потребителей и предоставлением услуг в качестве заведующего производством на предприятиях индустрии питания различных организационно-правовых форм собственности. Владея профессиональной компетентностью, будущий инженер технолог общественного питания способен выпускать конкурентоспособную кулинарную продукцию, которая обладает преимуществом перед продукцией конкурентов и отличается высоким качеством, ценой и обслуживанием.
Одним из вариантов формирования профессиональной компетентности можно рассматривать модульное построение учебного материала, где центр тяжести учебного процесса переносится на самостоятельную работу студентов, где каждому студенту предоставляется программа обучения и критериальная система оценки достигнутого уровня компетентности.
Методическое обеспечение модуля состоит из учебно-методических материалов для преподавателя и дидактических – книги (информационный материал) и рабочей тетради студента, в которых даны задания, материалы проверки и контроля. Дидактические средства проверки усвоения учебного материала содержатся как в книге студента, так и в книге преподавателя. В начале учебного процесса каждому студенту предлагается модульная программа формирования профессиональных компетенций (совокупность теоретических знаний и навыков, практических действий), стандарты (критерии), в соответствии с которыми осуществляется оценка.
План занятия по теме «Приготовление и оформление бутербродов» состоит из трех этапов. Первый этап начинается с целеполагания урока. Студенты осознают основную цель предстоящего изучения учебной темы модуля, практическую и теоретическую значимость. Затем преподаватель сообщает, сколько уроков отведено на изучение данной темы, примерные сроки ее завершения, перечисляет основные элементы, которыми должны овладеть студенты в результате изучения темы. После ориентировки в предстоящей деятельности студенты выбирают индивидуальную траекторию обучения. Далее преподаватель подготавливает студентов к восприятию нового материала, вовлекает их в новую проблему, показывает значимость в будущей профессиональной деятельности, выявляет существующий уровень знаний студентов по данной проблеме. В качестве мотивации могут выступать такие приемы как «отнесение к личности», «отнесение к ситуации»; показ изучаемого образца, презентация и другое.
На втором этапе происходит усвоение учебного материала и его закрепление. Усвоенный материал может быть присвоен,когда появляется автоматизм в его использовании. Преподаватель сопоставляет результат, полученный студентом с эталоном деятельности, и фиксирует достигнутый уровень профессиональной компетентности. При работе с учебным материалом преподаватель использует следующие формы деятельности – индивидуальную и коллективную, работу в малых группах, в парах, самообучение; в качестве технических средств обучения – учебно-наглядные пособия, специальные технические устройства. В качестве заданий на закрепление материала выступает практическая деятельность студента (решение задач, выполнение лабораторных работ и практикумов, разработка индивидуальных или групповых проектов). Листы с заданием по содержанию закрепляющего материала находятся в тетради студента.
На третьем этапе преподаватель проводит контроль и коррекцию усвоения учебной информации, обобщает изученный материал, подводит итоги работы по данной теме, оценивает качество занятия и используемые средства. Для оценки качества и уровня усвоения учебного материала используются задания для проверки. При подведении итогов преподаватель сопоставляет результат деятельности студента с эталоном и затем фиксирует достигнутый уровень усвоения профессиональной компетенции студентами. В конце занятия преподаватель сообщает задание на дом, а также проводит обратную связь, в ходе которой получает дополнительную информацию о качестве разработанных материалов. Все аспекты учебного занятия содержатся в дневнике, который заполняется студентами в конце урока.
С целью выявления эффективности формирования профессиональной компетентности студентов нами были выделены следующие уровни: низкий (репродуктивный); средний (продуктивный); высокий (творческий).
I – высокий (творческий) уровень, которому
соответствует способность студента
самостоятельно создавать новые объекты
кулинарной продукции, технологические процессы
или приемы выполнения, опираясь на трансформацию
алгоритмов и методов действий соответственно
возникшей новой задаче в незнакомой ситуации для
получения нового алгоритма технологической
деятельности;
II – средний (продуктивный) уровень, которому
соответствует способность студента
самостоятельно создавать новые объекты
кулинарной продукции, технологические процессы
или приемы выполнения, опираясь на схожие
алгоритмы и методы действий, соответственно
возникшей задаче для получения нового алгоритма
технологической деятельности в знакомой
ситуации;
III – низкий (репродуктивный) уровень, которому
соответствует способность студента
воспроизводить известные приемы и способы
выполнения трудовых операций по заданному
алгоритму приготовления в рамках простой
заданной технологии производства кулинарной
продукции.
Совершенно очевидно, что студент, владеющий профессиональной компетентностью, способен выпускать конкурентоспособную продукцию, владеть навыками самообразования и повышения квалификации, тем самым, выдерживать конкуренцию на рынке труда. Профессиональная компетентность позволяет ему максимально полно раскрыть свой материальный и духовный потенциал, наиболее благоприятным образом реализовывать свои уникальные природные задатки и способности, функционировать и развиваться в информационно-технологическом мире.
1. Общая информация о модуле
Модуль 6: Приготовление и оформление холодных блюд и закусок
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические
продукты порциями.
ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.
ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные
закуски.
ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные
блюда.
Академический кредит: 30 часов.
Допуск: данный модуль рассчитан на студентов, обучающихся по специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания», переподготовки кадров для пищевой отрасли, самообразования.
Профессиональная направленность: студенты должны обладать знаниями химии, биологии, математики, охраны и безопасности труда, работы с инструментами.
