Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить сообщения в устной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места | |
1. Приветствие |
Приветствуют гостей | |
2. Готовность к уроку |
Готовят рабочее место , психологически настраиваются на урок | |
II. Проверка домашнего задания |
Предлагает выполнить задания тестового характера на карточке; затем выполнить самопроверку с использованием образца; предлагает оценить результат | Выполняют тестовую работу; Осуществляют самопроверку по заданному образцу. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают полученный результат. Высказывают своё отношение. |
III Постановка учебной задачи |
Предлагает проанализировать многообразие продуктов и предметов и определить, что их связывает. Слушает предположения учащихся, корректирует. | Знакомятся с ассортиментом продуктов и медикаментов, высказывают предположения о связи между ними. |
Формулировка темы и задач урока | Предлагает определить тему урока, выяснить значения слов в названии темы, сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, корректирует выводы учащихся | Формулируют определения слов из названия темы урока "бактерии" и "универсальные" из личного опыты. Озвучивают своё мнение. Формулируют вопросы, на которые нужно получить ответы. |
IV. Работа по теме урока1. Понятия "бактерия", "микроб" |
Предлагает работу с учебником для ответа на вопрос: "Что такое "бактерия"? Дополняет ответы со ссылкой на источник | Работают с учебником, выбирают информацию по заданным темам. Озвучивают результат работы |
2. Открытие бактерий. Антони ван Левенгук | Предлагает работу с учебником для ответа на вопрос: "Кто впервые смог увидеть бактерии"? Дополняет ответы | |
3. Среда обитания бактерий | Предлагает высказать предположения о среде обитания бактерий. Корректирует ответы детей, дополняет их | Высказывают предположения. Слушают учителя |
4. Деятельность бактерий * в жизни человека |
Какова роль бактерий в жизни человека? | |
"производители" | Предлагает фрагмент рассказа "Петька-микроб" Г. Остера с целью ответа на вопрос: "Какую "работу" выполняют бактерии?" Дополняет ответы детей | Слушают фрагмент рассаза "Петька-микроб" Г. Остера с целью ответить на вопрос: "Какую "работу" выполняют бактерии?" Озвучивают результат |
"защитники" | Сообщает сведения о положительной роли бактерий в жизни человека | |
Размножение бактерий | Сообщает сведения о размножении бактерий (скорость). У бактерий есть интересная особенность: они ОЧЕНЬ быстро размножаются. Предлагает предположить возможные последствия | Слушают сообщение учителя о способности бактерий очень быстро размножаться. Предполагают возможные последствия этой особенности |
"разрушители" | Сообщает сведения об отрицательной роли бактерий в жизни человека | Слушают сообщение учителя. Отвечают на поставленные вопросы |
сохранение здоровья |
Предлагает ответить на вопрос: "Как уберечься от вредного воздействия бактерий?" Кто виноват в отрицательных последствиях взаимодействия бактерий и людей? | Отвечают на вопрос: "Как уберечься от вредного воздействия бактерий?" Формулируют правила: сохранения и хранения продуктов и правила гигиены |
Физминутка | ||
* в природе | Какова роль бактерий в природе? Предлагает работу с учебником (стр. 40) для ответа на вопрос: "Какова роль бактерий в природе?" |
Работают с учебником, выбирают информацию по заданному вопросу. Озвучивают результат работы |
участники круговорота веществ, "мусорщики" | Предлагает дополнить схему
круговорота веществ и подумать о роли бактерий в
нём. Сообщает сведения о бактериях нефтеедах, железобактериях (в древних водоемах благодаря развитию железобактерий происходило постепенное накопление железа). Бактерии, разрушающие горные породы.В настоящее время во многих странах микроорганизмы применяются для промышленного получения меди, урана и других металлов. |
Заполняют схему круговорота вещест в
природе. Делают вывод о роли бактерий в
круговороте. Озвучивают результат. Приводят
аргументы. Слушают сообщение учителя |
5. Закрепление | ||
"вредные" и "полезные" бактерии | Предлагает заполнить таблицу "Вред и польза бактерий" | Работают в парах. Обсуждают, заполняют таблицу |
"суд" | Предлагает примерить на себя роль судьи "взвесить" вред и пользу бактерий, сделать вывод | Обсуждают в парах. Озвучивают результат. Обосновывают свой выбор |
V. Итог урока1. Решение проблемной ситуации. Вывод |
Предлагает ответить на проблемный вопрос начала урока. Аргументировать свой ответ. Сделать вывод о роли бактерий в природе и жизни человека | Возвращаются к проблемной ситуации (начало урока). Отвечают на вопрос: "Что связывает представленные продукты и предметы?". Доказывают свою точку зрения. |
2. Подведение итога |
Предлагает ответить на вопросы: Какую
тему мы изучили на уроке? Предлагает сформулировать вопросы, на которые получили ответы. |
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вопросы, на которые нашли ответы в процессе урока. |
3. Рефлексия | Предлагает определить роль урока в жизненном опыте и выбрать соответствующую фигурку бактерии | Задумываются о роли этого урока в их жизненном опыте. Полезен ли он. Выбирают соответствующую фигурку и прикрепляют на доске |
4. Оценка учителя | Подводит итог рефлексии. Оценивает работу учащихся на уроке. Вручает памятные жетоны. | Слушают учителя |
5. Домашнее задание | Озвучивает домашнее задание | Записывают в дневник |
VI. Организационный конец урока |
Сообщает об окончании урока | |
1. Благодарность гостям | Предлагает поблагодарить гостей за внимание | Благодарят гостей за внимание |
2. Конец урока | Уборка рабочего места |