2. Условия реализации модуля
Реализация модуля предполагает наличие учебной лаборатории «Технология приготовления пищи», а также:
а) мебель и стационарное оборудование (интерактивная доска, столы, стул для преподавателя и студентов; шкафы для хранения наглядных пособий, документации и др., компьютеры);
б) нормативная документация (ФГОС к содержанию и уровню подготовки выпускников; Сборники рецептур и кулинарных изделий; инструкции по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии; квалификационные характеристики повара);
в) учебно-методическая документация (рабочая программа модуля, учебно-методические пособия; материалы промежуточной аттестации студентов;
г) учебно-наглядные пособия: плоскостные средства обучения (таблицы, плакаты, схемы, диаграммы и др., компьютерные программы (обучающие и контролирующие)).
3. Общие требования к организации образовательного процесса
Образовательный процесс ориентирован на формирование профессиональных компетенций. Базой для изучения данного модуля являются модули дисциплин «Товароведение пищевых продуктов», «Оборудование предприятий общественного питания» и др. Программу модуля студенты осваивают в рамках аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Аудиторная учебная работа выполняется студентами под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная учебная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов определяется преподавателем в соответствии с рекомендуемыми видами заданий. Виды заданий, их содержание имеют вариативный, инвариантный и дифференцированный характер, учитывают специфику предприятия индустрии питания, индивидуальные особенности студента.
Контроль и оценка результатов освоения модуля
Результат |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями | Полнота знаний о технологиях приготовления бутербродов и гастрономических продуктов порциями. Правильность, точность, последовательность, обоснованность, полнота выполнения производственных операций при приготовлении бутербродов и гастрономических продуктов порциями. | Наблюдение и оценка выполнения практических действий. Тестовый контроль. Решение проблемных ситуаций. Деловая игра. Отчет по выполнению лабораторных работ и практикума. Защита творческого проекта. |
План занятия «Приготовление бутербродов»
Тема: Приготовление бутербродов.
Цели:
- Обучающая:познакомить студентов с технологиями приготовления бутербродов и гастрономических продуктов порциями; показать практическое применение теоретического материала; научить готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями;
- Развивающая: развивать устойчивый интерес к выбранной профессии;
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность, добросовестность, ответственность за выполнение работы.
Оборудование: информационный материал, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды, доски разделочные, набор ножей, набор продуктов для практической работы.
Методы обучения: словесный (беседа); наглядный (показ приёмов работы при приготовлении бутербродов, показ слайдов); практический.
Методическое оснащение: оборудование кабинета; телевизор, ноутбук (слайд-программа),
Тип урока: комбинированный с презентацией.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-мотивационный этап (10-15 мин.)
1.1. Предварительное определение уровня знаний и мотивация учащихся (Приложение 1, лист с заданием 1.1).
Краткая характеристика: первый этап начинается с целеполагания урока. Студенты осознают основную цель предстоящего изучения учебной темы модуля, практическую и теоретическую значимость. Затем преподаватель сообщает, сколько уроков отведено на изучение данной темы, примерные сроки ее завершения, перечисляет основные элементы, которыми должны овладеть студенты в результате изучения темы. После ориентировки в предстоящей деятельности студенты выбирают индивидуальную траекторию обучения. Далее преподаватель подготавливает студентов к восприятию нового материала, вовлекает их в новую проблему, показывает значимость в будущей профессиональной деятельности, выявляет существующий уровень знаний студентов по данной проблеме. В качестве мотивации могут выступать такие приемы как «отнесение к личности», «отнесение к ситуации»; показ изучаемого образца, презентация и другое.
2. Организация самостоятельной работы студентов (50-60 мин.)
2.1. Характеристика и технология приготовления
бутербродов (презентация) (Приложение
1, информационный материал, лист с
заданием 2.1).
2.2. Самостоятельная работа по изучению
технологии приготовления бутербродов (Приложение 1, вопросы
для презентации).
2.3. Презентация бутербродов студентами.
Краткая характеристика: на втором этапе происходит организация самостоятельной работы студентов. Усвоенный материал может быть присвоен,когда появляется автоматизм в его использовании. При работе с учебным материалом используют следующие формы деятельности – работа в парах, групповая и индивидуальная; в качестве технических средств обучения – учебно-наглядные пособия, специальные технические устройства. В качестве заданий на закрепление материала выступает практическая деятельность студента (решение задач, выполнение лабораторных работ и практикумов, разработка индивидуальных или групповых проектов). Листы с заданием по содержанию закрепляющего материала находятся в тетради студента.
3. Подведение итогов урока (10-15 мин.)
3.1. Проверка степени усвоения материала (Приложение 1, лист с
заданием 3.1).
3.2. Оценка дидактических средств и деятельности
преподавателя (дневник урока, обратная связь).
Краткая характеристика: на третьем этапе преподаватель проводит контроль и коррекцию усвоения учебной информации, обобщает изученный материал, подводит итоги работы по данной теме, оценивает качество занятия и используемые средства. Для оценки качества и уровня усвоения учебного материала используются задания для проверки. При подведении итогов преподаватель сопоставляет результат деятельности студента с эталоном и затем фиксирует достигнутый уровень усвоения профессиональной компетенции студентами. В конце занятия преподаватель сообщает задание на дом, а также проводит обратную связь, в ходе которой получает дополнительную информацию о качестве разработанных материалов. Все аспекты учебного занятия содержатся в дневнике, который заполняется студентами в конце урока.